Манипулируя краном: обзор КМУ

Во времена всеобщей экономии и «оптимизации расходов» кран-манипулятор, установленный на борту грузовика, способен полностью вытеснить привычный автокран, поскольку позволяет вдвое сократить затраты на погрузку и транспортировку товара (груза) весом в десятки тонн.

Крано-манипуляторная установка

Не перегружай свою стрелу

Конструктивно крано-манипуляторная установка (КМУ) состоит из опорно-поворотного устройства с выдвижными опорами (аутригерами), основной и дополнительной стрелы (плюс удлинитель) Z-образного или продольного складывания, грузозахватного приспособления, исполнительных гидроцилиндров, поста управления, гидрораспределителей и ротатора. Основная польза от крана-манипулятора в том, что он допускает установку многих навесных механизмов – крюка, подъемной корзины, бура, грейфера, различных захватов, зажимных скоб и т.д. А это позволяет КМУ обрабатывать практически любые грузы, включая сыпучие, мусор, трубы и металлолом, а значит, находить применение в строительстве, на монтаже, в коммунальном, складском, ж/д и лесном хозяйстве.

Шасси серийного грузовика перед установкой КМУ (за грузовой платформой или за кабиной водителя) оснащается подрамником и выносными 1- или 2-ступенчатыми опорами. Работает кран-манипулятор либо от аккумулятора, либо от коробки отбора мощности базового шасси, а управляться может с земли (пультом) или с колонны, где в этом случае ставится сиденье оператора. Также манипуляторы могут оборудоваться системой дистанционного управления.

Главное, что интересует потребителя при выборе модели – соотношение грузовой момент / цена, затем учитываются собственный вес, вылет стрелы, интервал грузоподъемности, доступный угол поворота и удобство управления оборудованием. Разумеется, важны доступность сервисного обслуживания и надежность (качество). Стрела с меньшим количеством ступеней стрелы объективно надежнее (просто потому, что она проще), а ее шести- или пятиугольный профиль жестче четырехугольного.

Востребованы оснащенные КМУ автомобильные эвакуаторы, которые способны погрузить а/м весом 3,5 т на собственную платформу. Для их изготовления применяются шасси КамАЗ, МАЗ и ГАЗ.

Чтобы эффективно использовать грузовик, желательно ограничить массу КМУ четвертью его полезной грузоподъемности. Поэтому лучшие краны-манипуляторы изготовляются из легких конструкционных материалов – при небольшой собственной массе они развивают значительный грузовой момент.

После приобретения КМУ крайне важно не перегружать ее – максимальный заявленный вес кран способен поднять с минимальным вылетом стрелы, и наоборот. В противном случае часть рабочего времени непременно придется потратить на негарантийную сварку металлоконструкций стрелы и другие непрофильные работы. «Просто» гнутая стрела также не добавит имиджа компании. (Современные краны-манипуляторы оборудуются датчиками, которые отслеживают вес и траекторию движения стрелы и блокируют движение стрелы при ее перегрузе.) Есть и другие требования к эксплуатации – например, не следует пренебрегать помощью аутригеров даже при незначительной угрозе для устойчивости шасси, своевременно заменять трос уже при первых обрывах стальных нитей.

На любой вкус

В России краны-манипуляторы выпускают многие заводы. Так, ЗАО «Балашихинские автомобильные краны и манипуляторы» (БАКМ) производит КМУ с грузовым моментом 4,6-21,5 т·м: БАКМ 460, 890, 1040, 1600 и новинку - БАКМ 2000 (4 модификации стрелы). «Преимущество наших КМУ по сравнению с отечественными аналогами – их малый собственный вес, – считает ген. директор ЗАО «БАКМ» Геннадий Развалов. – Это достигнуто за счет применения новых конструктивных решений, высокопрочных хромоникелевых сталей для сварных металлоконструкций, гидроаппаратуры высокого давления. Трубы гидросистемы выполнены из нержавеющей стали, а трубопроводная арматура и присоединительные элементы гидроагрегатов имеют защитные гальванические покрытия».

ОАО «Майкопский машиностроительный завод» предлагает шесть базовых моделей манипуляторов «Атлант» в лесном и крановом исполнении, со шведской или итальянской гидравликой. «Лесные» манипуляторы оснащены грейфером площадью сечения 0,35 или 0,4 м². «Применение в металлоконструкциях особо прочной стали, выдерживающей эксплуатацию при низких температурах (до -50°С), автоматическая сварка под слоем флюса и гидравлика ведущих производителей позволили довести ресурс КМУ до 10000 часов, - утверждает зам. ген. директора Александр Смыков. - Двухконтурная система управления (два насоса) «Атлант-С» 90-10 увеличила его производительность в 1,8 раза».

ООО «Велмаш-С» (входит в состав ХК «Подъемные машины») выпускает несколько моделей серии ОМТЛ, предназначенных для установки на тракторы и лесовозы, а также 2 модели для городских условий: КМУ-31 и КМУ-90. Одна из последних разработок завода – ОМТЛ-97 для работы с «крупным» лесом. Этот манипулятор укомплектован насосом повышенной производительности и гидравлическим распределителем РМ-316 (Швеция), что позволяет ему совмещать несколько операций.

В номенклатуре ОАО «Соломбальский машиностроительный завод» (также входит в состав ХК «Подъемные машины») – больше 10 моделей манипуляторов серии СФ, спроектированных для эксплуатации в лесной отрасли – от СФ-62 до СФ-140ЛТ. Манипуляторы завода частично комплектуются европейскими деталями – клапаном управления от «Nordhydraulic» и ротатором от «Indexator» (Швеция), фильтром «Finn-Filter» и др.

ЗАО «Инман» серийно выпускает манипуляторы, которые устанавливаются на тракторы, грузовики и гусеничные вездеходы – ИМ-16, ИМ-50 и ИФ 300С (31,7 т·м; 8,1 м; 9 т) Z-образного или телескопического складывания.

ЗАО «Уралтерминалмаш-Сервис» производит КМУ «Синегорец-75» (7,5 т·м; 7,8 м), которая может оснащаться крюком и различными грейферами (в т.ч. с ротатором), люлькой и универсальным вращателем для привода цепной пилы, щетки или кустореза.

Единичные модели КМУ присутствуют в номенклатуре ОАО «Орловский завод дорожных машин», ОАО «Завод «Стройдормаш», ОАО «Галичский автокрановый завод», ОАО «Красноярский завод лесного машиностроения» и др. предприятий. Несколько лет назад партию КМУ на шасси КамАЗ-6520 с грузовым моментом 34 т·м выпустило даже ОАО «Автокран».

Помимо российской техники, широко эксплуатируются краны-манипуляторы из Европы и Азии марок Fassi, Amco Veba, Palfinger, Daf, Man, Iveco, Unimog, Hiab, CSM, Tadano, Soosan, Unic, Kanglim, Dongyang, Copma и др. КМУ из Азии, особенно подержанные, составляют российской технике достаточно серьезную конкуренцию.

«Особенность КМУ Amco Veba (Италия) – использование шестигранных профилей, устойчивых к боковым крутящим воздействиям, а также применение во всех кранах фильтров высокого давления и сливных фильтров, – отмечает Ген. директор ООО «Чайка-Сервис» Евгений Ганин. – Длительный ресурс работы гидросистем достигнут за счет увеличенных сечений магистралей, соединяющих гидроприводы и объемы резервуара с рабочей жидкостью, что препятствует нагреванию масла в системе. Блок распределителей выполнен с микроприводами – это обеспечивает легкость управления и увеличивает ресурс».

В наши дни производители, помимо улучшения конструкции уже существующих моделей, стараются наращивать грузовой момент у новых, достигая 30 т·м и выше, поскольку спрос в этом сегменте техники относительно велик.

Что касается продаж КМУ, то покупатель вправе рассчитывать на разнообразные маркетинговые программы. Нередки рассрочка платежа вплоть до 12 месяцев и существенные скидки, особенно на новую зарубежную технику. В ряде компаний можно купить подержанный кран-манипулятор или новый в обмен на старый по схеме trade-in.

Кстати

Перед эксплуатацией КМУ - проверить отсутствие подтекания рабочей жидкости (РЖ) в местах стыковки трубопроводов гидросистемы; целостность ее рукавов и трубопроводов; состояние сварных швов и опор гидроманипулятора (отсутствие трещин и деформаций); надежность крепления; состояние элементов конструкции платформы и элементов монтажа; прокладку и крепление к неподвижным элементам конструкции рукавов гидросистемы; отсутствие контакта рукавов с острыми кромками и движущимися частями механизма.

Профилактика: очищать манипулятор от грязи; доливать РЖ в бак и заменять ее при наличии примесей воды, грязи и абразивных частиц; проверять перепад давления на фильтре; промывать фильтры грубой очистки по мере их загрязнения; менять фильтроэлементы тонкой очистки.

Мелкие неисправности: подтекание РЖ в местах стыковки рукавов и трубопроводов (подтянуть накидную гайку или заменить уплотнение); ослабление затяжки резьбовых соединений крепления элементов конструкции вследствие повышенных нагрузок (подтянуть соединения); повреждение рукава высокого давления (заменить на новый).

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация