Что нужно знать о полуприцепах-контейнеровозах: основная информация
Транспортировка грузов автомобильным транспортом – самый распространённый вид доставки товаров. Доля мирового грузооборота, перевезенного автомобилями, составляет около 80%.
Для транспортировки объемных и тяжеловесных грузов применяют тягачи с полуприцепами. По назначению полуприцепы различают:
- открытый (бортовой или площадка);
- крытый (тентованный);
- цельнометаллический (изотермический или рефрижератор);
- контейнеровоз;
- специализированный (цистерна, трал).
Содержание статьи
Назначение контейнеровозов
Прицеп-контейнер необходим при транспортировке стандартных морских, железнодорожных, специализированных контейнеров.
ISO-контейнер — это унифицированная многооборотная металлическая тара закрытого типа, для транспортировки сортиментных, насыпных и наливных грузов морским, железнодорожным, авиационным или автомобильным транспортом. Для перевозки грузов применяют полуприцепы-контейнеровозы.
Один из видов перевозимых контейнеров – это танк-цистерна (цистерна-контейнер). Это 20- или 40-фунтовые цистерны, закрепленные в металлическом каркасе. Они применяются для перевозки любых видов наливных грузов.
Чаще всего их используют в портах и для ускорения процесса погрузки/выгрузки кораблей. Основной их задачей является перемещение контейнера с корабля (железнодорожной платформы) на склад или непосредственно к заказчику.
Параметры стандартных контейнеров
Основной параметр, заложенный в маркировку ISO-контейнера — длина. Для этого принята английская система мер в футах (1 фут = 0,3048м). В маркировке, согласно стандарту ISO 6346:1995, присутствуют две латинские буквы, обозначающие:
- GP – контейнеры общего назначения;
- RE, RT, RS – контейнеры-рефрижераторы;
- HI, HR – изолированные контейнеры;
- VH – вентилируемые контейнеры общего назначения;
- UT – контейнер с открывающейся верхней частью. Их маркируют буквами ОТ (с брезентовым покрытием) и НТ (с металлической крышей).
- PL, PC, PF, PS – контейнеры-платформы;
- TN, TG, TF – контейнер-цистерна для транспортировки наливных грузов, в том числе и опасных;
- BU, BK – предназначен для транспортировки сыпучих грузов;
- SN – специализированные контейнеры, предназначенные для перевозки животных и живой рыбы.
Параметры |
Наименование ISO-контейнеров |
|||||
20фт Dry Van |
20фт Pallet Wide |
40фт Dry Van |
40фт High-Cube |
45фт High-Cube |
40фт HC Pallet wide |
|
Внешние габариты, мм: — длина — ширина — высота |
6 058 2 438 2 591 |
6 058 2 438 2 591 |
12 192 2 438 2 591 |
12 192 2 438 2 896 |
13 716 2 438 2 896 |
12 192 2 484 2 591 |
Внутренние габариты, мм: — длина — ширина — высота |
5 758 2 352 2 385 |
5 898 2 426 2 393 |
12 032 2 352 2 385 |
11 998 2 352 2700 |
13 556 2 352 2 698 |
12 100 2 352 2 698 |
Погрузочные ворота, мм: — длина — ширина |
2 343 2 280 |
2 374 2 280 |
2 343 2 280 |
2 286 2 566 |
2 343 2 585 |
2 360 2 585 |
Полезный объем, м³ |
33,1 |
34,2 |
67,5 |
75,3 |
86,1 |
76,78 |
Масса контейнера, кг |
2 200 |
2 340 |
3 800 |
3 900 |
4 800 |
4 100 |
Масса груза, кг |
28 200 |
28 140 |
26 600 |
26 580 |
25 600 |
26 750 |
Полная масса, кг |
30 400 |
30 480 |
30 400 |
30 848 |
30 400 |
30 850 |
Виды контейнеровозов
Различают 2 вида полуприцепов-контейнеровозов – стандартный и низкорамный. Основное различие прицепов состоит в высоте платформы.
Стандартный контейнеровоз используется для перевозки 20- и 40-фунтовых контейнеров типа Dry Van высотой 2591мм.
Низкорамный – для перемещения контейнеров увеличенного размера High Cube и High Cube Pallet Wide, высотой 2896мм. Это связано с тем, что по правилам дорожного движения запрещено перемещение грузов и транспортных средств, высота которых превышает 4000 мм. А высота контейнера на таком полуприцепе не достигает предельного значения.
Стандартный |
Низкорамный |
|
Габариты, мм: -длина — ширина — высота |
12 500 2 500 1 400 |
12 650 2 500 1 100 |
Максимальная грузоподъемность, фт/тн |
40/34 |
40/34 |
Вместимость контейнеров, шт. — 20 фунтовый — 40 фунтовый |
2 1 |
2 1 |
Особенности конструкции
Контейнеровоз-полуприцеп представляет собой модуль открытого типа, без бортов. Конструкция прицепа состоит из рамы, седельно-сцепного устройства (дышла) и колесных осей.
Рама — основной несущий элемент конструкции. Она состоит из металлических лонжеронов квадратного сечения, соединенных перемычками. По краям рамы установлены опоры с фитингами. Они представляют собой устройство в форме тавра, которое служит для закрепления груза на борту полуприцепа. Принцип его действия прост: после установки контейнера на прицеп контейнеровоз фитинги продеваются в специальные отверстия в углах контейнера и поворачиваются на 90°. После этого они закручиваются гайками и зажимаются контргайками. Резьба фитинга имеет прямоугольное сечение, что препятствует самопроизвольному раскручиванию гайки и потере груза в пути.
Рама контейнеровоза может быть раздвижной или монолитной. Раздвижной тип позволяет увеличить количество перевозимых контейнеров за один рейс, а также удобен в транспортировке нестандартных контейнеров и грузов.
В зависимости от количества осей полуприцепы бывают двух-, трехосные и четырехосные. Оси могут быть одно и двухскатными. Это влияет на грузоподъемность полуприцепа. На полуприцепах передняя ось оснащается гидроприводом подъема. То есть, при холостом пробеге, передняя ось может подниматься, что увеличивает срок эксплуатации шин и уменьшает расход топлива.
Кроме того, пол в задней части фуры изготовлен из листового металлопроката. Это необходимо для заезда вилочного погрузчика в контейнер непосредственно с рампы и разгрузки его без снятия с прицепа.
Контейнеровозы, по заказу, могут комплектоваться мультилифтом. Это — платформа с гидравлическим приводом, установленная в задней части прицепа. Мультилифт необходим для подъема погрузчика к контейнеру, если поблизости нет разгрузочной рампы.
Для лучшей устойчивости полуприцепа на дороге с нижней стороны, в центре рамы контейнеровоза крепится запасное колесо. Седло «запаски» оснащается подъемной лебедкой для удобства его замены.
Преимущества автомобильных контейнеровозов
Доставка грузов считается сложной задачей, так как есть зависимость от срока доставки и сохранности груза от повреждений. С этим лучше всего справляется автомобильный транспорт.
К преимуществам доставки грузов автомобильными контейнерами относятся:
- Мобильность. Доставка грузов автотранспортом — наиболее быстрая, так как сеть автомобильных дорог и без того разветвленная и еще больше развивается.
- Удобство. Автомобиль доставит перевозимый товар в удобное для разгрузки место.
- Минимальное время погрузки-выгрузки. Весь перевозимый груз находится в контейнере. А значит, не нужны грузчики. Весь процесс проецируется на подъеме груза автокраном или кран-балкой.
- Защита товара. Корпус контейнера выполнен из металла. Поэтому он надежно защищает груз от прямых механических и атмосферных воздействий.
- Стоимость. По сравнению с другими видами транспорта затратная часть сведена к минимуму. Это связано с количеством потребляемого топлива и ценой на него.
- Время доставки. Этот параметр при перевозке грузов автомобильным транспортом увязан с гибкой системой расчета плеча доставки. Автомобильному транспорту не нужны специальные разрешения и выделенные маршруты как для железнодорожного и авиатранспорта.
К недостаткам такого вида перевозок можно отнести их зависимость от погодных условий. Это выражается в том, что большая часть контейнеров сначала транспортируются по воде или по воздуху, где влияние погоды велико. В связи с этим не исключены опоздание судна или самолета под выгрузку и простой фуры контейнеровоза на погрузке.
Крупнейшие производители контейнеровозов
Доставка грузов автомобильными контейнеровозами набирает обороты. В связи с этим многие мировые компании дополняют свой модельный ряд полуприцепами-контейнеровозами.
Наиболее крупные иностранные производители, выпускающие контейнеровозы автомобильные:
- Kögel Trailer GmbH & Co.KG (Германия);
- Schmitz Cargobull (Германия);
- KRONE SCANBALT LLC (Германия);
- Wielton S. A. (Польша);
- Wilhelm Schwarzmüller (Австрия).
Основные отечественные производители контейнеровозов:
- Уралавтоприцеп;
- Нефаз;
- Тонар;
- Тверьстроймаш.
Автор: ТЕХНОmagazine