Фронтальные погрузчики: анализ, тенденции и перспективы

Наряду с одноковшовыми полноповоротными экскаваторами и крановыми установками на пневмоходу фронтальные погрузчики входят в тройку наиболее востребованных на российском рынке строительных и дорожных машин. За 2008 год, несмотря на кризис, рынок фронтальных погрузчиков вырос на 10%. Наиболее значительно увеличился сегмент новой импортной техники, а вот отечественное производство, как и спрос на бывшие в употреблении машины из-за рубежа, постепенно снижается.

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Внутреннее производство

Основным конкурентным преимуществом отечественной техники остается низкая цена. Но тот, кто может заплатить больше, покупает машину с мировым именем. И если объемы импорта фронтальных погрузчиков год от года растут, то внутрироссийское производство — неуклонно падает.

Почти половина всех выпущенных в прошлом году погрузчиков — 310 штук — сделана на входящем в группу "ГАЗ" ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины». На сегодняшний день «ЧСДМ» производит четыре модели фронтальных погрузчиков: В-140 грузоподъемностью 4,5 т и объемом ковша 3 м3, В-160 (6,2 т /5 м3 соответственно), В-175/ТО-40 (7,5 т /4,5 м3) и В-190 (9 т /5 м3). На протяжении последних пяти лет «ЧСДМ» демонстрировал завидные темпы роста производства, и 2008 г. не стал бы исключением, если бы не кризис, из-за которого в 4 квартале объемы упали на 88% по сравнению с результатом предыдущего квартала.

Орловский завод погрузчиков присутствует на рынке дорожно-строительной техники пятьдесят лет. Сейчас выпускает фронтальные одноковшовые погрузчики ПК-27, ПК-33 и ПК-40 грузоподъемностью 2,7 т, 3,5 т и 4 т соответственно. Объем ковша у ПК-27 — 1,5 м3, у ПК-33 — 1,8 м3, у ПК-40 — 2,2 м3. В 2007 г. ЗАО «Орел-погрузчик» выпустило 203 машины. В 2008 г. могли выпустить и больше, но, начиная с августа, производство упало с 15—20 штук до 6—9 в месяц. В итоге в прошлом году произвели всего 146 машин.

НПК «Уралвагонзавод» специализируется на зенитно-ракетных комплексах, а для народного хозяйства выпускает фронтальные погрузчики ПУМ-500 и ПУМ-800. Аббревиатура ПУМ расшифровывается как «погрузчик универсальный малогабаритный». Грузоподъемность ПУМ-500 всего 500 кг, ПУМ-800 — 800 кг. Это очень компактные, высокоманевренные и экономичные коммунально-строительные машины широкого диапазона действия. По набору концептуальных и технических решений, используемых в конструкции, ПУМы аналогичны мини-погрузчикам с бортовым поворотом ведущих зарубежных фирм. В прошлом году на «Уралвагонзаводе» было выпущено 105 ПУМ. Годом ранее — на 22 шт. больше.

ОАО «Донецкий экскаватор», выпускавшее фронтальные погрузчики с 90-х годов, в настоящее время производит одну-единственную модель ЗТМ-216АРТ грузоподъемностью 3,5 т с ковшом емкостью 1,7—2 м3. Пару лет назад руководство завода приняло решение сосредоточиться на производстве автокранов. Очевидно, поэтому в 2007 г. было изготовлено всего 47 погрузчиков — на 44% меньше чем годом ранее, а в 2008 г. производство снизилось до 9 штук. В прошлом году так же свернули выпуск фронтальных погрузчиков орловское предприятие «Дормаш» и «Чебоксарский завод промышленных тракторов».

Помимо вышеперечисленного, несколько российских предприятий выпускают фронтальные погрузчики на базе тракторных шасси «Беларус» или ЛТЗ («Липецкий тракторный завод»). Грузоподъемность их составляет порядка 650—750 кг, емкость ковша 0,3—0,4 м3.

Еще один крупный игрок на российском рынке фронтальных погрузчиков — белорусский «Амкодор». В докризисном 2007 г. белорусы произвели 3296 погрузчиков. В прошлом году «Амкодору» удалось даже увеличить (на 1,4%) достигнутые объемы производства. Сейчас заводом выпускается линейка погрузчиков из десяти типоразмерных групп грузоподъемностью от 1 до 7 т, предлагаемых в различных модификациях.

Заграница нам поможет

Можно констатировать, что импорт новых погрузчиков неуклонно растет, несмотря на кризис, а импорт бывших в употреблении — сокращается. Если в 2007 г. в Россию было ввезено 5628 новых погрузчиков и 2254 подержанных, то в прошлом году — уже 7323 новых и 1742 бывших в употреблении. В денежном исчислении объемы импорта новых погрузчиков в 2007 г. составили $280 млн, а в 2008 г.— уже $427 млн.

Объемы импорта б/у погрузчиков в денежном исчислении практически не изменились и составили порядка $100 млн в год. Финансовый, а затем и экономический, кризис, докатившийся до России в сентябре прошлого года, оказал существенное влияние на данный сегмент рынка. По сравнению с сентябрем, к ноябрю объемы импорта в натуральном исчислении упали на 47%, в денежном — на 40%, однако уже в декабре падение практически остановилось.

В 2008 г. существенно увеличила свое присутствие на российском рынке продукция американской фирмы Bobcat. Импорт новых погрузчиков этой марки (в основном за счет мини-погрузчиков) вырос в 4,3 раза! Второе и третье места — у китайцев. На второй строчке рейтинга компания “Shandong Lingong Construction Machinery Co., Ltd” (SDLG), на третьей — “Xuzhou Construction Machinery Group” (XCMG). Примечательно, что в прошлом году фирма SDLG также занимала второе место, а фирма XCMG была всего лишь четвертой.

На четвертом месте оказался один из гигантов – японская корпорация Komatsu. В прошлом году японцам удалось увеличить продажи в 3,5 раза. Столь же внушительный рост объемов импорта показала корейская фирма Doosan — в 2,5 раза, и как результат — 5 место в рейтинге.

Резко сократились поставки фронтальных погрузчиков английской компании JCB. Объемы импорта у нее упали в 4 раза. Так же не повезло китайской фирме Longgong, сократившей импорт в Россию в 3 раза. Но больше всего пострадали «немцы». Фронтальные погрузчики Mitsuber практически исчезли с рынка. Если в 2007 г. было импортировано 248 машин, то в прошлом году всего 22.

Среди б/у техники по-прежнему лидирует Komatsu. Несмотря на то, что импорт подержанных погрузчиков в 2008 г. сократился, японская техника продолжает пользоваться заслуженной популярностью, занимая 12% рынка. На втором месте компания Case; третье, четвертое и пятое места у китайцев. Надо заметить, что годом ранее в пятерку лидеров рынка импорта б/у погрузчиков входили лишь две китайских марки.

Цены и бренды

Цены на продукцию лидера рынка Bobcat варьируются: от $16 тыс. за «малыша» S70 грузоподъемностью всего 318 кг, до $50 тыс. за модель S330. Среди продукции SDLG наибольшим спросом пользуются трехтонники LG936. Цены на них колеблются в пределах $29—31 тыс. Пятитонники LG956 стоят порядка $49 тыс. Цены на модель LG968 грузоподъемностью 6 тонн доходят до $65 тыс.

Другой китайский производитель погрузчиков, компания XCMG, свои трехтонники оптом продает всего по $12,5 тыс. За колесного монстра с ковшом объемом 9 м3 придется заплатить порядка $136 тыс.

Японская техника дешевизной никогда не отличалась. Поэтому желание приобрести простенький погрузчик Komatsu WA180-3 выльется в немаленькую сумму — $63 тыс. За старшую модель WA800-3 с одиннадцатикубовым ковшом придется выложить почти $1000000. Цены на корейскую технику Doosan варьируются от $18,5 тыс. за модель 440PLUS до $200 тыс. за MEGA 500-V.

Техника сэконд-хэнд

Цены на бывшую в употреблении строительную технику в большей степени зависят не от модели, а от года выпуска. И разброс между максимальной и минимальной ценой в данном случае исчисляется даже не десятками, а сотнями раз. От $1000 за японский погрузчик Yanmar Y10W, выпущенный в далеком 1987 г., до $353 тыс. за почти новый Caterpillar 966Н 2006 г. выпуска. Самым же старым погрузчиком, ввезенным в Россию в прошлом году, оказался Komatsu JH30B… 1969 г. выпуска!

Несмотря на столь почтенный возраст, за ветерана строительных работ заплатили $2200. Ровно в 2 раза больше, чем за сравнительно новый мини-погрузчик Komatsu SK04-2 2002 г. выпуска. Самым дорогим Komatsu, импортированным в прошлом году, стал WA600-3 за $225000. Кстати, цена нового погрузчика такой же модели составляет $365000. Цены на вторые по популярности погрузчики Case начинаются с $13800 за модель Case 430, выпущенную в 2004 г., а заканчиваются $51 тыс. за модель Case 821C 1999 г.

Китайская техника старше четырех лет в Россию практически не импортируется. Соответственно, разброс цен не очень велик. В зависимости от модели и года выпуска цена может колебаться от $9000 до $30000.

Выводы и прогнозы

Российские производители стремительно теряют рынок фронтальных погрузчиков. Возможно, начавшаяся девальвация рубля поможет им выстоять в конкурентной борьбе с «китайскими товарищами». Однако только на цены уповать не стоит, так как китайская техника тоже дешевая, а качество ее год от года растет. Чем и объясняется присутствие на российском рынке фронтальных погрузчиков не только новой китайской техники, но и китайского сэконд-хэнда.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация