Гидравлические масла для мобильной техники

При подготовке техники к эксплуатации в зимнее время особое внимание придается замене смазочных материалов в гидравлической системе. Чтобы не ошибиться с выбором, нужно точно знать, какое масло подходит для вашего грузовика, бульдозера, крана, экскаватора или погрузчика. При этом следует учитывать те условия, в которых работают гидравлическая система и сама техника, те задачи, которые выполняет жидкость в гидравлике.

В справочнике гидравлических масел самым главным при их выборе определена подходящая вязкость. Она зависит от установленного в машине типа насоса, передающего энергию жидкости к исполнительным органам (От ред.: гидравлическая система состоит из насоса, клапанов, фильтра, гидромотора и маслобака).

05._Masla_1.jpg

Рассказывает Юрий Колядин, технический специалист Управления продуктового менеджмента и развития бизнеса ООО «ЛЛК-Интернешнл»:
— У нас есть гидравлические масла, которые позволяют запускать гидросистему при температуре до –40°С без возникновения негативных последствий (без риска образования задиров и прочих процессов механического износа, избежать разрыва рукавов гидроприводов, замедления хода гидроцилиндров, рывков при работе). Кинематическая вязкость таких масел при отрицательных температурах не превышает 1500—1800 сСт (сантистокс), а эти значения гарантируют безаварийный запуск гидравлических насосов, когда не возникают кавитационные процессы, отсутствуют удары и исключено сухое трение. Предельные значения вязкости гидравлического масла, обеспечивающие минимально необходимую прокачиваемость, не должны превышать 4500—5000 сСт для шестеренных насосов (при частоте вращения 1500 об/мин), 3500—4500 сСт для пластинчатых насосов (при 1450 об/мин), 1800—2000 сСт для аксиально-поршневых (при 1000 об/мин). Предельные значения высокотемпературной вязкости гидравлического масла, которые обеспечивают гидродинамическую смазку сопряженных поверхностей трения и удовлетворительные значения объемного КПД не менее 80%, должны быть не ниже 18—16 сСт для шестеренных насосов, 14—12 сСт — для пластинчатых насосов, 10—8 сСт — для аксиально-поршневых насосов. Упомянутая выше прокачиваемость является весьма важным критерием, определяющим характеристику насоса и эксплуатационные свойства гидравлического масла, в значительной мере оценивающим работоспособность гидропривода. Прокачиваемость следует определять по критической температуре, за пределами которой наступает разрыв сплошности потока и начинает нарушаться или прекращаться подача гидравлического масла.

По словам специалистов, чтобы избежать кавитации и достигнуть максимально низкого сопротивления потока, вязкость масла должна быть наиболее низкой, но одновременно и достаточно высокой для обеспечения смазки деталей гидравлической системы. Если вязкость минимальная, то масляная пленка, образовывающаяся между движущимися поверхностями, утончается до критической точки, из-за чего металлические поверхности начинают соприкасаться друг с другом, что ускоряет износ. Гидравлическое масло должно быть достаточно вязким при температуре запуска и достаточно густым при рабочей температуре для обеспечения смазки. Оно должно обладать противоизносными, антикоррозионными, противопенными свойствами, стабильностью к окислению и не изнашивать прокладки. Среди требуемых свойств – прочность на сдвиг, хорошее водо- и воздухоотделение. Для гидравлических масел общепринятым стандартом является DIN 51524. Но более предпочтительна классификация SMR, ориентированная на гидравлические масла с высоким индексом вязкости, в ней учтены требования к маслу при минусовых температурах.

Поясняет Мария Болталина, руководитель отдела технической поддержки ЗАО «Шелл Нефть» на территории России и Украины:
— Внедорожная техника в отличие от магистрального транспорта работает в экстремальных и жестких условиях: запыленность, обводнение вследствие перепадов температур в дневные и ночные часы, широкий диапазон рабочих температур, огромные нагрузки и практически безостановочная работа на объекте. Именно для мобильной техники важна беспроблемная работа каждого узла, на которую влияет не только качество сборки или общий наработанный моторесурс, но и корректно подобранный, исходя из условий эксплуатации, смазочный материал. Для обеспечения всесезонной работы мобильной гидравлики, а также лучшего смазывания в условиях сильных перепадов суточных температур, требуется применение загущенных гидравлических масел со спецификацией ISO HV или DIN 51524 Part 3 HVLP. Это является основным отправным пунктом при подборе смазочного материала к гидравлической системе, если неизвестны рекомендации производителя техники.

Нарушение работоспособности всесезонных гидравлических масел, а значит и нарушение работы гидравлических систем, происходит вследствие обводнения и загрязнения (проблемы с фильтруемостью) масел, срабатывания вязкостных присадок в маслах (снижение вязкости при рабочих температурах), срабатывания противокоррозионных и противоизносных присадок. Обводнение и изнашивание гидравлических систем занимает наиболее значительный процент среди причин снижения ресурса или выхода из строя гидросистемы. Для снижения опасности обводнения гидравлические масла должны эффективно отделять воду, противодействуя образованию эмульсии в гидросистеме, дальнейшей коррозии и изнашиванию элементов системы. Такими свойствами обладают именно специальные гидравлические масла. Не секрет, что на обслуживании мобильной техники часто экономят и заливают то, что есть, то есть сезонную «моторку». Однако моторные масла не обладают свойствами отделять воду, а из-за наличия в них моющих присадок, наоборот, удерживают ее. Подобная «экономия» оборачивается сильной коррозией и износом гидросистемы и, как следствие, повышенными эксплуатационными расходами для хозяйства, не говоря о потерях на вынужденном простое техники.

Высокие нагрузки и резкие перепады температур (типичные условия работы лесной техники) вызывают необходимость применять гидравлические масла с высокими противоизносными свойствами и широким диапазоном рабочих температур. Такими маслами являются масла с высоким показателем индекса вязкости (ИВ более 140) и специальным комплексом противоизносных присадок. Высокий показатель индекса вязкости обеспечивает низкую вязкость при запуске гидросистемы при низких температурах (<1000 сСт) и достаточную вязкость при высоких рабочих температурах (>10 сСт). Это является вторым отправным пунктом при подборе смазочного материала для гидравлической системы, исходя из конкретного диапазона рабочих температур эксплуатации техники.

Готовясь встретить зиму во всеоружии, не забывайте — чем современнее техника, тем более высокий класс чистоты должен быть у смазочных материалов: с улучшенными физикохимическими и эксплуатационными свойствами, отвечающими требованиям международных стандартов и основных производителей техники. Использование известных и проверенных смазочных материалов обеспечит надежность и долговечность оборудования при увеличенных сроках смены масла с широким температурным диапазоном работоспособности. А значит, гидравлика вашей техники будет действительно мобильной.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация