Как победить пробки на дорогах

Немало слов уже сказано и написано по поводу организации дорожного движения в нашей стране. Проблема российских дорог была всегда. С ней сталкиваются не только рядовые граждане, но и высокопоставленные чиновники, на которых, собственно, и возложена обязанность решать эту проблему. Для себя они, конечно, постарались решить её, причём, кардинально. В Москве просто перекрывается движение, «в том же месте, в тот же час». Но это, давайте будем честны, не решение проблемы, а, скорее, создание её в ещё больших масштабах и с более тяжёлыми последствиями. Ролик, выложенный в Интернете о том, как полиция не пропускает машину «скорой помощи», едущую с включенным проблесковым маячком, вызвал бурю негодования в сети.

Как победить пробки  на дорогах 

Хорошие дороги и грамотная организация управления транспортными потоками способны увеличить товарооборот не только отдельно взятого региона, но и страны в целом. В прошлом номере «ТЕХНОmagazine» мы коснулись темы качества дорожного покрытия и его важности для развития экономики в целом. Президент ассоциации производителей оборудования (АЕМ) Денис Слейтр (Dennis Slater) отметил, что плохое качество дорог приводит к увеличению транспортных расходов. Это связано с отклонением движения от оптимального маршрута следования и дополнительными расходами по ремонту и обслуживанию техники. Ведь машины (грузовики, автобусы, лёгкий коммерческий транспорт и др. транспортные средства), эксплуатация которых происходит на «убитых» дорогах, требуют к себе большего внимания и чаще ломаются. К тому же, скорость передвижения по плохим дорогам значительно ниже, что приводит к образованию заторов и пробок. И это проблема не только России. В заторах люди стоят в крупных городах по всему миру – в США, Бразилии, Европе и Китае. Вот только соотношение количества пробок на количество машин в нашей стране сильно отличается.

Как победить пробки  на дорогах 

Новые дороги, выделенная полоса и не только

Особенно остро проблема заторов на дорогах стоит в столичном регионе, где власти Москвы декларируют различные методы борьбы с пробками – расширение действующих магистралей, строительство новых развязок, уменьшение ширины полос. Но только модернизацией дорог данную проблему не решить. Необходим комплексный подход. Строительство новых дорог, которые смогут перенаправить транспортные потоки на альтернативные пути, позволит разгрузить центральные магистрали, а направление транзитных машин в объезд города позволит снизить интенсивность транспортного потока. В Соединённых Штатах система дорожного движения построена таким образом, что хайвэи и интерстэйты (федеральные трассы, проходящие по территории нескольких штатов) не просто соединяют между собой крупные города. Они как бы проходят по территории городов вторым ярусом. Для того чтобы попасть в город, который фактически находится «за окном», необходимо свернуть на съезд с шоссе. При этом скоростной режим на трассе не снижается, а остаётся «загородным». И автомобили, которые движутся дальше, не теряют время на «плутание по улицам города» и стояние на светофорах, а просто продолжают свой путь с прежней скоростью. Да и трафик, движущийся транзитом, минует город.

Как победить пробки  на дорогах 

Как показывает мировой опыт, наиболее эффективным наряду с расширением дорожной сети являются меры, направленные на сокращение использования личного транспорта. К таким мерам в частности относится введение специального сбора за въезд в центр города, как, например, в Стокгольме. Конечно, это не очень понравится автовладельцам, но и километровые пробки и часы, потраченные на дорогу от дома до работы, не прибавляют оптимизма жителям нашей столицы. А в скольких машинах, стоящих в этих самых пробках, находится более одного человека? Не желающие стоять в заторах жители тех же США, например, стараются объединиться с коллегами и ехать на работу на одной машине. Этому способствует выделенная специальная полоса для автомобилей, в которых находится два и более пассажира. В часы пик она менее загружена и позволяет быстрее добраться до дома. А если кто-то решится ехать по ней, находясь в машине в одиночку, придётся заплатить немалый штраф, который составляет более 8000 в пересчёте на рубли.

Предлагаемые столичными властями меры по созданию так называемых перехватывающих парковок в районе конечных станций метро, вполне могут частично разгрузить городские дороги от личного автотранспорта. Но тут необходимо дать автомобилистам экономические стимулы для добровольного пересаживания на общественный транспорт и не стоит забывать о перегруженности метрополитена.

Как победить пробки  на дорогах 

Одним из самых успешных проектов по реализации внутригородских пассажирских перевозок признана система скоростного автобусного транспорта (Bus Rapid Transit, BRT) или Метробас (Metrobus). Это своего рода гибрид автобуса и метро или даже правильнее будет сказать, трамвая. Смысл данной системы заключается в том, что низкошумный скоростной автобус движется по специально выделенным линиям, проезд по которым другим видам транспорта запрещён. Под выделенные полосы можно использовать и уже существующее дорожное покрытие. Такие линии используются во многих городах мира, в частности, Стокгольме, Майами, Сиэтле. И если в Пекине, где линии BRT появились относительно недавно, выделенная полоса для безопасности огорожена от основной дороги, то в Лос-Анджелесе оранжевая линия скоростного автобусного транзита движется по общему дорожному полотну. К тому же, уровень развития технологий BRT позволяет организовать движение строго по расписанию, обеспечить точное сближение с посадочной платформой, контролировать скорость движения и даже работу в беспилотном режиме. Конечно, для работы таких систем без водителя нет законодательной базы, да и мы к этому вряд ли готовы, но технологическое обеспечение для этого доступно уже сегодня.

Кроме того, в развитых странах большой упор делается на создание инфраструктуры не только для общественного транспорта, но и для велосипедов. Многие автобусы оборудуются специальными креплениями, чтобы при поездках на дальние расстояния можно было воспользоваться общественным транспортом и при этом не создавать проблем окружающим, втискивая двухколёсного друга внутрь.

Как победить пробки  на дорогах 

Цена вопроса

Эксперты оценивают потери американской экономики от заторов на дорогах в 100 млрд долларов в год. Сюда входят штрафы за простои транспорта и задержки грузов, снижение производительности труда, дополнительные затраты на топливо и т. д. Потери от пробок в нашей стране наверняка не меньше. Что касается создания систем общественного транспорта, то затраты на запуск в сентябре 2007 года первой линии Metrobus в Стамбуле протяжённостью 18,3 км составили около 300 млн долларов. В США один километр маршрута метробаса в среднем обходится в 8,4 млн долларов. А вот затраты на строительство такого же участка московского метрополитена составляют уже от 127 до 318 млн. И позиция директора НИИ транспорта и дорожного хозяйства Александра Сарычева, который считает, что система скоростных автобусных линий BRT не применима в Москве, совершенно не понятна. В ближайшие годы на строительство новых станций метро в столице запланировано выделить 8 млрд долларов. Может, стоит перенять опыт других стран и задуматься об альтернативных видах общественного транспорта? В Стамбуле, к примеру, две линии метробаса будут проложены по маршруту, где изначально планировалось строительство веток метро. Отказ от строительства новых станций подземки в пользу скоростного автобусного транспорта (Bus Rapid Transit) позволит сэкономить порядка 5,5 млрд долларов. Тем более что в столице уже появляются выделенные полосы для общественного транспорта, и по плану, к 2016 году их протяжённость должна составить 300 км.

Роман Коротков

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация