Фильтры маслом не испортишь?

На первый взгляд, масляный фильтр должен выполнять однуединственную задачу — очищать моторное масло перед подачей его в масляный контур двигателя. Однако это неверное впечатление. Современные масляные фильтры несут в себе несколько наиважнейших функций.

Масляный фильтр

Функция очистки моторного масла — в задачи масляного фильтра входят защита и очистка масляного контура от всевозможных примесей и продуктов распада. Моторное масло, проходя по системам двигателя, охлаждает и очищает поверхности от продуктов износа трущихся деталей и неполного сгорания топлива, частиц пыли. Омывая поверхности, масло уносит все эти загрязнения в поддон двигателя, где проходит очистку через масляный фильтр и чистое возвращается в системы двигателя, чтобы снова выполнить свою очищающую и защитную функцию.

Функция смазки двигателя — масляный фильтр также обеспечивает смазку двигателя при холодном запуске, частых попытках запуска или пиковых уровнях давления за счет собственного резервуара и системы клапанов.

Функция регулировки давления — в конструкции масляного фильтра могут присутствовать до трех различных клапанов. Обычно устанавливают перепускной и противодренажный (другие названия — антидренажный, обратный) клапаны, первый из которых выполняет функцию регулировки давления в системе, а второй предотвращает вытекание масла при выключенном двигателе.

Очистка моторного Масла

К сожалению, избежать загрязнения моторного масла невозможно. Это происходит постоянно. Но интенсивность загрязнения может быть разной и зависит от различных факторов: индивидуальных особенностей конструкции двигателя, качества топлива, условий эксплуатации техники и других. Все загрязняющие примеси можно разделить на две большие группы — органические и неорганические. Неорганика — это пыль, продукты износа, технологические загрязнения. Органика — продукты неполного сгорания топлива, соединений серы, разложения масла и топлива.

Особенностью загрязнения масла для дизелей, в отличие от бензиновых и газовых двигателей, является увеличенное содержание сажи, которая снижает положительные свойства присадок, содержащихся в моторных маслах, и увеличивает количество отложений. Таким образом, в процессе эксплуатации «стареет» не само масло, а фактически увеличивается содержание посторонних частиц, которые приводят масло в негодность и вызывают необходимость его замены. Именно масляный фильтр, правильно подобранный и установленный, способен увеличить срок службы моторного масла и, как следствие, такого дорогостоящего агрегата, как двигатель.

Две основные системы очистки моторного масла

В двигателях грузового коммерческого транспорта и спецтехники применяют две основные системы очистки моторного масла — полнопоточную, состоящую из одного фильтра, который выполняет всю процедуру очистки масла, и комбинированную, где в дополнение к полнопоточному фильтру добавляется байпасный (частичнопоточный).

При полнопоточной схеме все масло без исключения прежде чем попасть в масляный контур двигателя, проходит процедуру фильтрации через один (основной) фильтр. При этом удаляются частицы грязи размером до 10—20 микрон.

Частичнопоточная (комбинированная или смешанная) схема предполагает наличие дополнительного фильтра. В этом случае большая часть моторного масла фильтруется через основной полнопоточный фильтр (до 90%), который улавливает грязь размером до 20 микрон, а остальное масло (до 10%) — через байпасный, способный удерживать частицы до 5 микрон. Именно байпасный фильтр способен бороться с сажистыми загрязнениями масла. Их размер часто не превышает 1—5 микрон и обычным полнопоточным фильтром они улавливаются в незначительном количестве. Поэтому сажа достаточно быстро накапливается в масляном контуре. Использовать байпасный фильтр в качестве основного нельзя, так как обратная сторона высокой фильтрации — низкая пропускная способность и небольшой ресурс. Комбинированная схема значительно увеличивает срок службы двигателя, но также увеличивает его стоимость, так как применяется большее количество элементов.

Типы и конструкция масляных фильтров

В основном масляные фильтры представляют собой неразборную конструкцию (корпусный фильтр), состоящую из металлического корпуса, специального фильтрующего элемента и клапанов. В то же время значительным успехом стали пользоваться и так называемые картриджные фильтры, когда сменный фильтрующий элемент вставляется в стационарный корпус в блоке цилиндров. В этом случае клапаны устанавливаются непосредственно в двигателе. Этот тип фильтров стал популярен в связи с его сравнительно низкой ценой и возможностью легкой утилизации. Кроме этого существует масляный фильтр с перегородкой из нетканого материала. Этот тип фильтра используется в качестве фильтров тонкой очистки, расположенных параллельно в системе маслоснабжения двигателя. Их задачей является улавливание мельчайших фракций загрязнений размером порядка 1 мк, которые проникают через фильтрующие перегородки полнопоточных фильтров.

Перегородки из нетканых материалов по сравнению с перегородками, изготовленными из фильтровальной бумаги, характеризуются многократно большей толщиной. Способность улавливания загрязнений, или поглотительная способность, у них также больше. Масло, проходя через лабиринт микроканалов в составляющей несколько сантиметров толще нетканого материала, подвергается очень тонкой очистке, после чего попадает в масляный картер, из которого вновь засасывается масляным насосом.

В грузовом транспорте и спецтехнике используются все типы фильтров, но дополнительно может использоваться гидравлический фильтр. Гидравлические системы зачастую работают в тяжелых условиях и подвергаются экстремальным нагрузкам, причем от них требуется высокая надежность. Выполнение этих требований зависит от поддержания как хороших свойств масла, так и прочности отдельных элементов системы (насосов, клапанов, уплотнений, приводов и пр.), подвергающихся воздействию высокого давления, истиранию и эрозии. Фильтры гидравлического масла представляют собой сменные фильтрующие элементы, помещенные в разъемный корпус, или фильтры типа “spin-on”.

Фильтрующий элемент — основной элемент масляного фильтра — это специальная фильтровальная бумага (иногда применяются хлопчатобумажные или синтетические материалы), уложенная в виде многолучевой звезды (своего рода гофре). Для увеличения рабочей поверхности фильтра некоторые производители экспериментируют с формой укладки фильтровальной бумаги — применяют спирально-складчатую или другие.

Качество фильтрации, или пропускная способность фильтрующего элемента — главный критерий качества масляного фильтра. Тонкость фильтрации влияет на производительность машины в целом и на срок эксплуатации двигателя. Масляный фильтр, содержащий фильтрующий элемент с низкой улавливающей способностью, не будет очищать масло. Поэтому прошедшие через него мелкие частицы грязи, превращаясь со временем в «майонезную» эмульсию, забьют каналы и отложатся на внутренних поверхностях двигателя. Впоследствии это приведет к большим ремонтным затратам. Каждый производитель машин имеет свои требования к фильтрующим элементам и их пропускной способности.

Перепускной клапан (“by-pass valve”) срабатывает в тех случаях, когда масло не может пройти через фильтрующий элемент. Таким образом, он обеспечивает обязательную подачу масла в систему двигателя. Ситуации, в которых включается перепускной клапан, чаще всего возникают при минусовых температурах (масло загустевает и становится вязким) или при сильном загрязнении фильтрующего элемента. Перепускной клапан также служит для предотвращения слишком большого перепада давления на фильтрующем элементе между грязным и очищенным маслом. Данный клапан открывается при перепаде давления от 1 до 2 кг/см2. При этом неочищенное масло имеет возможность поступать для смазки двигателя даже при полном засорении фильтрующего элемента.

Каждый производитель строительных машин рекомендует свои ограничения давления в системе смазки. При нарушении этих рекомендаций (повышенном или пониженном давлении) возникает опасность выдавливания с мест установки, разрушения прокладок и сальников, «масляного голодания», когда масло не поступает к трущимся деталям в нужном количестве.

Противодренажный (anti-drain back valve), или обратный, клапан установлен на входе. При работе двигателя он всегда находится в открытом состоянии. При остановке двигателя клапан закрывается, тем самым удерживая масло внутри фильтра и не давая ему вытекать в картер двигателя. При следующем пуске масло сразу подается в систему смазки. Как правило, имеет вид резиновой мембраны, прилегающей к внутренней стороне крышки неразборного фильтра.

Противосливной клапан (anti-syphon valve), или «ЕКО», обычно устанавливается в неразборных фильтрах совместно с перепускным или противодренажным клапаном. Он не позволяет маслу выливаться из корпуса через выходное отверстие при замене отработанного фильтра. По сути, он играет роль, аналогичную роли противодренажного клапана, с той разницей, что клапан «ЕКО» расположен с «чистой» стороны фильтра.

Результат применения обоих клапанов таков, что фильтр всё время наполнен маслом, независимо от того, работает двигатель или нет.

Частота замены масляного фильтра

Замена масляного фильтра неразрывно связана с периодами замены моторного масла. Производители строительной техники и грузового транспорта рекомендуют менять масляный фильтр с интервалом от 250 до 500 моточасов. Однако необходимо отметить, что в случае эксплуатации техники в тяжелых условиях (пыльная среда, высокая интенсивность эксплуатации, высокие или низкие температуры, перевозка тяжелых грузов), а также при использовании топлива низкого качества период смены масла и масляного фильтра может сократиться.

Корпусные фильтры подлежат замене полностью, то есть фильтр снимается и утилизируется целиком, тогда как в случае с картриджными фильтрами меняются только сменный фильтрующий элемент или картридж. Корпус, клапаны и накручивающаяся крышка всегда остаются в двигателе.

Оксана Одинцова, маркетолог ООО «УралАвтоФильтр»:
— Частота замены фильтров в грузовых автомобилях и спецтехнике в первую очередь зависит от интенсивности использования транспортного средства. Здесь очень многое зависит от качества используемого масла (особенно в России). При соответствующем качестве масла замену масляного фильтра следует производить по нормочасам, установленным заводом-изготовителем. «Тяжелые условия эксплуатации» и Россия практически являются синонимами. Что имеется в виду? Конечно же, погодные условия, а именно морозы.

Производители масляных фильтров

В целом на российском рынке представлено довольно большое количество марок масляных фильтров. Среди множества упомянем: Donaldson, Fleetguard, Mann, Baldwin, TSN, Цитрон, WIX, SF-FILTER, KNECHT, FRAM. Кроме этого, сами производители строительной и грузовой техники выпускают продукцию под собственными брендами.

При выборе масляного фильтра помните, что это достаточно сложное устройство. В процессе покупки обращайте внимание не только на стоимостные показатели продукции — уделите внимание упаковке, известности марки фирмы-производителя, стране, где изготовился фильтр (иногда под известными брендами выпускают откровенные подделки, изменяя одну или две буквы в названии марки). Обратите внимание на сертификаты соответствия фильтра международным стандартам. Узнайте, кто предоставляет гарантию и в каких случаях наступает гарантийный случай. Проверьте прочность корпуса фильтра. И обязательно соблюдайте рекомендации завода — изготовителя техники. Придерживаясь этих простых правил, вы продлите срок безаварийной эксплуатации вашей строительной или грузовой машины на долгие годы.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация