Владимир Пономарёв о состоянии строительной отрасли РФ

Вот уже 53 года каждое второе воскресенье августа строители отмечают свой профессиональный праздник. Накануне Дня строителя редакция взяла интервью у заслуженного деятеля науки и техники РФ, профессора, вице-президента Ассоциации строителей России Владимира Николаевича Пономарева

Ponomaryov_01.01_1.jpg

— Строительная отрасль, еще недавно находившаяся «на взлете», сегодня испытывает серьезные трудности. В 2008 году, вместо запланированных 66 млн кв. метров жилья сдали 63 млн кв. м. Как заявил министр регионального развития РФ Виктор Басаргин, в 2009 году будет введено 53 млн кв. м — на 15 процентов меньше, чем было запланировано ранее. На Ваш взгляд, каковы перспективы восстановления прежних объемов строительства?

— Действительно, строительная отрасль сейчас переживает не лучшие времена. Идет падение по всем отраслям, и связано это с тем, что произошло резкое уменьшение платежеспособного спроса населения на жилье. Это — результат мирового финансово-экономического кризиса, но это также и результат предыдущего периода реализации нац-проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», когда произошел перегрев рынка жилья за счет удешевления и повышения доступности банковских кредитов. Ипотечные жилищные кредиты выдавались преимущественно на вторичном рынке жилья, а строительство, в основном, осуществлялось, как иногда говорят, ковбойскими методами, то есть сбыт был не законтрактован. В результате цены на рынке жилья росли невиданными темпами. Достаточно сказать, что в 2006 году цены на жилье в городах-миллионниках выросли более чем в 2 раза, а в среднем по РФ на 54%, в то время как доходы населения увеличились чуть более чем на 10%. 2007 год ознаменовался невиданным ростом цен на строительные материалы. К примеру, на цемент и металл они выросли более чем в 2 раза.

Дело заключалось в том, что за основу нацпроекта была фактически взята старая Федеральная целевая программа «Жилище», ориентированная на свободную продажу жилья по свободно складывающимся ценам. В условиях дефицитной экономики это было смерти подобно, что и привело к гигантскому росту цен на рынке жилья. Очень хорошо в ФЦП «Жилище» было прописано все, что связано с ипотечным кредитованием. Механизмы же, направленные на стимулирование предложений жилья, были прописаны плохо. Таким образом, для большинства населения (около 80 процентов) оно оставалось недоступным, все было сконцентрировано на решении жилищных проблем восьмой, девятой и десятой доходных групп населения, обладающих наиболее высокими и стабильными доходами (по Росстату, доходных групп 10. — Ред.). При этом лишь 50—70 тысяч менее обеспеченных граждан (0,1% всех семей РФ) ежегодно использовали субсидии, выделяемые на приобретение жилья. Посчитаем — в 2008 году в России было построено чуть более 60 млн кв. м. Сколько семей было обеспечено жильем? Не более 1,5%. Если учесть, что граждане, которые въезжали в новые квартиры, как правило, продавали старые, то можно сказать, что в прошлом году всего порядка 3% населения улучшили свои жилищные условия.

Способными на покупку жилья на свободном рынке были лишь эти самые высокодоходные группы населения (8, 9 и 10), которые в совокупности составляли порядка 15%. И лишь 3% россиян его ежегодно приобретали. Перекос в сторону спроса был огромен, поэтому шел интенсивный рост цен. Это и называют перегревом рынка, ростом денежных пузырей. А денежные пузыри всегда лопаются, наступает кризис. Вот то, что мы сейчас переживаем. Более всего кризис отразился на 8-й группе населения — увеличилась безработица, уменьшились доходы. На приостановку продажи жилья повлияла и общая нервозная обстановка. Люди стали воздерживаться от покупки квартир. К тому же появилось ожидание, что цены могут упасть, что еще более усложнило ситуацию.

Я бы назвал оптимистичным прогноз, что в 2009 году жилья сдадут на 15 процентов меньше запланированного. В регионах практически остановлена реализация новых проектов, находящихся на стадии получения разрешительной документации, на стадии строительства заморожено более 50% проектов.

Если говорить о ситуации на строительном рынке, то дна кризиса мы еще не достигли. По крайней мере, в этом году не стоит ожидать существенных позитивных изменений. Несмотря на улучшение ситуации на финансовых рынках, идет падение спроса во всех отраслях. Положение в реальном секторе экономики остается тяжелым. Банки, видя огромные риски, практически не вкладывают в него деньги. А государство, раздав средства на финансовый рынок, в первую очередь по банкам с государственным участием, что, с моей точки зрения, является ошибкой, не озаботилось, чтобы средства эти пошли в реальный сектор экономики. Из бюджета выделяется около 500 млрд рублей для поддержки строительной отрасли. Однако сюда входят

250 млрд руб., направленные на реформирование ЖКХ, в том числе 50 млрд — на ликвидацию ветхого аварийного жилья. Этих денег недостаточно для того, чтобы решить проблему.

Произошло падение цен на жилье, однако после кризиса восстановятся факторы, которые влияли на рост цен. Прежде всего, это дефицит жилья. И вот с этим надо что-то делать, изменить подход к реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», иначе на этом рынке нас ожидает серьезный рост цен.

— Владимир Николаевич, Ассоциация строителей России предложила правительству свой вариант по выводу отрасли из кризиса. О каких мерах идет речь?

— Наша Ассоциация разработала программу поддержки строительной отрасли и сектора недвижимости, включающую анализ причин и сложившейся ситуации на строительном рынке, меры, которые необходимо предпринять. Она обсуждалась в регионах, практически везде получив одобрение, а также в Совете Федерации. На итоговой коллегии Министерства регионального развития было дано поручение соответствующим департаментам переработать стратегию строительства массового жилья в плане усиления социальных аспектов, учитывая Концепцию социальной жилищной политики и социального жилья в РФ, разработанную Ассоциацией строителей России.

Мы исходим из того (и в этом нас поддерживают практически все экономисты страны!), что причина кризиса заключается в падении платежеспособного спроса. Поддержим спрос — появятся стимулы для увеличения объемов производства.

Во-вторых, ахиллесовой пятой российской экономики является инфраструктура: дороги, транспорт, инженерное обустройство территорий и т. д. В их развитие должно вкладывать средства государство. Именно это помогло США выйти из Великой депрессии 1929 г.

В-третьих, надо устранить препятствия, которые мешают строительной отрасли реализовывать нацпроект доступного жилья, доделывать начатое.

С развитием инженерной инфраструктуры тесно связаны вопросы финансирования и формирования тарифа. Более 15% в цене жилья составляет инженерная инфраструктура. Не секрет, что у нас зачастую от начала проекта до момента выхода бульдозера на строительные площадки проходит свыше двух лет. Все это время согласовывается исходно-разрешительная документация! Необходимо помочь компаниям войти на рынок, снизив административные барьеры. Следует изменить и порядок финансирования инфраструктурных проектов. Сегодня фонд финансирования ЖКХ фактически превратился в распределитель бюджетных денег — из федерального бюджета в муниципалитеты. Фонд должен стать полноценным институтом развития частно-государственного партнерства в жилищно-коммунальном хозяйстве. Этот сектор экономики является доходным во всех странах мира, у нас же стратегические инвесторы в ЖКХ не идут, отрасль недофинансируется и тянет экономику страны назад. Это происходит из-за того, что не сформированы нормальные условия функционирования данного бизнеса.

Мы убеждены, что необходима государственная социальная жилищная политика, в которой были бы прописаны механизмы повышения доступности жилья для всех (!) категорий граждан, где должно быть четко сказано, что ситуацию невозможно выправить без финансовой поддержки из бюджетов всех уровней. Сегодня 80% населения страны не могут самостоятельно приобрести жилье на рынке, для них нужно предусмотреть механизмы господдержки, соцзащиты. Среди мер, которые уже сейчас предпринимаются государством, — выкуп построенного жилья экономического класса, завершение строительства жилья высокой (70%) готовности. Мы считаем, что их следует дополнить и другими. Например, гарантией государства выкупить по фиксированным ценам жилье эконом-класса в случае, если строительные компании не смогут его реализовать на рынке. Тогда в данную отрасль пойдут деньги, кредитные ресурсы.

Часто говорят, что надо снижать себестоимость строительных работ. Но забывают о том, что производительность труда повышается, когда есть экономические стимулы. Если же разница между себестоимостью жилья и его продажной ценой, определяемой соотношением спроса и предложения, гигантская, то у строителей нет стимулов для снижения себестоимости, повышения качества. Чтобы они появились, нужно, чтобы заработали нормальные рыночные механизмы. Их формирование в рамках дефицитной экономики требует от государства решений, отличных от принимаемых в рамках равновесной экономики, где спрос и предложение отличаются не в разы.

Устранение наиболее негативных факторов, действующих на рынке жилья, обеспечит динамичный выход отрасли из сложившегося положения. Обеспечение жильем равномерно всех категорий граждан, независимо от их дохода, позволит уменьшить дефицит жилья, увеличит его доступность.

— Как Вы оцениваете нынешнее состояние технического парка отечественных строительных компаний? Как известно, больше 70% из них находятся в предбанкротном состоянии или уже обанкротились.

— Конечно, технический парк строительных компаний требует обновления. Вообще, модернизации требует вся российская экономика, находящаяся в крайне отсталом состоянии.

О необходимости инновационно-модернизационного этапа развития страны постоянно говорит Президент РФ Дмитрий Медведев.

Производительность труда в экономике у нас в несколько раз отстает от развитых стран. Организация труда, техническое состояние отрасли и база строительных материалов находятся в отсталом состоянии. И это при том, что научные разработки в России находятся на высоком уровне, но они не доходят до потребителя. К примеру, подавляющее большинство стройматериалов мы производим на основе западных, а не российских технологий.

База отечественной стройиндустрии находится на уровне 50-летней давности, ее изношенность огромная — до 70%. Достаточно сказать, что у нас цемент выпускается по давно устаревшей технологии — мокрым способом. Заводов с современным сухим производством цемента у нас практически нет, да и работают они на западных, а не российских технологиях.

Подобная ситуация и в автомобилестроении, и в сельском хозяйстве — зачастую техника, выпускаемая отечественными предприятиями, проигрывает импортной в качестве и производительности.

Для решения этих проблем нужно создать экономические стимулы, а не барьеры, обеспечивающие защиту неэффективным предприятиям и компаниям.

В советской экономике был огромный минус — использование административно-командного способа для внедрения передовых технологий и техники. Поэтому, например, на каждые 100 изобретений физфака МГУ имени М. В. Ломоносова внедрялось лишь 1—2, остальные «уходили» на Запад, и потом мы покупали у них патенты.

То же самое продолжается и сегодня. Если на Западе для строительных компаний прибыль в 2—5% считается очень хорошей, то там и стремятся экономить каждый доллар, евро, внедряют в производство современную технику. У нас же приемлемой считается прибыть начиная с 15—20%, дистанция между продажной ценой и себестоимостью настолько велика, что бороться за экономию нет смысла. Ситуация не изменится до тех пор, пока не будут созданы нормальные рыночные механизмы, направленные на внедрение современных технологий не административно-командным, а естественным образом. Вместо того чтобы разогревать рынок, нужно перейти на формирование рыночных механизмов, направленных на ускоренное увеличение предложений на рынке жилья. Следует добиваться, чтобы на рынок выходили не «спекулятивные» квадратные метры, а законтрактованные, сбалансированные с платежеспособным спросом населения, например средства населения в рамках покупок жилья в кредит могут и должны работать на инвестиционно-строительном рынке. Только тогда появятся экономические факторы, стимулирующие рост производительности труда, использования передовых, более эффективных строительных технологий и материалов, а также повышение качества.

Государство должно участвовать в финансировании жилья, выступать в качестве инвестора, определяющего правила игры в тех сегментах рынка, в которых жилье не поступает в свободную продажу, а распределяется между гражданами, нуждающимися в социальной защите или под-держке.

— Одно из важных направлений работы Ассоциации — установление и развитие международных связей. В частности, уже несколько лет Вы сотрудничаете с Ассоциацией строителей Китая…

— В числе совместных проектов с китайскими компаниями — строительство моста в Ярославле, завода по выпуску дорожно-строительной техники, олимпийских объектов в Сочи и др. Но мировой кризис внес коррективы: упал платежеспособный спрос, увеличились риски. Все эти проблемы надо решать.

Наш интерес к Китаю обусловлен существующей у них жесткой дисциплиной, высокой производительностью труда, самим подходом к работе. Парадоксальный факт: во время первой встречи с Ассоциацией строителей Китая к нам приезжали представители 12 компаний, которые возводят столько жилья, сколько у нас в России — все 300 тысяч лицензированных строительных компаний, вместе взятые. У них небольшие компании строят по 2—3 млн кв. м жилья в год, а у нас лишь с десяток компаний преодолевает планку в 1 млн кв. м. Если бы мы строили столько, сколько в Китае, у нас бы естественным образом снизились цены на рынке жилья, активнее развивались современные техника и технологии.

— Владимир Николаевич, Вы работаете в Ассоциации строителей России с самого начала ее образования. Четыре года назад в ее составе было 13 компаний, сегодня эта общественная организация объединяет около 1000 ведущих фирм страны. Был ли у Вас опыт работы в строительстве до прихода в Ассоциацию?

— По первым образованиям я физик и математик. Мое знакомство со строительной отраслью началось со студенческой скамьи. Дело в том, что в конце 50-х — 60-х гг. физический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, который я окончил, был инициатором Всесоюзного движения студенческих стройотрядов. Мое первое стройотрядовское лето прошло в Казахстане, где под Целиноградом строили коровник. Я работал в стройотрядах 10 лет — каменщиком, монтажником, бетонщиком, был командиром студенческого строительного отряда, командиром зонального штаба студенческих строительных отрядов. Мы возводили жилье, птицефабрики, дороги в Казахстане, Смоленске, Архангельской области.

Вплоть до 1986 года у меня была стандартная карьера физика-математика: кандидатская, докторская, профессор, зав. кафедрой физики МГПИ им. В. И. Ленина. Все изменилось после Чернобыля. Меня пригласили работать зам.директора по науке Института проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук (АН СССР), затем — советником на правах вице-премьера Правительства Армении по научно-техническому и внешнеэкономическому сотрудничеству. В 1997—1998 гг. участвовал в разработке программы ипотечного кредитования Москвы. С тех пор ипотека стала для меня делом жизни. С 1999 по 2004 год я отвечал в Правительстве РФ за развитие ипотечного жилищного кредитования, работая в должности статс-секретаря — заместителя Председателя Госстроя России. Поэтому я и пришел работать в Ассоциацию, где возглавляю жилищно-ипотечное направление.

— В августе российские строители отмечают свой профессиональный праздник. Что бы Вы пожелали всем участникам строительного рынка?

— У нас в Ассоциации есть хороший девиз: «Если не хочешь — то ищешь причины, если хочешь — то ищешь возможности». Я желаю всем, кто работает на строительном рынке, искать возможности реализовать свои планы. И всегда помнить, что если Господь Бог создал землю, то все остальное создано руками строителей.

Ponomaryov_podpis_01.01_1.jpg 

Интервью провела  Ираида Фомина

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация