Рынок шарнирно-сочленённых самосвалов

См. Российский импорт шарнирно-сочленённых самосвалов

Шарнирно-сочленённые самосвалы (ШСС) относятся к категории высокопроизводительной строительной техники, которая широко используется в строительной, дорожной и горнодобывающей отраслях промышленности. При всём подобии в названии и назначении (перевозка сыпучих материалов) с обычными (жесткорамными) дорожными самосвалами, ШСС отличаются от них значительно. Основное отличие – это наличие в конструкции ШСС шарнирно-сочленённой рамы, позволяющей совершать изломы в вертикальной, в горизонтальной и в диагональной плоскостях. Эта важная особенность в совокупности с широкими внедорожными шинами делает шарнирно-сочленённые самосвалы исключительно проходимыми транспортными средствами. А добавив к этому немалую грузоподъёмность, которая варьируется от 20 до 50 тонн, в зависимости от модели, то можно отметить, что ШСС являются очень эффективными строительными машинами, значительно превосходящими свои дорожные аналоги.

Шарнирно-сочленённые самосвалы сегодня в мире выпускают всего девять компаний, без учёта малотоннажных моделей других производителей и опытных образцов от двух белорусских машиностроительных предприятий. Поскольку в России ШСС уже давно перестали быть экзотикой, то наш обзор посвящён новинкам, появившимся на рынке в течение прошлого года.

Согласно исследованию, в течение 2011 года по всему миру в общей сложности было продано более 2500 внедорожных тяжеловозов. Что составляет увеличение на 14% по сравнению с предыдущим 12-месячным периодом.

Говоря же про коррективы, которые вносили автопроизводители в конструкции своих автомобилей, то подавляющее их большинство было связано с установкой новых силовых агрегатов, соответствующих требованиям экологических стандартов Tier 3 (в США) и Stage IIIA (в Европе). Чтобы удовлетворить новым нормам изготовители ШСС в основном придерживались двух главных подходов – селективное каталитическое сокращение выхлопных газов (SCR) и система повторного сжигания отработанных газов (EGR), совмещённая с фильтром макрочастиц (DPF).

И всё же, большинство изготовителей – Komatsu, Caterpillar, Volvo, Bell и John Deere – решили заботиться об экологии при помощи двигателей с технологией EGR и фильтров DPF. Однако компании Doosan и Terex применили силовые агрегаты Scania, оборудованные мочевинной системой SCR.

Девятый игрок

Да, не удивляйтесь, именно машиностроительный гигант Liebherr стал недавно девятым автопроизводителем в мире, начавшим собственное производство шарнирно-сочленённых самосвалов. Премьерой от Либхерр стал ШСС модели TA 230 с грузоподъёмностью 30 тонн. Причинами разработки нового вида продукции послужили растущий спрос на комплексные решения по погрузке и транспортировке добываемого материала, а также увеличение рынка арендной техники, где комплексные предложения по оснащению парка машин имеют особое значение.

Самосвал Liebherr TA 230 (6х6) спроектирован немецкими конструкторами и, в основном, комплектуется узлами и деталями собственного Либхерровского изготовления. Так, в частности, тяжеловоз оснащён двигателем Liebherr D936LA6 мощностью 270 кВт

(367 л. с.), который выполняет экологические нормы Tier 3, и автоматической коробкой передач с преобразователем крутящего момента. Кроме этого, в комплект машины входят такие фирменные узлы, как шасси, полный привод, надёжные мосты, высококачественная передняя подвеска, долговечные фирменные амортизаторы и механизм шарнирно-сочлененного соединения.

Самосвал TA 230 комплектуется кузовом объёмом 19,2 м³ со специальной формой, которая способствует быстрому опорожнению платформы. Стоит отметить компактные размеры 30-тонного грузовика Liebherr, они примерно соответствуют габаритам 25-тонных аналогов. Новинка привлекает внимание фирменным дизайном и кабиной с очень большой площадью остекления, которая обеспечивает оператору прекрасный обзор. Новая, очень просторная кабина является эталоном комфорта и соответствует стандартам безопасности РОПС/ФОПС (ROPS/FOPS). Удобное сиденье можно отрегулировать по весу и росту оператора. Элементы управления автоматической коробкой передач и замедлителем, а также джойстик опрокидывания кузова очень чувствительны, что позволяет управлять машиной с высокой точностью. С помощью удобно расположенного сенсорного монитора с антибликовым покрытием – компонента инновационной фотомагнитоэлектроники собственной разработки Либхерр – оператор, не отвлекаясь от управления машиной, получает информацию о её актуальном состоянии. На мониторе отображается либо вид с камеры заднего вида, устанавливаемой по умолчанию, либо текущие параметры, такие как температура рабочих жидкостей, количество оборотов двигателя, показатели системы кондиционирования воздуха, время, количество опрокидываний кузова, моточасы.

При создании TA 230 конструкторы Liebherr пошли проверенным путём, используя компоненты собственного производства для основных узлов и систем. В системах опрокидывания и управления новых шарнирно-сочленённых самосвалов используются надёжные, испытанные в самых жёстких условиях эксплуатации строительной техники гидравлические цилиндры Либхерр. Благодаря мощным опрокидывающим цилиндрам, TA 230 опустошает кузов менее чем за 10 секунд и затем также быстро возвращает его в исходную позицию. Проверенные гидравлические цилиндры разработки и производства Liebherr гарантируют устойчивость при движении и надёжную управляемость в любой ситуации, в том числе и на тяжёлых грунтах.

Также большим преимуществом новой машины является её небольшая транспортная ширина, которая вместе с откидным бортом кузова составляет менее 3 м и позволяет легко, быстро и без получения дорогостоящих разрешений на специальный транспорт доставить TA 230 на место эксплуатации. Все работы по обслуживанию и ремонту нового самосвала можно провести с минимальными временными затратами. В значительной степени этому способствуют кабина и капот моторного отсека, которые откидываются при помощи электрогидравлики и обеспечивают быстрый и надёжный доступ ко всем точкам обслуживания.

Максимальная скорость тяжеловоза на ровной дороге составляет 57 км/час. При движении назад скорость ограничивается электроникой до 16 км/час. Первенец Liebherr открывает новый модельный ряд шарнирно-сочленённых самосвалов, который вскоре продолжит 40-тонный тяжеловоз, а завершит серию 50-тонник.

Самый большой «олень»

Американская корпорация John Deere создала опытный образец своего самого большого шарнирно-сочленённого самосвала John Deere 460E, который, как ожидается, поступит в серийное производство в этом году.

Прототип с грузоподъёмностью 46 USтонн или наших 41,7 тонны будет оснащаться новейшим фирменным 13,5-литровым двигателем John Deere, который выполнит требования будущего экологического стандарта Tier 4. Мотор будет полностью оснащён узлами и деталями John Deere Reman. Самосвал комплектуется новой коробкой передач, она должна обеспечить более высокую скорость движения задним ходом, чем у предыдущих моделей компании.

Ожидается, что достаточно большая мощность силового агрегата и небольшая снаряжённая масса транспортного средства приведут к высокой эффективности и производительности строительной машины. В конструкции будет использоваться автоматизированный контроллер управления блокировки дифференциала, что облегчит работу оператора. Как только почва под ногами станет слишком мягкой, система автоматически отследит нагрузку на оси и подключит, если необходимо, межосевую блокировку дифференциала. Хотя опытный оператор сможет отключать электронику и использовать только ручное управление системой. Кроме этого, автомобиль получит новый узел сочленения, он обеспечит большой ход подвески на всех осях. Телеметрическая система JDLink Ultimate Telematics проследит и подрегулирует до оптимального давление в шинах, а установленные бортовые весы подскажут водителю количество груза в кузове и просигнализируют, когда загрузка достигнет предела.

Корейская новинка

Корейская компания Doosan Infracore Construction Equipment в прошлом году выпустила две новые модели шарнирно-сочленённых самосвалов DA30 и DA40 грузоподъёмностью 23,4 и 30,3 тонны соответственно. В 2008 году Doosan купил небольшую норвежскую фирму Moxy, выпускавшую сочленённые строительные машины. В течение трёх лет по маркетинговым соображениям эти сочленённые самосвалы именовались Doosan-Moxy. И вот новое поколение тяжеловозов будет выпускаться исключительно под именем Doosan и оснащаться более мощными силовыми агрегатами.

Тяжеловоз DA30 комплектуется 5-цилиндровым двигателем Scania DC9 мощностью 276 кВт (375 л. с.), что обеспечивает рост мощности на 8%, по сравнению с предшественником MT31. Более тяжёлая модель DA40 получила 6-цилиндровый мотор Scania DC13 мощностью 368 кВт (500 л. с.), который также сильнее своего предшественника MT41 на 10%. Одновременно с возросшей мощностью, новые двигатели обладают на треть большим крутящим моментом. Моторы соответствуют требованиям экологических стандартов Stage IIIB/Tier 4. Машины оборудованы новыми 8-скоростными автоматическими трансмиссиями ZF 8 EP370 и ZF 8 EP420, которые также имеют четыре скорости движения назад. Другие особенности машин включают: постоянный полный привод с равномерным распределением мощности; чувствительную к нагрузке гидравлику; независимую переднюю подвеску и свободно качающуюся заднюю двухосную тележку. Новая, более просторная кабина с отличной обзорностью для оператора, оборудована улучшенной шумоизоляцией и системой климат-контроля. Для перевозки сыпучих грузов ШСС DA30 оснащён самосвальным кузовом объёмом 18 м³, DA40 платформой в 24,4 м³. Максимальная скорость обоих автомобилей составляет 58 км/час.

Премьера из Японии

Японская компания Komatsu выпустила новый шарнирно-сочленённый самосвал HM300-3, который специально адаптирован для работы в условиях повышенных нагрузок, а также для перевозки сыпучих материалов и твёрдых пород. Машина отличается широким набором электронных вспомогательных систем, модернизированным двигателем и автоматической трэкшин-системой, помогающей эффективно двигаться на грунтах с низкой несущей способностью.

Тяжеловоз оборудован двигателем Komatsu SAA6D125E-6 мощностью 242 кВт (325 л. с.), который соответствует требованиям экологических стандартов Tier 4 Interim и EU Stage-3B. Мотор агрегатируется с автоматической 6-ступенчатой трансмиссией K-ATOMiCS с электронным управлением. Она оптимально подходит для тяжёлых условий эксплуатации и обеспечивает постоянную передачу крутящего момента, при полном отсутствии разрыва потока передаваемой мощности, а также улучшает качество и безопасность движения.

Новый самосвал комплектуется фирменной системой сбора и учёта данных KOMTRAX. Показания датчиков о работе основных систем машины и текущие эксплуатационные параметры передаются в технический центр компании Komatsu, после чего высчитывается оптимальная дата приближающегося техобслуживания. В стандартное оснащение строительной машины входит ритардер, облегчающий движение при спуске на полной загрузке. Максимальная высота для погрузки самосвала HM300-3 не превышает 2820 мм, что делает его совместимым с большинством фронтальных погрузчиков. Подъём платформы производится при помощи двух гидравлических цилиндров на угол до 70°. Многофункциональная контрольная система самосвала имеет логическое завершение в кабине водителя в виде 7-дюймового ЖКИ-монитора.

Максимальная грузоподъёмность автомобиля составляет 28,1 тонны, а полная масса транспортного средства не превышает 52 230 кг. Максимальная скорость тяжеловоза достигает 58,6 км/час.

Модернизированный Bell

Компания Bell Equipment усовершенствовала свои тяжёлые сочленённые самосвалы моделей B40D и B45D. Список обновлений включил новые, более мощные силовые агрегаты и улучшенные трансмиссии, что позволило в итоге получить машины B40D и B45D в исполнении Mark 7.

Самосвал B40D Mk7 получит двигатель мощностью 335 кВт, соответствующий экологическим нормам Stage 3. А B45D оснастят мотором мощностью 380 кВт вместо старого 335 кВт-ного агрегата. Улучшение работы трансмиссии было достигнуто за счёт применения уникальной системы WDB (Wet Disk Brake), снижающей внутреннее трение деталей. Благодаря этому новое поколение машин Bell стало более производительным. Кроме ускорения рабочего цикла конструкторам также удалось добиться снижения топлива. Помимо улучшения расхода топлива, новый привод также позволяет самосвалу более эффективно преодолевать подъём почти на всех передачах. Стоит ещё отметить, что охлаждение масла внутри мостов теперь осуществляется непосредственно в самих картерах, а не в специальном радиаторе, ранее располагавшемся за кабиной водителя.

Новый Caterpillar

Машиностроительный гигант весной на выставке CONEXPO-CON/AGG 2011 в Лас-Вегасе презентовал новое поколение сочленённых самосвалов Caterpillar диапазона «B». Серия включает 3 модели – 735B (грузоподъёмность 32,7 тонны), 740B (грузоподъёмность 39,5 тонны) и 740B EJ (грузоподъёмность 38 тонн). Последняя модель оборудована кузовом с выталкивателем, что позволяет осуществлять разгрузку по ходу движения. В зависимости от потребностей клиентов, машины могут комплектоваться разными двигателями из серии Cat® C15 ACERT мощностью от 337 кВт (458 л. с.) до 365 кВт (496 л. с.). Эти моторы удовлетворяют экологическим стандартам Tier 2/Stage 2 или Tier 4 Interim/Stage IIIB. Кроме этого, новые тяжеловозы получили улучшенные узлы полного привода, включающие инновационную систему регулирования тяги Automatic Traction Control (ATC) с пропорциональным распределением крутящего момента. Применение этой технологии позволяет абсолютно не напрягаться оператору, когда самосвал попадает в тяжёлые условия работы. Если на предыдущих моделях блокировка дифференциалов включалась вручную, то в машинах серии «B» электроника сделает это без участия водителя. Инженеры Caterpillar также модернизировали автоматическую коробку передач, установив систему Electronic Clutch Pressure Control (ECPC). Благодаря этим внедрениям, переключения ступеней стали более плавными, а также улучшились параметры разгона и ускорения, особенно при движении по склонам.

Стоит еще добавить, что конструкторы не забыли и о людях. Для них новые самосвалы оснастили более комфортабельными кабинами с обновлённым внешним видом. Внутри кабины: новая приборная панель с полноцветным многофункциональным дисплеем, в облицовку потолка встроены органы управления зеркалами с электроприводом, кресло водителя последней модели с множеством регулировок, а также модернизированная система отопления и кондиционирования воздуха.

Для перевозки сыпучих грузов шарнирно-сочленённые самосвалы Caterpillar 735B, 740B и 740B EJ оборудованы кузовами объёмами – 19,7 м³, 24 м³ и 23,1 м³ соответственно.

Новое поколение самосвалов Terex

9-е по счёту поколение Gen 9 сочленённых самосвалов Terex было представлено осенью прошлого года. Оно начинается с самой малой, 25-тонной модели TA250, оборудованной двигателем Scania мощностью 311 л. с.

(232 кВт) и кузовом объёмом 15,5 м³. Эта машина может стать идеальным транспортным средством для любой строительной площадки. Модель TA300, оснащённая двигателем Scania мощностью 370 л. с. (276 кВт), является представителем грузовиков 30-тонного класса. Она комплектуется платформой объёмом 17,5 м³. Важной особенностью этого шарнирно-сочленённого самосвала является полностью независимая передняя подвеска, которая входит в стандартное оснащение. Эта инновационная система от Terex, также доступная для модели TA250, но только в качестве опции, значительно снижает утомляемость оператора и повышает устойчивость машины при пересечении холмистого и ухабистого ландшафтов. Завершает новый диапазон Terex тяжеловоз TA400 с максимальной грузоподъёмностью 40 тонн. Самосвал оборудован кузовом объёмом 23,3 м³, двигателем Scania мощностью 444 л. с. (331 кВт) и 6-ступенчатой автоматической коробкой передач. Максимальная скорость движения Gen 9 TA400 достигает 60 км/час.

Применение в новом поколении двигателей Scania позволило получить не только более надёжные строительные машины, но и добиться большей эффективности благодаря полученной экономии до 12% топлива. Все модели 9-го поколения Terex получили системы масляного охлаждения дисковых тормозов. Масляное охлаждение увеличивает срок службы тормозных узлов, уменьшая при этом интервалы обслуживания и стоимость эксплуатационных расходов по сравнению с традиционными сухими дисковыми тормозными системами.

Новая, более комфортная кабина Terex станет более удобным рабочим местом оператора самосвалов, а также позитивно повлияет на его эффективность и производительность. Её отличает улучшенная эргономика рабочего места, сниженный внутренний уровень шума, наличие более мощного кондиционера, высококачественной аудиосистемы, а также модернизированного рулевого механизма.

Самосвалы Volvo новой серии F

Компания Volvo Construction Equipment запустила в производство четыре новые модели шарнирно-сочленённых самосвалов A25F (грузоподъёмность 24 тонны), A30F (г/п 28 тонн), а также 33,5-тонный A35F и 39-тонный A40F. Строительные машины оборудованы шестицилиндровыми двигателями Volvo V-ACT с электронным управлением и системами EGR и DPF. У модели A25F мотор мощностью 320 л. с., у A30F – 360 л. с., A35F – 447 л. с., а у A40F – 475 л. с. Все эти силовые агрегаты обеспечивают высокий крутящий момент при низких оборотах, обладают хорошей топливной экономичностью (на 4% меньше потребляют солярки, чем самосвалы предыдущей серии E) и соответствуют американским экологическим нормам Tier 4i и европейским стандартам Stage IIIB.

Двигатели агрегатируются с модернизированными автоматическими коробками передач, которые специально адаптировали из-за увеличения мощности и крутящего момента от новых моторов. Новые самосвалы оборудованы системой Automatic Traction Control, которая отключает полный привод, когда в нём нет нужды. Это позволяет заметно сократить расход топлива на дорогах с твёрдым покрытием. Тяжеловозы комплектуются четырьмя блокировками дифференциалов (одна межосевая и три осевых). Скорость движения у моделей A25F и A30F возросла за счёт установки газо-гидравлических амортизаторов на передней подвеске. Она сокращает вибрационную нагрузку на водителя.

Для повышения уровня безопасности все модели нового ряда оснащаются моторным тормозом-замедлителем Volvo Engine Brake (VEB). Кроме этого, самосвалы серии F оснащаются кабинами Care Cab, соответствующими требованиям ROPS/FOPS.

Еще одна новинка от Komatsu

В декабре прошлого года компания Komatsu презентовала модернизированный шарнирно-сочленённый самосвал модели Komatsu HM400-3 грузоподъёмностью 40 тонн. Тяжеловоз оборудован фирменным новым двигателем SAA6D140E-6 мощностью 353 кВт (473 л. с.), который удовлетворяет экологическим нормам Tier 4 или Stage 3B. Этот силовой агрегат характеризуется высокой мощностью и эффективным расходом топлива. В его конструкции используется новейший турбонагнетатель с переменной геометрией (Variable Geometry Turbocharger, KVGT), что повысило точность дозировки подачи топлива и надёжность всего мотора. Высокий уровень экологии двигателю обеспечивают сажевый фильтр (Komatsu Particulate Filter, KDPF) и система EGR. Двигатели агрегатируются с полностью автоматической 6-ступенчатой трансмиссией K-ATOMiCS с модернизированным электронным контроллером. Самосвал также оснащён новейшей системой контроля тяговым усилием (Komatsu Traction Control System, K-TCS), которая улучшает движение тяжеловоза по грунтам с низкой несущей способностью.

У автомобиля также новая, более комфортабельная кабина с улучшенной звукоизоляцией. Внутри оператор обнаружит изменённую в позитивную сторону панель приборов, а также новое кресло с высокой спинкой и пневмоподвеской. Объём кузова не превышает 18,2 м3. Максимальная скорость движения Komatsu HM400-3 составляет 55,9 км/час.

Владимир Чехута

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация