Промышленные тракторы в России и за рубежом. Особенности агрегатирования

Промышленные тракторы — это тракторы, предназначенные для работы в строительстве, в отраслях, добывающих полезные ископаемые, на лесозаготовках.

«Промышленный трактор» — это термин не для потребителей. Им нужны бульдозеры, погрузчики, трубоукладчики, валочные и пакетирующие машины и многое-многое другое оборудование. Для повышения эффективности важно, чтобы машины больше работали. При большом фронте работ это достигается надежностью оборудования и сервисом. При меньших объемах один из способов повышения загрузки — способность выполнять разные работы (универсальность). Другой способ — возможность быстро менять место работы (мобильность, транспортабельность).

04_T100M_01.01_1.jpg

Универсальность для потребителей достигается возможностью использования сменного рабочего оборудования. Еще одно проявление универсальности техники у потребителя — это сокращение номенклатуры используемых машин, соответственно, сокращение номенклатуры запасных частей, меньшее разнообразие требуемых механиков и водителей.

Потребителю надо, чтобы не было простаивающей, ненужной в данное время техники, и чтобы работающие машины были высокоэффективны. При полной загрузке высокоэффективны специальные машины. Если работы разные, но известны их пропорции, снова требуется специальная машина, оптимально выполняющая набор работ в заданных пропорциях. Если пропорции не известны или непостоянны, тогда нужна универсальная техника, которую тоже можно назвать специальной, ориентированной именно на такой набор условий работы.

Универсальность для изготовителей — это большее разнообразие продукции при меньшем количестве деталей и узлов, ее составляющих. Универсальность техники для потребителей и для изготовителей — это разные понятия и требования, совпадающие лишь частично, в частности, за счет стремления потребителей к сокращению номенклатуры используемых машин.

В условиях плановой экономики в масштабах хозяйства всей страны экономический эффект от использования машин рассчитывался суммарно в сфере их производства и в сфере эксплуатации. При этом допускалось повышение расходов в эксплуатации ради их снижения в производстве.

Номенклатуру выпускаемых машин определяло министерство. Номенклатура машин и объемы их выпуска согласовывались в Госплане. Предприятию оставалось выполнять план. Естественных стимулов для повышения эффективности выпускаемых машин не было. Зато были стимулы для повышения серийности и сокращения номенклатуры выпускаемых изделий — так легче выполнять план. (При этом продукция выпускалась предельно низкого качества — такую легче делать.) Заводы, в частности тракторные, стали изготовлять по одной модели и очень тяжело осваивали производство как новых тракторов, так и их модификаций. Административного стимулирования для совершенствования машин не хватало.

Народному же хозяйству требовалась разнообразная техника. Не оставалось ничего другого, как делать все необходимые агрегаты на базе серийно выпускаемых тракторов и автомобилей. В результате развились уникальные, не имеющие аналогов шлейфы машин. Десятки очень разных изделий на базе одной модели, например, трактора ЧТЗ: краны, бульдозеры, траншеекопатели, буровые станки, лебедки, погрузчики и т. д. Наука помогала обосновывать такую практику. Был предложен отказ от концепции трактора как тяговой машины и рассмотрение его как шасси агрегата, в структуре которого он выполняет функции несущей и энергетической основы.

Значительная часть агрегатов, созданная таким образом, имела низкий технический уровень, применялась на внутреннем рынке, мало экспортировалась. Вершиной этого процесса стала работа по созданию типоразмерного ряда унифицированных шасси (колесных и гусеничных), специально приспособленных для очень широкого агрегатирования. Для их производства построили Чебоксарский завод промышленных тракторов.

В мире рыночных отношений свои проблемы. Предприятия напрямую и жестко зависят от продаж. Нет продаж — предприятие исчезает. Еще важный фактор — конкуренция. Конкуренция — это когда покупают, но не у тебя, а нет продаж — см. выше.

Это заставляет изучать требования потребителей, поведение конкурентов, действовать быстро и скрывать достоверную информацию о своем состоянии, о своих планах. Приукрашивание становится нормой. Так же, как и в плановой экономике, фирмы планируют свою деятельность в краткосрочном и долгосрочном периодах. Но масштаб планирования определяется величиной фирмы. Из-за конкуренции нет гарантий сбыта — возможности планирования ограничиваются. В результате меньший масштаб деятельности и нестабильность условий повышают себестоимость. Мотивация к повышению серийности, сокращению номенклатуры такая же: снижение себестоимости — повышение конкурентоспособности. Конкурентное стимулирование ускоряет процессы совершенствования продукции. За ошибки приходится платить сполна, но и достижения вознаграждаются.

Унификация крупными модулями в виде шасси, удобная для изготовителя, прошла свой пик развития. Сейчас доминируют унификация узлов и агрегатов, стандартизация присоединительных размеров. Это тоже компромисс. Расхождение интересов изготовителей и потребителей проявляется и здесь.

Одна фирма, имея большую номенклатуру изделий и крупное производство, позволила себе провести увеличение серийности путем унификации трансмиссий колесных и гусеничных машин, особенно больших типоразмеров, имевших штучный спрос. Технический компромисс был большим. Бульдозеры получили необычную гусеницу. Потребителям рассказывают о достоинствах новой конструкции. Другие специалисты (конкуренты) не стали подобным образом изменять свои бульдозеры. Прошло время. Фирма вынуждена возвращаться к овальной гусенице.

Российская экономика постепенно переходит на рыночные отношения. Расширились права предприятий и повысилась ответственность за результаты работы. Одна из главных проблем — менталитет главных специалистов. Они привыкли к тому, что выбор техники для производства определяют руководители. А на самом деле главные в этом вопросе покупатели и конкуренты.

Еще одна крупная проблема — слабость технико-экономических расчетов при создании новой техники. Методики, по которым рассчитывался экономический эффект в масштабах народного хозяйства, недостаточно учитывают конкуренцию, очень упрощенно оценивают эксплуатационные расходы, например, потери от простоев техники вообще не учитывают. Самостоятельная техническая политика — это свобода разориться или выжить на современном этапе.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация