Мини-бульдозеры и мини-экскаваторы: обзор рынка

Мини-бульдозеры и мини-экскаваторы. Машина и человек на бирже труда: кто быстрее найдет работу.

То, что многие машины нужны разной величины, от маленьких до больших, не вызывает вопросов. Самые большие машины впечатляют своими характеристиками. Ими интересуются широкие слои населения как достижениями человечества. Они отмечаются в книгах рекордов.

Другая ситуация с маленькими машинами, например, бульдозерами, экскаваторами. В рядах таких машин уникальным звеном является человек с лопатой. То есть человек с лопатой - это «маленький бульдозер или экскаватор». Механические его собратья обычно существенно больше, мощнее. Человек является реальным звеном в типоразмерных рядах землеройных машин, а еще грузоподъемных, транспортных и других. По мере уменьшения возможностей машин до физических возможностей человека обостряется конкуренция с ним, определяются самые маленькие коммерчески оправданные машины. Они обычно на один-два порядка (в 10-100 раз) мощнее, тяжелее человека.

Интересна эволюция основного конкурента мини землеройных машин - «человека с лопатой». «Ручной труд» - буквально: работа - выполняется руками. Точнее, например, тот же землекоп работает руками, ногами, спиной и, конечно, головой. Эволюция состоит в том, что растет квалификация ручного труда. Квалифицированный рабочий использует более сложные и эффективные инструменты, в том числе машины, с которыми он не только конкурирует, но и сотрудничает. Неквалифицированный рабочий использует простейшие орудия и имеет меньшие возможности.

01._Minibulldozers_01.01.jpg 

Прослеживается закономерность: большие машины узкоспециальны и при полной загрузке дают минимальную стоимость единицы выполненной работы. Маленькие машины, проигрывая по удельной стоимости выполняемой работы большим, дают меньшие потери при простоях. Большое время простоев стимулирует развитие универсальности маленьких машин.

Попробуем рассмотреть вопрос о минимальных типоразмерах машин на примере бульдозеров и экскаваторов.

Традиционным экскаваторам и бульдозерам для выполнения своей работы необходим вес. Тяговое усилие бульдозера с одной стороны определяется крутящим моментом двигателя, умноженным на передаточное отношение трансмиссии, с другой стороны, ограничено сцепным весом трактора, умноженным на коэффициент сцепления ходовой части с грунтом. Коэффициент сцепления гусеничного движителя около 1. И у экскаватора вырывное усилие на кромке ковша, с одной стороны, определяется мощностью двигателя, реализованной через привод, а с другой -также ограничено весом экскаватора, умноженным на коэффициент сцепления ходовой части с грунтом, в ряде случаев дополненным сопротивлением бульдозерного отвала. С уменьшением бульдозеров, экскаваторов уменьшается их масса, а вместе с ней максимальные тяговое и вырывное усилия и, соответственно, возможности по работе с грунтами.

Уменьшение производительности дополняется невозможностью работать с грунтами и постепенно исчезает потребность в таких машинах, появляется, формируется нижняя граница типоразмерного ряда традиционных и бульдозеров, и экскаваторов…  

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация