Новое семейство МАЗов: седельные тягачи и полуприцепы

Минский автомобильный завод является одним из крупнейших производителей автомобильной, прицепной и пассажирской техники в СНГ. Сегодня белорусское предприятие производит широкую гамму автотехники - более 500 моделей и модификаций. В своих автомобилях минские конструкторы стараются воплотить современные технические решения, которые бы позволили грузовикам МАЗ конкурировать с лучшими мировыми аналогами.

МАЗ

Еще в 2004 году автозавод начал серийно выпускать седельный тягач МАЗ-544069 с двигателем MAN D2866LF25 мощностью 410 л.с., отвечающий экологическим требованиям Евро-3. Спустя два года в 2006 году на базе этого автомобиля был разработан МАЗ-544019, оснащённый мотором DaimlerChrysler OM501 LA.IV/4 мощностью 435 л.с. (Евро-4). В настоящее время Минский автозавод серийно производит грузовики с импортными двигателями Евро-4 и Евро-5.

Для того чтобы грузовой автомобиль мог беспрепятственно колесить по Европе, ему необходимо мощное, надёжное и экологически чистое «сердце». Не открою секрета, если скажу, что на моторах отечественного производства можно работать, но только в пределах нашей бывшей Родины Советской. Поэтому для создания конкурентного автомобиля (пока это получается только по цене) минчане применяют импортные силовые агрегаты и трансмиссии.

Но время не стоит на месте - новое направление у белорусских конструкторов возникло с появлением у ярославского предприятия ОАО «Автодизель» 6-ти цилиндрового рядного дизельного двигателя ЯМЗ-650.10, созданного по лицензии французской фирмы Renault. С появлением у ярославцев «француза» Минский автозавод получил возможность создавать автотехнику, соответствующую экологическому уровню Евро-3 и Евро-4, но с более привлекательной ценой.

Таким образом, новый силовой агрегат стал отправной точкой в процессе формирования нового семейства грузовиков МАЗ. Первой ласточкой этого семейства стал двухосный седельный тягач МАЗ-5440А9 (4x2), выпущенный в 2007 году. Автопоезд в составе седельного тягача МАЗ-5440А9 и трехосного полуприцепа МАЗ-975830-3032 предназначен для международных и междугородных перевозок. Автомобиль МАЗ-5440А9 оснащен седельно-сцепным устройством (ССУ от G.Ficsher) с пониженной высотой (1050 мм) от уровня дороги, что позволяет эксплуатировать его с полуприцепами увеличенного объема, т. е. вместо обычных трейлеров с объемом 89 м3 с ним можно стыковать полуприцепы с объемом 94 м3.

Именно такой кубатурой обладает полуприцеп МАЗ-975830-3032. Он тоже является новинкой 2007 года. Его оси оборудованы дисковыми тормозами, электронной системой тормозов (EBS) и автоматическим краном управления пневмоподвеской. На полуприцепе установлен механизм сдвижного тента, благодаря которому значительно сокращается время погрузочно-разгрузочных работ, улучшается безопасность подготовки полуприцепа к загрузке сверху, т.к. при этом исключается разборка и установка элементов крыши тента. Для достижения немалого полезного объёма и тягач (295/60 R22.5), и полуприцеп (385/55 R22.5) «обуты» в шины уменьшенного диаметра.

Летом 2008 года Минский автозавод продемонстрировал второго представителя нового семейства - автопоезд повышенной грузовместимости. Сцепка, состоящая из грузового автомобиля МАЗ-534019-420 и прицепа МАЗ-870102 с предельной полной массой 40000 кг, также предназначена для междугородных и международных перевозок.

Очевидно, что появление новых грузовых автомобилей происходит не само по себе, а исходя из требований автоперевозчиков, технических достижений автопрома и конъюнктуры рынка. Автомобильные автопоезда выпускаются, как и прежде, по тем же техническим стандартам, но в последнее время стали меняться приоритеты и спрос потребителей на подвижной состав. Это вызвано теми обстоятельствами, что в международных перевозках сейчас превалирует транспортировка одежды, мебели, бытовой техники и электроники, то есть товаров, вес которых значительно меньше, чем у товаров сырьевой группы. Иными словами, объем перевозимого груза в последнее время становится более важным показателем, чем грузоподъемность автомобильной сцепки. Именно поэтому МАЗ подготовил к серийному производству автопоезд в составе двухосного автомобиля МАЗ-534019-420 и трехосного прицепа МАЗ-870102, у которых суммарный объем платформ составляет 110м3 (44+66).

Автомобиль комплектуется двигателем Daimler OM501 LA/IV/4, V6 (Евро-4) мощностью 320 кВт (435 л.с.) и агрегатируется с 16-ти ступенчатой механической коробкой передач ZF16S221. Машина комплектуется шинами с размерностью 315/60 R22,5, а прицеп колесами - 235/75R17.5.

Осенью 2008 года формирующееся семейство дополнил седельный тягач МАЗ-6430А9 с колесной формулой 6х4, предназначенный для работы на междугородних и международных перевозках в составе автопоезда полной массой 44 тонны.

Что же характерно для грузовиков новой серии? Первое: у автомобилей новые рамы и модернизированные подвески. В конструкции рамы применены более технологичные при производстве лонжероны с постоянным профилем по высоте (Н=280мм). Передняя подвеска автомобиля представляет собой малолистовые рессоры со стабилизатором поперечной устойчивости, а подвеска заднего ведущего моста - пневматическая, 4-х бал¬лонная, которая способствует уменьшению нагрузок на раму автомобиля при движении по плохим дорогам и способствует ее долгому сроку службы. Пневмоподвеска оснащена электронной системой нового поколения фирмы Wabco ЕС AS.

Для снижения шума и обеспечения хорошей топливной экономичности с учетом установки шин импортного производства с уменьшенным радиусом качения применён ведущий мост с косозубой колесной передачей и «низким» передаточным числом 3,11. В ближайшей перспективе планируется установка гипоидных мостов и КП с прямой высшей передачей, что позволит довести расход топлива машин нового семейства МАЗ до уровня лучших зарубежных аналогов.

Нельзя не отметить обновленную кабину, которая впервые появилась в августе 2007 года на седельном тягаче МАЗ-5440А9 (4x2). Отличия заметны благодаря ряду внедренных элементов: новый составной бампер, блок-фары, удлинители дверей и подножки входа в кабину, изменённая облицовка крыльев, закрылки, боковые обтекатели шасси.

Внедрённые изменения не только придали кабине более современный внешний вид, но и позволили решить ряд эксплуатационных и технологических задач. Так, применение пластика на фронтальных панелях вместе с использованием оцинкованного стального листа на дверях, основании и боковинах позволило довести ресурс по коррозионной стойкости всей кабины до 15 лет. Одновременно с этим уменьшилось на 10 единиц количество крупных и дорогостоящих штампов, что ведет к сокращению затрат.

Блок-фара, отличающаяся оригинальным современным дизайном, имеет повышенную степень защиты от внешнего воздействия и выполнена в монокорпусе. Её начинка содержит в себе элементы дальнего и ближнего света, габаритов, передний указатель поворота, встроенный корректор угла наклона ближнего света фар. Электрическое подключение к фаре осуществлено через герметичный байонетный разъем по DIN 72580.

Кроме это грузовики нового семейства оснащаются современным комплексом новых электронных систем, включая бортовую систему контроля и диагностики (БСКД-«компьютер») с функциями контроля расхода топлива и нагрузки на ведущую ось, тахографом МТСО 1324, системой АБС/ПБС фирмы WABCO версия «Е» с электронным регулятором тормозных сил, системой управления климатической установкой со встроенным кондиционером, электрически управляемые стеклоподъемники и т.д. По дополнительному заказу авто¬поезд может оборудоваться электронной системой стабилизации движения (RSC).

Внутренне убранство кабины также не осталось без внимания. Новая приборная панель имеет единую информационную зо¬ну для отображения состояния систем и агрегатов автомобиля. Встроенный многофункциональный монитор позво¬ляет при соответствующем программном обеспечении и наличии необходимых датчиков (задающих устройств) отображать техническую ин¬формацию в цифровом виде.

Для выполнения требований Правил 51-02 ЕЭК ООН по уров¬ню проникновения внешнего шума во внутрь кабины (не более 80 ДБа) на автомобиль были установлены шумопоглощающие экраны.

Значительному усовершенствованию подверглось электро¬оборудование и электронные системы. Основные отличия - это применение нового блока коммутирования аппаратуры БКА-4 с более надежными предохранителями «ножевого» типа и электрическими разъемами типа «Power Timer», что обеспечивает удобство обслуживания и надежность в эксплуатации; для соединения кабелей светотехники, датчиков и электроклапанов на шасси использованы герметичные байонетные разъемы.

Кроме того, грузовики оснащены тормозной системой с ABS/ЕВL (с электронным регулятором силы торможения); электронной системой противобуксования (ASR); бортовой системой контроля и диагностики с функциями контроля осевых нагрузок; кондиционером; независимым воздушным отопителем кабины; системой автоматического поддержания скорости «Круиз-контроль» и электронной тормозной системой для прицепа EBS.

Этот модельный ряд может оснащаться комплектующими разных производителей, начиная от бюджетных - отечественных и заканчивая высококачественными импортными узлами. К примеру, все эти автомобили нового диапазона можно оборудовать силовыми агрегатами Daimler (Евро-4 или Евро-5) или российскими ЯМЗ-650.10 (Евро-3), ЯМЗ-651.10 (Евро-4).

Кстати:

До конца 2009 г должны завершиться полномасштабные испытания с новыми двигателями ЯМЗ-651.10, соответствующими экологическим требованиям Евро-4. Силовой агрегат ЯМЗ-651 оснащён системой топливоподачи «Common Rail» и электронным блоком Bosch, выполняет нормы Евро-4 при помощи «безмочевинной» технологии EGR. Мощность двигателя составляет 412 л.с., а его максимальный крутящий момент - 1900 Нм.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация