Низкорамные прицепы и полуприцепы – сделано в России

Современный низкорамный прицеп или полуприцеп (трал) – удобное в погрузке и выгрузке (высота от земли до рамы 1000 мм и меньше), безопасное и простое в эксплуатации транспортное средство достаточно высокой проходимости, способное перевозить негабаритный груз очень большого веса. Совместимость со всеми грузовиками и тягачами делает наличие трала обязательным для любой транспортной компании.

Важные детали

Низкорамные прицепы и полуприцепы по грузоподъемности делятся на три класса: до 15 т, среднетоннажные и тяжеловозные (от 25 т и выше). Практически весь тяжеловозный прицепной парк выполнен именно на низкой раме.

 

Основные российские производители низкорамников – ОАО «Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов «Уралавтоприцеп» (ЧМЗАП), ООО «Компания «Спецприцеп», ООО «Невские Машины» (С.-Петербург), ООО «Тверьстроймаш». Из зарубежных производителей наиболее широко представлена продукция немецких компаний Goldhofer AG и Schmitz, нередко встречаются белорусские модели бобруйского завода «Спецавтотехника» (САТ).

«Наше предприятие выпускает технику от одноосных кабельных тележек и эвакуаторов до тяжеловозных низкорамных прицепов и полуприцепов грузоподъемностью до 80 т (есть варианты с отсоединяющимся гуськом, раздвижными платформами, с уширителями и т. д.), – говорит Татьяна Иванова, руководитель отдела продаж ООО «Невские Машины». – Вообще же, в России на заказ изготовляют все, при этом телескопические рамы, по нашему опыту, заказывают реже всего».

 

Отечественные компании при выпуске своей продукции нередко применяют импортные комплектующие – в частности, элементы подвески, которые существенно надежнее российских.

Сам себе прицеп

Прицепы удобны тем, что не «привязаны» жестко к своему тягачу – поэтому строительная компания, к примеру, может арендовать тягач для перевозки своей техники за меньшие деньги, самостоятельно проводя погрузочно-разгрузочные работы. С другой стороны, обслуживать технику также придется самостоятельно, и при нечастых переездах вся полученная выгода может исчезнуть.

 

Решаемая прицепом транспортная задача – перевозка негабаритных или крупногабаритных грузов и техники, от трактора до танка. Многим низкорамным прицепам требуются для транспортировки особые, т. н. балластные тягачи, способные буксировать прицепы грузоподъемностью 100 т и выше. Тем не менее, российские производители предлагают модели, разработанные для эксплуатации в сцепке с серийными тягачами КамАЗ, МАЗ или Урал.

Погрузочная высота прицепов начинается от 500 мм. Исполнение может включать антиблокировочную систему (АБС), консольные и выдвижные уширители, раздвижные рамы (для увеличения ширины грузовой площадки от транспортной 2550 мм до рабочей), отсоединяемую переднюю тележку. При производстве тяжеловозных прицепов, как правило, используется сталь с высоким пределом текучести толщиной от 20 мм, современная сварка. Количество осей также различное, в прямой зависимости от грузоподъемности. Зафиксировать транспортное средство при погрузочно-разгрузочных работах в горизонтальном положении позволяют гидравлические опоры. Встречаются также конструкции малотоннажных прицепов с функцией самосвального опорожнения на одну из боковых сторон.

pri7.jpg 

Разработано множество специализированных моделей прицепов. Так, в компании «Спецприцеп» изготовили прицеп с отстегивающимся гусаком 9942D3 (г/п 50 т) и погрузочной высотой 700 мм, предназначенный для перемещения технологического оборудования в ограниченном пространстве. Прицеп может работать в сцепке как с седельным тягачом (отстегивающийся гусак), так и балластным (подкатная тележка, которая воспринимает нагрузку до 32 т). Передняя и задняя части прицепа позволяют поднимать и опускать рабочую платформу в пределах 200 мм, возможна блокировка поворотов тележки.

ОАО «Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов «Уралавтоприцеп» предлагает систему сверхтяжеловозных модулей грузоподъемностью до 2000 тонн. Принцип работы прицепов-модулей заключается в том, что их можно жестко соединять задними и боковыми сторонами, образовывая тем самым новое транспортное средство, грузоподъемность которого равна сумме грузоподъемностей входящих в него прицепов-модулей. Так, например, для перевозки реакторов, применяемых на объектах энергетического машиностроения, использовались модульные транспортные средства грузоподъемностью 600 и 800 тонн, а прицепы-модули грузоподъемностью 200 тонн перевозили корабли.

 

В тяжеловозе «Магистралъ» (выпускается одноименной компанией) использована ломаная рама. Прицеп комплектуется балансирной подвеской Hutchens, осями Dexter с самоблокирующейся воздушной тормозной системой, АБС Wabco. Деревянный настил и приподнятые боковые лонжероны защищают груз от соскальзывания. Сцепное устройство выдерживает вертикальную нагрузку до 3 т. Для лучшей устойчивости на неровной поверхности на прицепе применяются две опорные лапы, позволяющие удерживать груз без помощи тягача. Откидные подпружиненные аппарели свободно опускаются и возвращаются в транспортное положение.

В целом же низкорамные прицепы, в отличие от полуприцепов, эксплуатируются в России достаточно редко.

В связке с тягачом

Рама типичного низкорамного полуприцепа – сварная конструкция из лонжеронов двутаврового сечения и несущих поперечных лонжеронов. На раму устанавливаются задний и боковые противоподкатные отбойники, кронштейн запасного колеса, инструментальный ящик, два противооткатных упора. Подвеска обычно пневматическая и состоит из кронштейнов, листовых полурессор, пневмобаллонов, амортизаторов и системы управления. Будучи без тягача, полуприцеп удерживается в горизонтальном положении с помощью опорного устройства.

Полуприцеп может исполняться не только с прямой, но и с ломаной рамой, а также с отсоединяющимся гусаком для обеспечения переднего заезда техники под углом 3-6є (т. н. фронтальный заезд). Полуприцепы с фронтальным заездом и высотой платформы до 650 мм особенно удобны для перевозки крупногабаритной и тяжелой строительной техники.

«Полуприцеп тяжеловоз низкорамный HARTUNG 9433.41-0000010 грузоподъемностью 10 тонн комплектуется немецкой пневматической подвеской BPW, а поворотная ось обеспечивает высокую маневренность. Гидротрапы двойного сложения обеспечивают угол заезда в 6є, что позволяет заезжать на него такой технике как дорожные фрезы, катки и асфальтоукладчики», – рассказывает начальник отдела продаж ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» Вячеслав Рыбалко.

Для перевозки особо длинных грузов используются полуприцепы с раздвижной (телескопической) платформой. В зависимости от длины и количества осей такие полуприцепы могут перевозить груз массой до 75 тонн. При этом раздвигаемая часть у некоторых российских моделей также является несущей, т. е. на ней можно располагать груз. Если нужно увеличить маневренность трала, он снабжается управляемыми осями, нередко статичными остаются одна или две оси полуприцепа.

«Нами запатентован отстегивающийся гусак для переднего заезда техники с земли прямо на платформу (минимальные угол въезда и дорожный просвет), – рассказывает Елена Виноходова, ООО «Компания «Спецприцеп». – Гусак оборудован специальным блокирующим устройством от расцепки. На сцепку/расцепку затрачивается чуть более минуты. Техника, даже соскальзывая с погрузочной платформы, не упадет и не перевернется, а лишь сместится на землю. Также за счет изменения положения гусака возможно изменение клиренса в передней части полуприцепа вверх или вниз на 200 мм.

В силу своих технических характеристик (погрузочная высота 600-1000 мм, грузоподъемность 10-93 т, количество осей – от 1 до 8), низкорамные полуприцепы с ровной платформой оптимально подходят для транспортировки крупногабаритных, неделимых и тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования. Это универсальные «рабочие лошадки», «тяжеловозы», которые способны перевозить любые грузы: дорожно-строительную и землеройную технику (фрезы, катки, асфальтоукладчики, бульдозеры, экскаваторы и т. д.), контейнеры, сельскохозяйственные машины и пр. Даже на наших непростых трассах они сохраняют плавность хода и высокую скорость движения. При установке самоподруливающих или принудительно управляемых гидравликой осей техника становится еще более маневренной, легко управляемой в сложных условиях поворота на городских улицах, отличается превосходной устойчивостью».

Современные российские низкорамники обычно оборудуются тормозной системой с АБС и осями от европейских производителей, опционально могут оснащаться дополнительным топливным баком, импортными шинами и светотехникой, механизмом подъема передней оси.

Олег Никитин

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация