Машины и узлы, их составляющие, на примере строительно-дорожной техники

Взаимоотношения машин и узлов, их составляющих, меняются. Это очень сильно отражается на производстве и эксплуатации современной техники. Раньше большинство строительно-дорожных машин получалось путем навески или прицепки соответствующего оборудования к тракторам и автомобилям. Базовые шасси изготовлялись крупносерийно и массово, что понижало их цену, повышало качество, упрощало эксплуатацию. Максимально положительный экономический эффект мог быть получен и получался в условиях крупного планового хозяйства (СССР, СЭВ).

03._Mashiny_i_uzly_1.jpg

Такие шасси имели большую долю оригинальных узлов и деталей. Узлы создавались для конкретной модели автомобиля, трактора. Изменение конструкции изделия требовало новых оригинальных узлов и деталей. Чем меньше новых деталей, тем легче было провести «модернизацию» машины и практически невозможно создать новую. Такое положение тормозило и обновление, и создание новых образцов техники. Составные части машин были в подчиненном положении, что мешало их развитию.

Противоречие между частями и целым машины стало разрешаться путем выделения частей в самостоятельные продукты, товары. Довольно рано это произошло с электрооборудованием, затем стало обретать самостоятельность производство моторов. Сложный и дорогой узел — двигатель — заставил разработчиков конечных изделий приспосабливаться к нему в большой степени. Необходимость при создании новой машины проектировать новый двигатель и осваивать его производство получила альтернативу — подобрать другой готовый мотор, подходящий по технико-экономическим характеристикам. Строительно-дорожная отрасль со сравнительно малосерийной продукцией стала активной в использовании все большего числа покупных комплектующих изделий. Сейчас уже кроме двигателей часто покупаются трансмиссии, гидравлика, электроника. Фактически бóльшая часть строительной машины является покупной. Раньше бóльшую часть стоимости составляло базовое шасси, сейчас —комплектующие узлы и детали.

В результате все больше составных частей строительных машин становятся самостоятельным товаром и их можно купить. Продажа комплектующих изделий влечет за собой выработку различных правил, связанных с габаритными и присоединительными размерами деталей и узлов, с входными и выходными параметрами, потребительскими характеристиками. Часть этих правил находит отражение в национальных и международных стандартах, например, экологические требования к двигателям.

Многие из правил предлагают и диктуют лидеры рынка, например, требования к маслам для гидравлики, присоединительные размеры. При этом имеет место конкурентная борьба. Комплектующие изделия, отвечающие складывающимся правилам, легче находят своих потребителей, делают их более устойчивыми на рынке. Стандартизация способствует укреплению самостоятельности производства комплектующих изделий.

Запасные части машин — детали и узлы — можно назвать комплектующими этих машин. Они могут быть самостоятельным товаром, то есть изготавливаться на других предприятиях, конкурировать между собой. Естественно, производство запасных частей на других предприятиях должно производиться на законной основе. То есть не должны нарушаться авторские права там, где они есть; производитель должен представлять товар под своей маркой; потребитель должен получать информацию о товаре, предусмотренную законом. У так называемого серого рынка два пути. Первый и основной — легализация производства на основе действующих законов. Второй — прекращение незаконного производства. Третий — продолжение незаконной деятельности — не предлагается, хотя он тоже имеет место. Самое распространенное нарушение на рынке запасных частей — продажа товара неизвестного происхождения под именем известного производителя

Сейчас фирмам — изготовителям машин приходится бороться за рынок запасных частей для своей продукции. Они также должны действовать на законной основе. Одними из эффективных средств борьбы за рынок являются сервисно-сбытовая сеть, выполнение гарантийных обязательств и реальная конкурентоспособность фирменных деталей и узлов.

Запасные части — рыночный товар, и изготовителям машин приходится с этим считаться. Раньше узлы и детали, составляющие машину, рассматривались как естественная собственность завода-изготовителя, разработчика и владельца технической документации. В рыночных условиях права производителей на конструкции машин, их составных частей защищаются авторскими правами, оформленными патентами. Патенты нужно оплачивать, срок их действия ограничен. Срок действия патентов ограничивается специально для стимулирования прогресса. Права разработчиков защищены на территории тех стран, где произведено патентование. Патентуют обычно там, где продают или собираются продавать товар.

Если у изготовителя нет действующих патентов на какое-либо изделие, он не может запретить производство этого или подобного продукта другим лицам. Производство деталей и узлов разрешается не принадлежностью их к какой-либо машине, а определяется правом интеллектуальной собственности, оформленной патентами.

Возможность выбирать оптимальные комплектующие изделия открыла отечественным разработчикам строительно-дорожных машин большие возможности по созданию новой техники. Семейство фронтальных колесных погрузчиков ПК-30, ПК-46, ПК-65 Челябинского тракторного завода; экскаваторы ивановского завода Кранэкс; компакторы РЭМ-25 из Рыбинска и практически все новые машины все больше содержат покупных конкурентоспособных узлов. Таким образом, развитие рынка комплектующих изделий стимулирует создание новых машин.

Российским феноменом можно считать сборку машин известных моделей из комплектующих, продаваемых на рынке, на других предприятиях. Например, УРБ-170 в Еманжелинске, ОМТЗ-700А в Омске. Лицензии на производство эти предприятия не покупали. Комплектующие изделия покупаются на рынке. Часть из них изготавливается самостоятельно. Новые производители продолжили поставку на рынок моделей машин, снятых с производства на других предприятиях.

Бурное развитие китайского строительно-дорожного машиностроения стало возможным во многом благодаря освоению производства именно базовых комплектующих изделий: двигателей, трансмиссий.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация