Автокраны: новинки и перспективы развития

Необходимость в мобильных грузоподъемных механизмах, смонтированных на самоходном шасси, появилась в нашей стране еще в 30-е годы ХХ века. Именно тогда началось активное строительство жилых районов, объектов гидроэнергетики, заводов, железных дорог, мостов. В это время и появился первый отечественный автомобильный кран, выпущенный ленинградским заводом «Красный металлист».

Так называемый АТП-1 имел грузоподъемность всего 1,5 т, мог поднимать груз на высоту не более 3 м и монтировался на шасси грузовика Я-5. Немногим позже появились краны на шасси автомобиля ЗИС-6. Их грузоподъемность была уже в два раза больше, а высота подъема стрелы составляла 5 м. Они выпускались на одесском «Заводе им. Январского восстания». В 50-е годы в Ставрополе «поставили на поток» автокраны на базе шасси ГАЗ. Завод «Красный металлист» стал монтировать краны К-104 на шасси КрАЗ, а Ивановский завод начал производство кранов на шасси МАЗ-200. В последующие десятилетия краностроение страны активно развивалось.

Современные объемы производства автокранов значительно превышают объемы прежних лет. Сегодня в России десятки предприятий занимаются производством подъемных кранов на автомобильном ходу. Если в середине прошлого века один завод в среднем выпускал около 150 штук в год, то в начале ХХI — от нескольких сотен до 1,5 тысячи. Модельный ряд расширяется благодаря большому ассортименту шасси, удлинению стрел и увеличению количества секций, улучшению грузовысотных характеристик через модернизацию кранов.

В 2009 году из 1272 автокранов, произведенных в Российской Федерации, доля заводов — партнеров Торговой компании «Ивановская марка» составила более 51%, или 653 автокрана, что на 5% превышает долю рынка в 2008 году. Из них 595 было произведено ОАО «Автокран» и 58 — ЗАО «Газпром-кран».

Клинцовский и Галицкий автокрановые заводы (марки «Клинцы», «Галичанин»), входящие в ООО «Кудесник», в прошлом году совместно произвели 441 кран, что в сумме составило 34,8% по рынку РФ: ОАО «ГАКЗ» было выпущено 257 единиц техники (20,3%), ОАО «КАЗ» — 184 единицы (15,4%). На рынке отечественного подъемно-транспортного оборудования надежно закрепились такие марки, как «Угличмаш», «Машека», «Ульяновец», «Сокол», «Юргинец», «Челябинец» и др.

Рынок импортной крановой техники на территории России представлен тремя основными странами-производителями — Германией, Японией и Китаем. Лидером по поставкам являются компании Liebherr и XCMG. Стоит отметить, что потребности рынка сегодня удовлетворяются в основном за счет российских производителей техники: продажи импортных автокранов составляют всего лишь несколько процентов от совокупного объема. Основная причина этого — высокая стоимость импорта, поэтому наиболее привлекательны для рынка отечественные машины.

Модельный ряд как российских, так и импортных автокранов дает возможность оптимального выбора по грузоподъемности, проходимости, качеству и цене. Самыми популярными у российских потребителей остаются автокраны грузоподъемностью 25 т, которые достаточно универсальны и находят применение практически во всех отраслях стройиндустрии.

— В основном потребитель обращает внимание на грузоподъемность,— комментирует Марианна Скворцова, начальник отдела рекламы и PR компании АО «РусТранс» (эксклюзивный представитель в России концерна XCMG).— Судя по продажам нашей техники, особым спросом пользуются краны грузоподъемностью 25 и 50 т: модели QY25K, QY25K5 и QY50K.

— Сейчас, как и в прошлые годы, наибольшей популярностью пользуются автокраны грузоподъемностью 25 т на шасси КАМАЗ и «Урал»,— рассказывает Наталия Мартынова, пресс-секретарь ООО «ТК “Ивановская марка”».— В прошлом году все серийные модели 25-тонных кранов «Ивановец» были модернизированы под установку новой кабины крановщика, которая предлагается в виде опции, в основном же компания сосредоточена на новых моделях.

В 2009 году прошла презентация «сорокатонника» автокрана «Ивановец» КС-54713 на трехосном спецшасси БАЗ-80311 с 5-секционной стрелой; автокрана «Ивановец» КС-55717Б грузоподъемностью 36 т; а также «двадцатипятитонников» КС-5576- К-1 с 4-секционной стрелой на шасси КАМАЗ, автокрана КС-5576Б-1 на шасси МАЗ и «Ивановца» КС-54711Б на шасси БАЗ-8031.

КС-54713, разработанный на заводе «Газпром-кран» (г. Камышин, Волгоградская область), оснащен современной крановой установкой с 5-секционной стрелой овоидного типа длиной 38 м и дополнительным 8-метровым удлинителем. u1057 С мая 2009 года на ОАО «Автокран» было налажено серийное производство модели КС-55717Б с 4-секционной стрелой длиной 30,7 м на новом трехосном автомобильном шасси БАЗ- 7941 с улучшенными грузовыми характеристиками.

Ответило актуальным требованиям рынка по выпуску новых моделей кранов и ОАО «ГАКЗ». На выставке СТТ-2009 завод продемонстрировал новую крановую установку, смонтированную на четырехосном шасси Volvo FM400. «Шестидесятитонник» КС-65721 «Галичанин» оснащен 5-секционной телескопической стрелой длиной 42 м и 2-секционным гуськом длиной 15,1 м (общая высота — 57 м). Применение импортных комплектующих и высокопрочной стали Weldox позволило уменьшить массу крана и увеличить срок его службы. За счет большого опорного контура (7,52х7,2 м), новой системы телескопирования стрелы, высокопрочных сталей и овального профиля стрелы были достигнуты хорошие грузовысотные характеристики, сравнимые с характеристиками лидеров мирового краностроения.

В декабре 2009 года на ОАО «КАЗ» успешно прошел государственные при- емочные испытания автокран КС-64713-2, смонтированный на шасси МЗКТ-700600. Он стал первой серийной моделью завода, имеющей грузоподъемность 50 т. Секции стрелы крана выполнены из высокопрочной импортной стали, ее длина в разложенном состоянии достигает 34, 1 м, в сложенном — 11,5 м. Отдельная система отопления кабины крановщика позволяет работать при температуре до –40 °С. За счет нестандартной конструкции рамы КС-64713-2 может осуществлять работы в круговой зоне 360° без потери грузовысотных характеристик. Ряд узлов крана оснащен импортными комплектующими, не требующими замены и ремонта за весь период его службы.

Челябинский механический завод также не остался в стороне и представил новинку — автокран КС-65711 грузоподъемностью 40 т. Полная масса крана не превышает 27,76 т. Он имеет 4-секционную телескопическую стрелу новой серии длиной от 9,3 до 27,3 м. Основание и секции выполнены из стали S700. Предусмотрена возможность телескопирования секций с грузом на крюке до 6 т. Устойчивость автокрана и работа в зоне 360° обеспечиваются большими габаритами опорного контура (5,8х6,7 м). Кроме того, на заводе завершился комплекс мероприятий по запуску в серийное производство новой модели крана «Челябинец» КС-45721-24 грузоподъемностью 25 т на шасси КАМАЗ-43118 (6х6).

ОАО «Угличмаш» в прошлом году уверенно чувствовал себя на рынке автокранов грузоподъемностью 14—20 т, модернизируя существующие и разрабатывая новые модели. С апреля 2010 года предприятие начнет выпускать «двадцатипятитонник» КС-45722-2 на трехосном шасси КАМАЗ-65111 и КАМАЗ-43118 с трехсекционной стрелой длиной 21 м. Кроме того, с мая будет налажено производство новой модели КС-55740 (г/п 25 т) на шасси КАМАЗ и «Урал» с 4-секционной стрелой и высотой подъема 31 м.

Если говорить о присутствии на российском рынке иностранной спецтехники, то здесь 2009 год также не обошелся без новинок. Так, компания «РусТранс», представитель концерна XCMG в России, в 2009 году среди новинок автокрановой техники отметила краны на полноприводном шасси QAY200 и QAY500.

— Что касается машины QAY200 (г/п 200 т), то новинка она по одной причине — это первый подобный кран, импортированный на территорию России, разработанный и изготовленный с учетом самых современных и ведущих технологий,— поясняет Марианна Скворцова.— А автокран QAY500 грузоподъемностью 500 т — это первая машина увеличенной грузоподъемности.

Если говорить о характеристиках машин, то они имеют интегрированную электронную систему с центральным программируемым блоком, клавиатурой и монитором PLC, которая осуществляет постоянный контроль работоспособности всех основных агрегатов и частей кранов. «Умное» управление основными агрегатами и системами при поддержке электроники позволяет существенно экономить топливо, снизить экологически вредный выхлоп, своевременно выполнять техническое обслуживание и увеличить срок службы машины. Облегчен монтаж противовеса — варианты балластирования существенно расширяют область применения в узкопроходимых местах. Установка противовеса выполняется с помощью дистанционного управления.

Спад мировой экономики больнее всего ударил, пожалуй, по предприятиям машиностроительного комплекса. Однако несмотря на финансовую нестабильность, непредсказуемость рисков и антикризисных мер в компаниях, 2009 год всё же порадовал российского потребителя многочисленными новинками, а значит, и перспективы развития автокрановой отрасли, безусловно, есть.

— Кризис значительно затормозил новые разработки во всем мире,— поясняет Марианна Скворцова.— В антикризисном плане многих компаний нередко стоят модификации существующих машин — прежде всего с целью удешевления и повышения спроса. Это не касается рынка конкретно кранов, это скорее общая ситуация на рынке спецтехники. Если говорить о тенденциях, то думаю, что в ближайшее время свои новинки представят многие компании.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация