Рынок прицепов и полуприцепов в России

Изначальная классификация прицепов и полуприцепов предполагает их деление по виду перевозимого груза (начиная от простых коробок, ящиков, мешков, емкостей и заканчивая различного рода колесной и гусеничной техникой). Другой популярный вид деления – на два больших подвида: общетранспортные (тентованные, бортовые) и специальные (цементовозы, тяжеловозы и пр.). Также прицепная техника может классифицироваться по количеству осей, габаритным размерам, типу подвески, вместимости и грузоподъемности, типу бортов и так далее.

Главным отличием прицепа от полуприцепа является необходимость полуприцепа опираться спереди на опорно-сцепное устройство тягача, а сзади – на одну и более количество осей, в то время как прицеп имеет собственную переднюю ось. Тем не менее, несмотря на все различия, основной задачей прицепов и полуприцепов остается доставка товара из пункта «А» в пункт «Б», поэтому данный рынок будет рассмотрен с разделением на грузовые и тракторные.

02._Rynok_polupricepov.jpg

Прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям

Как уже было упомянуто выше, одним из главных факторов, влияющих на развитие рынка прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям, является грузооборот автомобильного транспорта. Снижение автомобильных грузоперевозок наблюдается на российском рынке уже третий год (пик был зафиксирован в 2006 году). По данным Росстата, объем перевозок за 10 месяцев 2009 года снизился по сравнению к аналогичному периоду 2008 на 20,5%.

По прогнозам Министерства транспорта, общее снижение за весь 2009 год должно составить порядка 19%. Российский рынок прицепов и полуприцепов отреагировал на эти события снижением производственных показателей в январе—октябре 2009 года к прошлогодним показателям более чем на 63%. Причем до апреля 2009 года можно было наблюдать рост объемов производства, который сменился резким падением, продолжающимся и в настоящее время. Совершенно иную картину представляет собой импорт, постепенно наращивающий темпы с июня 2009 года. Так, объемы импорта в сентябре и октябре 2009 года опередили производственные показатели, а доля импортных поставок по итогам первых 10 месяцев 2009 года составила 44,9%. Исходя из общей ситуации, экспорт оставался стабильно низким на протяжении всего рассматриваемого периода. Его среднемесячные показатели составили чуть более 200 единиц техники.

Экспорт

Экспорт прицепов и полуприцепов за рассматриваемый период составил порядка 25% по отношению к производственным показателям за январь— октябрь 2009 года. Однако реальные объемы вывоза отечественной техники без учета иностранных моделей составляют всего 7,6%. Этим же объясняется и 66%-я доля присутствия в экспорте подержанной техники, что не свойственно большинству отраслей автомобильной промышленности.

Непривычной для экспорта смотрится картина лидирующих марок, первая пятерка представлена сразу тремя иностранными производителями — Lohr, Schmitz и Rolfo с долями 24, 17 и 6%, соответственно. Стоит отметить, что у лидера по экспортным поставкам ООО «Тайсу Глобал Трак» (основного экспортера полуприцепов Lohr) в соответствии с письмом ФТС РФ от 10 сентября 2009 года № 1644 была отозвана лицензия по причине несоблюдения компанией условий включения в Реестр таможенных перевозчиков. Видимо, поэтому организация вывезла за границу в сентябре и октябре 2009 года 260 полуприцепов Lohr. Прицепы и полуприцепы марки Schmitz экспортировало более 50 компаний. Что касается первого российского производителя в рейтинге экспортеров, – то им стал ставропольский Завод автомобильных прицепов (СЗАП). Из 195 прицепов и полуприцепов 132 вывез ООО «Рострейлер». Замыкает пятерку ведущих марок с показателем в 128 единиц техники ЧМЗАП. ОАО «Уралавтоприцеп» — ведущее предприятие по производству прицепов и полуприцепов тяжеловозов различной грузоподъемности, в том числе прицепной техники для перевозки грузов до 2000 тонн. Основу экспорта данной марки составили две модели — ЧМЗАП-9990 (51 единица техники) и ЧМЗАП-99865 (45 единиц техники). Всего же номенклатура предприятия включает более 200 наименований прицепной техники, из которых 18 моделей прицепов и полуприцепов (всего 33 модификации) для Министерства обороны и других силовых структур РФ.

Несмотря на то что экспорт на 66% состоит из подержанной техники, практически 74% прицепов и полуприцепов не старше 5 лет. Если смотреть по годам, то 2008 и 2009 гг. остались за российскими марками, а вот в 2007—2006 гг. были выпущены в основном иностранные марки, направленные на экспорт за первые 10 месяцев 2009 года. Самым «старым» экземпляром оказался прицеп марки ЧМЗАП, которому исполнилось 35 лет. Видимо, он не успел поучаствовать в конкурсе «Самый долгоживущий прицеп», который, собственно, и организовал «Уралавтоприцеп», так как прицеп победителя был выпущен 24 года назад.

Присутствие в экспорте крупнейших компаний по производству автовозов, таких, как Lohr и Rolfo, определило ведущее положение данного вида техники. Среди тентованных и бортовых-тентованных прицепов и полуприцепов большую долю также занимают марки иностранных производителей. u1040 А вот на рынке бортовых прицепов и полуприцепов, а также платформ уверенно лидируют производители из России и стран СНГ.

Основными рынками сбыта для российского автопрома всегда являлись страны СНГ. Поэтому за счет того, что лидерами экспорта являются иностранные марки, Финляндия, Польша и Литва стали ведущими странами, куда направлялись из России прицепы и полуприцепы зарубежных производителей.

Стоит отметить, что в эти страны не было направлено ни одной единицы рассматриваемой техники отечественного производства, а основу экспорта составили три производителя: Lohr, Schmitz и Rolfo. Более 100 прицепов и полуприцепов ЧМЗАП было направлено в Туркмению, 55 — в Казахстан под маркой НЕФАЗ.

Импорт

Импортная составляющая рынка прицепов и полуприцепов, как отмечалось ранее, за первые 10 месяцев 2009 года составила порядка 45%. В Россию за это время было ввезено около 440 различных марок! При этом участниками импортного рынка с российской стороны выступило более 860 компаний. Несмотря на такое обилие марок, явно выраженными лидерами являются две немецкие – это Schmitz и Krone. Под маркой Schmitz в Россию было ввезено 2380 прицепов и полуприцепов. При этом официальный представитель компании находится далеко не на первом месте. В лидерах расположились организации, в большинстве своем занимающиеся грузоперевозками. Аналогичная картина наблюдается и у второго по объемам импортера прицепов и полуприцепов в Россию — марки Krone. Koegel, Kassbohrer и Lamberet заняли практически 10% импортного рынка.

В отличие от экспорта, импортная составляющая рынка автомобильной техники выделяется бóльшим присутствием «бэушных» машин, что мы и наблюдаем в импорте прицепов и полуприцепов. Практически на 88% — это подержанная техника. А вот что касается годов выпуска, то количество прицепов и полуприцепов в возрасте до 5—6 лет здесь составляет порядка 56%.

Среди основных видов импортируемых прицепов можно выделить три основные группы: тентованные, рефрижераторные и бортовые-тентованные. Лидером в каждой из них является немецкая марка Schmitz. Импорт цистерн в Россию занял долю в 10% от общих объемов, что составило чуть более 680 единиц. По количеству марок этот сегмент бесспорный лидер – около 140. В этом сегменте лидером является французская фирма LAG, импортировавшая 51 цистерну.

Кроме того, в импорте встречаются полуприцепы-платформы марок Faymonville и Goldhofer, полуприцепы для перевозки животных Pezzaioli, а также стекловозы Langendorf. Самым интересным экземпляром является прицеп для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов Goldhofer THP/SL5 стоимостью порядка 180 тыс. евро.

Абсолютным лидером среди стран—производителей прицепов и полуприцепов, ввезенных в Россию за январь—октябрь 2009 года, стала Германия. Среди основных марок, выпущенных в этой стране, на первой позиции находится Schmitz (2164 ед. техники). Далее идут не менее крупные немецкие представители: Krone (1209 ед. техники), Kogel (368 ед. техники) и Kassbohrer (132 ед. техники). Стоит отметить, что показатели остальных участников рынка не превышают 30 прицепов и полуприцепов.

По общему количеству французские производители почти в 8 раз уступают лидеру. Первая по объему марка Lamberet имеет в своем активе 112 прицепов и полуприцепов. Частная группа компаний LOHR произвела для импорта в Россию 78 автовозов. Все из них, за исключением трех, относятся к модельному ряду EUROLOHR 1.21. Третью позицию за счет расположения на территории этой страны нескольких заводов немецкого производителя Schmitz занимает Соединенное Королевство. В Россию было импортировано 208 прицепов данной марки, причем большая их часть, а именно 158 штук, рефрижераторные. Далее идут два азиатских производителя с общей долей в 5%.

45% прицепов и полуприцепов было растаможено в Калининградской области. Регионом была получена большая часть импортированных марок Schmitz (1321 ед. техники), Krone (651 ед. техники) и Kogel (185 ед. техники). Импортером четверти всей прицепной техники в Санкт-Петербурге стала компания ООО «Берег», а среди основных марок — все те же Schmitz и Krone. В Москву и Московскую область было направлено 1064 прицепа и полуприцепа. Получателем всей азиатской техники стал Приморский край. Среди основных марок, направленных в регион, можно отметить Tokyu и Trailmobile.

Прицепы и полуприцепы к тракторам

В отличие от прицепной техники к грузовым автомобилям, прицепы и полуприцепы к тракторам имеют в большинстве своем сельскохозяйственное и коммунальное назначение. Основное влияние здесь оказывает рынок тракторов, показатели которого на протяжении всего 2009 года снижались. К примеру, за 10 месяцев 2009 года в России было произведено тракторов на 61,3% меньше, чем за аналогичный период 2008 года. На 60% снизилось и производство тракторных прицепов. Зависимость в данном случае практически прямо пропорциональная.

Низкий уровень импорта и экспорта по сравнению с производством говорит о том, что в данном направлении потребности в прицепной технике к тракторам российский рынок удовлетворяет в полном объеме за счет внутренних резервов, а само производство нацелено в основном на отечественного покупателя.

В заключение хотелось бы отметить еще раз, что рынок прицепов и полуприцепов зависит от рынка грузоперевозок и производства грузовой и тракторной техники. При правильно выстроенной политике транспортных и логистических компаний, а также выполнении данных Правительством РФ обязательств по поддержанию агропромышленного комплекса, рынка строительства и смежных отраслей, а также реализации планов по госзаказам рынок прицепов и полуприцепов возможно будет приблизить к показателям 2007—2008 годов уже в 2011 году.

Еще в начале 2009 года интересно высказался о сложившейся ситуации технический директор ООО «Машиностроительный Завод “Тонар”» Вайнштейн Ю. П.: «В 2009 году по нашим прогнозам дело очень-очень потихонечку пойдет вверх... Хуже уже не будет. Самое плохое было в декабре 2008 г. А затем всем перевозчикам надо действовать…». Если переложить слова с актуальностью на сегодняшний день, то все выглядит достаточно реально, но уже для 2010—2011 годов.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация