Итоги полугодия 2011 года – реализация растет

Для выбора правильного направления развития компании нужно обладать информацией о ситуации на рынке. Чтобы понять, что происходит в строительной и смежных с ней отраслях, мы провели некоторое исследование, а также обратились к представителям компаний и в международное маркетинговое агентство First Marketing Group с просьбой прокомментировать ситуацию.

 

Практически все основные международные игроки рынка строительной техники и оборудования отмечают позитивную динамику спроса на продукцию. Такое же единодушие проявляется в оценках на предстоящую вторую половину 2011 года. Кроме того, основные проблемы и сложности у компаний также аналогичны. Практически все производители техники, но в разной степени, пострадали от катастрофы в Японии. Компании Volvo CE, Case New Holland, Terex обратили внимание на перебои с поставкой комплектующих из-за трагедии в Японии. В целом рынок строительной техники показывает положительную динамику. Рост объема продаж в первом полугодии 2011 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, у многих производителей доходит до 30 процентов, а в некоторых регионах еще выше. Это обусловлено, в первую очередь, развитием инфраструктурных проектов и оживлением строительного рынка после финансового кризиса. Полученные данные говорят и о том, что Россия также держится в рамках общемирового «течения». Реализация продукции российских компаний, занятых в машиностроении, также растет, о чем наглядно свидетельствуют полученные нами цифры. Однако этот рост не является повсеместным и равномерным. К сожалению, по конкретным российским предприятиям получить информацию достаточно сложно, поэтому ситуация приведена в общем по отрасли.

 

Глобальные компании

Американская компания Caterpillar повысила оценку своих доходов на 2011 год после резкого роста продаж и прибыли во втором квартале этого года. Не считая продаж недавно приобретенного производителя горно-шахтного оборудования Bucyrus, компания рассчитывает реализовать продукции на 54-56 млрд долларов США в годовом исчислении. Bucyrus, как ожидается, добавит еще 2 млрд долларов США. Выручка компании в первой половине 2011 года выросла на 46% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а прибыль Caterpillar и вовсе возросла больше чем в два раза – с 940 млн долларов в первой половине 2010 года до 2,24 млрд долларов в первом полугодии 2011 года. Основной рост реализации продукции Caterpillar во втором квартале пришелся на Европу, Африку и страны Ближнего Востока, где продажи увеличились на 51%. Также рост продаж в пределах 41% зафиксирован в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Комментируя результаты, председатель совета директоров и генеральный директор Caterpillar inc. Дуг Оберхелман (Doug Oberhelman) отметил: «Потребительский спрос во всем мире продолжает улучшаться, и наши продажи и доход компании поставили рекорд во втором квартале. Мы ожидаем умеренного экономического роста в США, считаем, неуверенность в деловом климате является основным препятствием на пути восстановления».

 

Продажи Terex за первое полугодие выросли на 36% – до 2,74 млрд долларов США, по сравнению с 2,02 млрд в первом полугодии 2010 года. Тем не менее, чистая прибыль компании за этот период выросла всего на 0,4%. Рон де Фео (Ron DeFeo), председатель совета директоров и генеральный директор Terex, отметил, что у компании были хорошие показатели по продажам во втором квартале, но «ограничения на поставки комплектующих и другие эксплуатационные проблемы привели к получению операционной прибыли на уровне ниже ожиданий. Несмотря на столь внушительные показатели роста реализации продукции, крупнейший дивизион Терекс – крановый – показал убыток в 56,5 млн долларов США. Так же, как и отделение строительного оборудования. В Terex это частично объясняют выделением 33 млн долларов на расходы по реструктуризации бизнеса. Кроме того, серьезной проблемой стала нехватка комплектующих, вызванная стихийным бедствием в Японии.

Продажи строительного оборудования Case New Holland выросли до $ 1,03 млрд во втором квартале этого года. Это почти на 30% выше, чем аналогичный показатель в 2010 году. Операционная прибыль подразделения почти удвоилась и достигла 25 млн долларов США. По оценкам специалистов CNH, мировой рынок строительной техники вырос на 24% во втором квартале 2011 года, по сравнению с тем же периодом годом ранее. Произошло восстановление северо-американского рынка строительного оборудования, где, по оценкам компании, спрос вырос на 37%. Европа, Африка, Ближний Восток и СНГ выросли в среднем на 33%, в то время как рынок Латинской Америки вырос на 27%, а Азиатско-Тихоокеанского региона – на 16%. Как и другие производители оборудования, Кейс Нью Холланд заявила, что испытывала трудности с получением отдельных компонентов из Японии, что отрицательно сказалось на ее производственной эффективности. Тем не менее, компания ожидает дальнейшего улучшения ситуации в течение второй половины года.

 

Уверенный рост продаж показывает John Deere. За девять месяцев текущего финансового года, который у американских компаний начинается 1 ноября, реализация компании выросла на 24% и составила 23,4 млрд долларов США против 18,8 млрд годом ранее. Подразделение строительной и лесозаготовительной техники показало увеличение продаж примерно на 50%, что составило 1351 миллион долларов США, тогда как в предыдущем финансовом году этот показатель за с ноября по июль составлял 1007 млн долларов США. В первую очередь рост связан с общим улучшением ситуации на рынке строительного оборудования и лесозаготовительной техники. Но немаловажную роль сыграл пересмотр ценовой политики компании и расширение присутствия в быстрорастущих регионах. Прибыль подразделения строительной и лесозаготовительной техники Джон Дир также выросла и составила 304 миллиона долларов США. В руководстве John Deere отмечают позитивные сдвиги в области продаж и подтверждают общее позитивное настроение. «Наш успех отражает высокий спрос на современное качественное оборудование и умелую реализацию поставленных бизнес-задач компании», – отмечает Сэмюэль Ален (Samuel Allen), исполнительный директор и председатель совета директоров Deere & Company. «Наши постоянные инвестиции в новые продукты и увеличивающееся мировое присутствие помогают компании уверенно смотреть в будущее», – добавил он.

Во втором квартале 2011 года продажи строительной техники Вольво увеличились на 15% в годовом исчислении до 17,5 млрд шведских крон (? 1,9 млрд). В Volvo Construction Equipment отметили, что прибыль компании могла быть и выше, но проблемы с поставщиками из Японии, возникшие в результате сильнейшего землетрясения и последовавшего за ним цунами в марте этого года, отразились на продажах. В результате операционная прибыль компании снизилась и составила 10,8% против 13,6% за тот же период 2010 года. Кроме того, Volvo CE активно развивается на китайском рынке строительной техники. По оценкам компании, доля фронтальных погрузчиков и экскаваторов Volvo, совместно с ее китайским брендом LGTGG, составила на конец второго квартала 2011 года порядка 11,8%. В Volvo CE ожидают значительный рост рынка строительной техники в ближайшее время и прогнозируют в этом году увеличение продаж в среднем от 15 до 25%.

Дивизион горнодобывающего и строительного оборудования шведской компании Sandvik сообщает о 30-процентном увеличении выручки во втором квартале 2011 года. В Сандвик считают, что спрос со стороны строительной отрасли постепенно восстанавливается, что показывают результаты первого полугодия. Есть некоторое снижение в Азии, в частности в Японии, но это, скорее, вызвано событиями чрезвычайного характера, нежели говорит о какой-то негативной тенденции. Продажи в Японии в марте резко сократились, но к концу полугодия реализация постепенно поднимается до нормального уровня. В то же время, сильный спрос из стран Европы, Африки и Южной Америки, а также ряд крупных контрактов в горной отрасли в Австралии вполне компенсируют небольшое снижение рынков азиатского региона. В Sandvik тоже отмечают, что в связи со стихийным бедствием в Японии случились перебои с поставкой кое-каких ключевых компонентов, и компания была вынуждена увеличить сроки производства некоторого оборудования.

Производители СНГ

По итогам первого полугодия 2011 года, в российском машиностроении рост составил до 50,6%. Однако увеличение продаж наблюдается не во всех сегментах. Например, реализация башенных кранов снизилась на 10,3% в связи с тем, что не все предприятия выпускают продукцию. Кроме того, похожая ситуация и в сегменте экскаваторов. Если в первом полугодии 2010 года было выпущено 1046 экскаваторов, то с января по июнь 2011 – только 928. Это связано, в первую очередь, со снижением выпуска продукции на предприятиях. Например, ОАО «САРЭКС» сократило выпуск продукции более чем на 75%, а ЗЛАТЭКС и вовсе остановил конвейер. В то же время реализация гусеничных тракторов выросла в 2,6 раза, колесных тракторов – в 2,1 раза, а бульдозеров и трубоукладчиков – и вовсе в 3 раза. Все это говорит о том, что спрос на технику отечественных предприятий постепенно возвращается на докризисный уровень.

В сегменте грузовых автомобилей наблюдается та же динамика. Для удовлетворения растущего спроса на свои машины автомобильный завод «Урал» увеличил ежесуточный выпуск грузовиков. В июне этот показатель составлял 60 Уралов за смену.

На автомобильном заводе КАМАЗ в период с января по июнь 2011 года выпущено почти 23 тысячи машинокомплектов, что на 44% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем реализации двигателей (включая поставку на главный конвейер) также вырос и составляет более 25 тысяч двигателей и силовых агрегатов (включая собираемые на КАМАЗе Cummins) против 19,5 тысячи в 2010 году.

Украинская ХК «КрАЗ» увеличила реализацию своей продукции на 16% – до 531 автомобиля. Почти половина объема – 46% – было продано в Российскую Федерацию. Как отмечают в компании, рост продаж свидетельствует о стабилизации ситуации в строительной отрасли. Представители

КрАЗа добавляют, что спрос на технику в России, в том числе для строительной отрасли, увеличивается более быстрыми темпами. Так, например, реализация специальных машин для строительного сектора экономики в первом полугодии выросла по компании на 120%, в то время как рост продаж в Россию составляет 186%. На КрАЗе такое положение вещей объясняют более эффективной государственной промышленной политикой, что способствует более быстрому восстановлению экономики.

В заключение хотелось бы отметить, что рынок постепенно выходит на докризисные уровни. Рост объемов строительства и числа инфраструктурных проектов позитивно влияет на сопутствующие отрасли. Новые требования экологических стандартов и усовершенствование технологий также помогают развитию машиностроения. И хотя опасения по поводу снижения платежеспособности некоторых государств и сложности в строительном секторе экономики отдельных стран вносят небольшую нервозность, у многих производителей есть уверенность «в завтрашнем дне» и четкое понимание направления развития.

Роман Коротков

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация