Российский рынок мусоровозной техники

Вывоз мусора – одна из самых востребованных услуг в любое время года. Если услуги по вывозу снега, грунта и т. п. можно назвать сезонными (снег – зимой и ранней весной, а грунт – в теплое время года, когда ведется большинство земляных работ), то вывоз мусора, а особенно вывоз ТБО – явление внесезонное. Возможно, и благодаря этому рынок мусоровозов без существенных потерь перешагнул кризис, техника осталась по-прежнему востребована. Сегодня, благодаря государственной программе обновления парка коммунальной техники, отечественный рынок мусоровозов отличает не только широкая линейка таких машин, но и периодическое появление новых, современных моделей.

 

Основные отечественные производители такой коммунальной техники: ОАО «Арзамасский завод коммунального машиностроения» (КОММАШ), Московский НПК «Коммаш» («Москоммаш»), ОАО «Мценский завод коммунального машиностроения» (Мценский завод «Коммаш»), ОАО «Ряжский авторемонтный завод», Производственно-коммерческая фирма ООО «Берц», ОАО «Михневский ремонтно-механический завод», ООО «МАШТРАНС», ЗАО «Профмаш» и др. В производстве мусоровозы от эконом-класса до премиум-класса на шасси отечественного и зарубежного производства, таких как КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, МАЗ, Mercedes, Ford, Volvo, Scania и т. п. Машины оснащаются системой крюкового захвата (система мультилифт), фронтлоадерами, лифтдамперами, а также контейнерами и компакторами различных объемов.

Если за границей вывоз бытового мусора во всех случаях означает его предварительную сортировку, то у нас отдельные контейнеры для разного вида отходов пока редкость. Современные российские мусоровозы предназначены зачастую только для вывоза бытовых отходов смешанного типа.

Мусоровозы с боковой загрузкой сегодня остаются самым распространенным видом мусоровозов в России. Их количество составляет на сегодняшний день более 50% общего парка мусоровозов в нашей стране. В состав оборудования такого мусоровоза входит кузов с открывающейся задней крышкой, толкающая плита, двух- или трехфункциональный гидроманипулятор, предназначенный как для захвата стандартных металлических контейнеров объемом 0,75-0,8 м3, так и евроконтейнеров 0,36-0,75; 1,1 м3. Мусоровозы с боковой загрузкой наиболее часто представлены на российском рынке такими моделями, как КО-440-5, КО-415А на базе КамАЗа, КО-429 на шасси ЗиЛа, КО-33МД и КО-50 МД, а также мусоровозами МБЗ-014. Больших различий между указанными моделями нет. Все они имеют надрамник, кузов, прессующую плиту, ворошитель и боковой манипулятор.

Мусоровозы с задней загрузкой бункера наиболее популярны и в Европе, и активно завоевывают свою нишу в России. Сегодня они вытесняют с рынка мусоровозы с боковой загрузкой. Причин здесь несколько: во-первых, конструкция загрузочного устройства имеет большую надежность; во-вторых, мусор при выгрузке евроконтейнера не высыпается на землю; в-третьих, бункеры таких мусоровозов снабжены прессом для уплотнения мусора с коэффициентом от 3:1 до 6:1, что позволяет вместить большее количество отходов.

 

Такие мусоровозы, как правило, делятся на два класса. Первый класс – мусоровозы для ручной погрузки мусора в ковш с последующей механизированной загрузкой в кузов. Второй класс – большегрузные мусоровозы с механизированной погрузкой мусора гидравлическими кантователями из мусорных контейнеров и бункеров.

Наиболее распространенными шасси для мусоровозов с задней загрузкой МАЗ, КамАЗ и ЗиЛ. Особой популярностью у коммунальщиков пользуются машины на шасси МАЗ. Их главные достоинства – высокие вместимость, грузоподъемность и коэффициент уплотнения в сочетании с относительно низкой стоимостью.

Широкое распространение в нашей стране получили портальные и контейнерные мусоровозы. Эти портальные машины работают со сменными бункерами открытого и закрытого типа разной вместимости. В состав специального оборудования входят портал, рама, контейнер (бункер), аутригеры, гидравлическая система. Универсальность таких машин состоит в том, что машина может перевозить до 3-х порожних контейнеров одновременно.

Контейнерные мусоровозы с системой «мультилифт» популярны благодаря многофункциональности и разнообразию сменного оборудования, позволяющего использовать машину для разных видов работ круглогодично. Накопительные мусорные контейнеры разных типов и объемов 4-18 м3 устанавливаются во дворах и, по мере заполнения мусором, доставляются на мусороперерабатывающий завод или перегружаются в большие накопительные контейнеры. Среди «мультилифтов» в России наиболее распространены два типа грузоподъемных захватов: тросовый и крюковой.

Особняком среди мусоровозной техники стоят транспортные мусоровозы, которые применятся в крупных населенных пунктах, где расстояния до мест утилизации отходов очень значительные (свыше 20 км). Загрузка мусора в них осуществляется, как правило, насыпным способом, выгрузка – самосвальная или с одновременным выталкиванием мусора толкающей плитой.

Отечественные производители мусоровозов все чаще ориентируются на европейские стандарты. Коммунальная техника постепенно адаптируется к работе с пластиковыми и металлическими контейнерами евростандарта. Такие контейнеры более эстетичны и функциональны, прочны и долговечны. Большинство новых мусоровозов отечественного производства оборудованы универсальным захватом европейского образца. Например, НПК «Коммаш» выпустил модель КМ-12005-1 на базе КамАЗ с задним мусоросборником. Особенность этой машины в манипуляторе, который позволяет загружать как отечественные, так и зарубежные контейнеры вместимостью от 0,75 до 1,1 м3, независимо от стороны, где расположены контейнеры, – хоть справа, хоть слева.

Многие отечественные производители стали уделять большое внимание и выбору гидроаппаратуры, предпочитая устанавливать высококачественные гидрораспределители, насосы и гидроцилиндры импортного производства. Поэтому все модели мусоровозов сегодня выпускаются с модернизированным гидравлическим оборудованием. Приближаясь к европейским нормам, отечественные производители мусоровозов применяют современные базовые шасси и совершенствуют спецоборудование. Все чаще можно встретить мусоровозы с европейской надстройкой на европейском шасси, собранные в России. Например, на двух-трехосные шасси Volvo FM, собранные в Калуге, монтируют кузова европейских производителей GeesinkNorba и FAUN Variopress.

Сегодня некоторые компании в целях экономии средств переделывают на своих старых мусоровозах с боковой загрузкой захваты для евроконтейнеров. Многие приобретают новые мусоровозы отечественного производства с задней загрузкой, которые изначально приспособлены для работы с евроконтейнерами. Кто-то устанавливает отечественное оборудование на шасси иностранного производства. Производителей отечественных мусоровозов не так уж и много, и цена на оборудование может существенно различаться, здесь многое зависит от марки шасси, качества и класса мусоровоза.

Татьяна Новожилова

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация