Резать по холодному: обзор рынка дорожных фрез

Впервые дорожная фреза была создана компанией-первопроходцем в разработке и производстве грейдеров Galion Iron Works. Первая фреза во многом походила на грейдер, на котором вместо ножа был установлен фрезеровочный барабан шириной 76 см, приводимый в движение гидравлическим насосом. Появление и дальнейшее совершенствование дорожных фрез совершило своеобразную дорожную революцию: ведь снятое дорожное покрытие превращалось в гранулят, который можно использовать повторно. И вскоре появились машины, способные не только снимать асфальтобетонное полотно, но и самостоятельно смешивать гранулят с вяжущей смесью и укладывать новое покрытие на фрезерованную поверхность.

обзор рынка дорожных фрез 

В подобного рода работах определилось два подхода. При горячем фрезеровании дефектный участок дороги удаляется после предварительного разогрева поверхности с помощью инфракрасных горелок. Основным достоинством данного метода являются меньшие усилия, необходимые для непосредственного фрезерования. Но технологическая сложность, энергозатратность и опасность для персонала склонили дорожников, в конечном счёте, к машинам холодного фрезерования, снимающим дорожное полотно без дополнительной подготовки. Кроме того, при горячем фрезеровании материал склеивается, что затрудняет его транспортировку, смешивание и дальнейшее использование. Для максимально эффективного использования фрезы на объекте необходимо определиться с классом машины. Обычно дорожные фрезы подразделяют на большие и малые. Максимальная глубина фрезерования больших, в среднем, – от 15 до 30 см, при ширине обрабатываемой зоны от 130 до 420 см. Отличительной чертой больших фрез являются размещение барабана между передним и задним мостами и наличие отгрузочного транспортёра. Такие машины создаются для работы на прямых участках, где необходима максимальная производительность. Глубина фрезерования малого класса техники составляет 10 см, а ширина фрезеруемой зоны – от 30 до 120 см. Особенностью малых фрез является, прежде всего, мобильность за счёт компактных размеров и маневренности. Фрезерный барабан в технике малого класса располагается между колёсами заднего моста. Как и в практически во всех остальных сегментах коммунальной техники, российский рынок в основном занят иностранными производителями.

обзор рынка дорожных фрез 

Лидирующие позиции на российском рынке принадлежат компании Wirtgen, вполне успешно продававшей технику даже в условиях экономического кризиса и удерживающей свои позиции лидера до сих пор. Линейка компании представлена 16 моделями, с различными предложениями по комплектации дополнительным оборудованием. Особенностью малых фрез от Wirtgen является возможность установки как гусеничного, так и колёсного шасси. Дополнительно на некоторые модели возможна установка системы быстрой смены барабана, позволяющей на одной фрезе использовать барабаны с различной шириной и разным количеством резцов. Также в малом классе у Wirtgen имеются модели, совмещающие в себе компактные размеры своего класса, но имеющие мощность почти как у «больших» собратьев, достигая глубины фрезерования до 32 см при площади фрезерования 1 м (W 100F), 1,2 м (W 120F) и 1,3 м ( W 130F). Линейка больших фрез была дополнена фрезами нового поколения (W 210, W 220 и W 250), отличительной особенностью которых стала установка двух дизельных двигателей, позволяющая машинисту использовать ресурс мощности с большей эффективностью. Так, в один день может потребоваться произвести работы на максимальную глубину, для чего стоит использовать оба двигателя. На следующий день задачей может стать фрезерование на маленькую глубину, но на большой площади, для чего понадобится лишь одна часть силовой установки, а второй двигатель может быть подключен при необходимости. Когда подключается второй двигатель, его частота вращения автоматически согласуется с работой первого. Оператор также может выбирать из трёх частот вращения, что позволяет регулировать соответственно частоту вращения барабана и скорость самой фрезы, согласно условиям работы. Таким образом, возможна экономия топлива примерно в 25%, по сравнению с традиционным решением силовой установки. На моделях W 210 и W 220 предусмотрены опция смены фрезерного агрегата и возможность изменять ширину фрезерования с 2 м, до 1,5 или 2,20 м. Сэкономить на эксплуатационных расходах позволяет и система WIDRIVE, осуществляющая автоматическое управление взаимодействием между силовым агрегатом, фрезерной частью, конвейерной системой, регулировкой высоты, трансмиссией и водяной системой. Система PTS обеспечивает равновесие машины, автоматически сохраняя положение шасси параллельно поверхности фрезерования. Когда гусеничная тележка наезжает на неровность, остальные тележки компенсируют это изменение. При этом во вмешательстве машиниста нет необходимости. Небольшие габариты машин и складываемый конвейер облегчают ее транспортировку. Конечно, подобные решения влекут за собой удорожание техники, и перекроет ли последующая экономия в процессе эксплуатации эту разницу, зависит от условий работы фрезы.

обзор рынка дорожных фрез 

Особый путь в области разработки дорожных фрез избрала американская компания Roadtec. Американский инженерный гений предлагает выбрать из четырёх моделей фрез: RX-400, RX-500, RX-700 и RX 900. При этом RX-400, хоть и является по классу малой фрезой, конструктивно отличается от европейских собратьев и ближе к классу больших фрез. Барабан RX-400 смонтирован сзади, это решение позволяет фрезеровать вплотную к бордюру. Стандартная ширина резки 1,2 м, но модель может комплектоваться барабанами шириной 0,66, 0,9 или 1,52 м и глубиной резки до 31 см. Тяжёлая фреза RX-500 позиционируется как мощная (630 л. с.), но одновременно достаточно лёгкая и маневренная для работы в городских условиях. Фреза способна двигаться как в заднем, так и в переднем направлениях и переоборудоваться в ресайклер. Стандартная глубина резки 2 м, максимальная ширина 2,2 м, при максимальной глубине 30 см. RX-700 – высокопроизводительная фреза, оснащённая двигателем от Caterpillar мощностью 700 л. с. Глубина резки RX-700 составляет 35,6 см, оснащается фреза барабаном шириной 2 или 2,18 м. RX-900 – наиболее мощная фреза в линейке Roadtec, имеющая двигатель в 950 л. с., и способная производить фрезерование на половину либо на всю ширину полосы. Глубина резки составляет 35,5 см, как у RX-700, но ширина фрезерования – уже 2,18, 2,49, 3,66, 3,81 или 3,96 м. Но, при желании заказчика, на этот агрегат можно отдельно изготовить и смонтировать барабан других размеров. Модели RX-700 и RX-900 также могут применяться в качестве ресайклеров. Весь модельный ряд Raodtec имеет передний разгрузочный конвейер, а «старшие» модели (RX-500, 700, 900) могут быть снабжены как тремя, так и четырьмя гусеницами. Кроме того, Roadtec – единственный производитель, использующий низколегированную высокопрочную сталь А 656 для всей конструкции рамы. В результате корпус фрез от Roadtec выходит два раза прочнее, чем у конкурентов. В наших условиях избыток прочности лишним никогда не будет.

обзор рынка дорожных фрез 

Техника марки Dynapac представлена на российском рынке с 1993 года. Сечас в модельном ряду компании числится 5 фрез малого класса: от фрез с рабочей шириной 35 см и глубиной в 10 см до фрез с рабочей шириной 1 м и глубиной фрезерования 30 см. У всех малых фрез выгрузка происходит через задний конвейер, при необходимости его можно демонтировать, чтобы гранулят высыпался прямо на дорогу. Линейка больших фрез представлена тремя моделями. Рабочая ширина двух из них (PL2000LS и PL2000S) – 2,1 метра при глубине 32 см. Третья модель (PL2100S) может предложить рабочую ширину в 2,01 м при общей для всех тяжёлых фрез от Dynapac глубине фрезерования 32 см. Барабан фрез оснащён системой быстрой смены зубцов, плюс сам барабан можно в течение 2 часов заменить на специальный барабан чистового фрезерования. Большие фрезы управляются при помощи двух ручек управления: одна отвечает за передвижение, вторая – за ленту конвейера. Такая система появилась в ответ на просьбы клиентов компании и призвана упростить общее управление фрезой. Управление конвейером и система распыления воды частично автоматизированы. Выгрузка гранулята происходит через передний складной конвейер.

Caterpillar продолжает особые традиции американского машиностроения: как таковой малый класс выделить среди модельного ряда проблематично. Так, «младшая» фреза PM102 совмещает в себе признаки как малых, так и больших фрез. При компактных размерах PM102 имеет солидный вес в 17 тонн и может похвастаться шириной рабочей поверхности в 1 м и солидной максимальной глубиной фрезерования в 30,5 см. В базовой комплектации предусмотрен гусеничный ход, но возможна смена гусениц на колеса. Правая задняя опора гусеницы или колеса выносная, как у малых фрез, тогда как разгрузочный конвейер расположен спереди, что характерно для больших фрез. Машина оснащена двигателем в 225 л. с., имеет ширину рабочей поверхности 2,01 м и максимальную глубину 32 см. Средняя в семействе Caterpillar фреза PM200 имеет массу чуть более 30 т и оснащена дизелем мощностью 575 л. с. Система Anti-Slab при помощи гидравлического подъёма и контроля давления на дорожное полотно препятствует отрыву крупных кусков асфальтобетона. Фрезерный барабан приводится в движении от двигателя при помощи клиноременной передачи, а шестигранные резцы установлены на быстросъёмных резцедержателях по три. Двойная система орошения обеспечивает охлаждение резцов. На тех же принципах устроена и самая мощная «старшая» фреза PM 201, изменились только размеры и мощности. Масса этой мощной американской машины составляет 35 т, а мощность силовой установки – 660 л. с. В ширину машина работает на 2,1 м и способна вгрызаться в асфальтобетон на глубину до 30,5 см. Машины оснащены компьютеризированными системами контроля, отслеживающими состояние машины и предупреждающими о неполадках.

На волне кризисных явлений китайским производителям не только удалось сохранить, но даже укрепить свои позиции как на российском, так и на европейском рынках. Прикрыв главную слабость своей продукции, а именно сервис, китайские компании вытесняют своих именитых конкурентов. XCMG предъявляет строгие условия к своим дилерам, требуя надлежащего оснащения ремонтных баз и необходимой квалификации персонала. XCMG предлагает линейку малых дорожных фрез (XM50, XM100, XM 101) c шириной рабочей поверхности от 0,5 до 1,3 м и глубиной фрезерования до 12 см. Своеобразный мостик между малой и большой фрезами представляет модель XM 130B c шириной фрезерования 1,32 м и глубиной 31,5 см. Малые фрезы XCMG имеют колёсную базу. Честь большой китайской фрезы защищает модель XM 200, работающая в ширину на 2 м и в глубину на 32,2 см. Фрезы оснащены европейской гидравликой, а резцы, изготовленные фирмой Kennametal, отличаются прочностью и износостойкостью, что позволит сэкономить на их замене.

Современные дорожные фрезы – не только инструменты для разрушения дорожного полотна. За полвека совершенствования эти машины приобрели продуманный дизайн и набор функций, преобразив подход к ремонтным работам на дороге. Экономическая конъюнктура заставляет производителей осторожно подходить к техническим инновациям. Тем не менее, прогресс не остановить, а значит, в недалёком будущем мы увидим инновационные технические решения и нестандартные подходы к ремонту дорог.

Антон Панов

См. также: Российский импорт дорожных фрез

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация