Грузовик начинается с шасси: репортаж с завода КамАЗ

Россия сегодня — один из самых перспективных автомобильных рынков в мире. Рост экономики и благосостояния граждан подталкивают отечественный и иностранный автопром все больше проникать на наш рынок. При этом быстрыми темпами увеличивается не только парк легковых автомобилей, но и спецтехники.
 Даже не специалисту заметно, как за последние пять-семь лет увеличилось видовое разнообразие грузовых автомобилей на наших дорогах. На капоте многих из них вполне знакомые аббревиатуры — «КамАЗ», «Урал», «ГАЗ»… А вот вместо привычного кузова разместились самые немыслимые приспособления: бетономешалки, вахтовки, краны, буровые установки, пожарные автомобили и пр. Рынок сам подсказывает производителям необходимые на данный момент технические решения. Стали активно развивать нефтегазовую промышленность на севере — появились вахтовые грузовики различных модификаций; бурными темпами идет строительство — нужны панелевозы, автобетоносмесители; проявляем заботу о чистоте — давайте делать мусоровозы и автопылесосы… И в основе всех этих новшеств — шасси. Или, другими словами, та несущая составляющая, которая позволяет знакомый, казалось бы, грузовик, превратить в любую спецтехнику – гибрид необходимости и инженерной мысли. Шасси необходимо гораздо больше. Неслучайно выпуск шасси намного превосходит выпуск собственно грузовиков того или иного бренда.
 А как собираются шасси? Основные этапы сборки можно проследить на примере сборочного конвейера ОАО «КамАЗ».

репортаж с завода КамАЗ 

Девять часов на одно шасси
 Сборочный корпус основного конвейера «КамАЗа» — это несколько сот метров поточных линий, рельсов, рабочего шума и… полутьмы. Признаться, именно неяркое освещение да перегороженное на две части глухой стеной здание сборочного корпуса вызывают первое удивление. Но если с забором разобрались быстро («Там находятся цеха для нужд Министерства обороны», — пояснили сотрудники завода), то к полумраку пришлось привыкать в недоумении. Хотя, говорят, при дневном освещении (а мы посещали конвейер вечером) все не так уж сумрачно. Видимо на КАМАЗе по-своему понимают термин «Бережливое производство»….
 Сборочный конвейер шасси, работающий, как и весь завод, круглосуточно в три смены, состоит из 70 участков, или, как их здесь называют, «позиций». Делают шасси на 52 участках, а оставшиеся 18 позиций — это, по сути, ОТК, где проверяют тормоза, электрооборудование, работу двигателя и т.п.
 Для многих из тех, кто никогда не был на крупном автомобильном заводе (особенно, по производству тяжелых грузовиков), всегда существовала загадка о том, как это на шасси снизу крепят тяжеленные рессоры, оси, колеса и все такое прочее. А их крепят сверху! Дело в том, что рама будущего автомобиля подается на конвейер в перевернутом виде. На нескольких участках раму оснащают «ходовой начинкой» в виде колес, тормозов и рессор. А затем специальный гидролифт переворачивает остов будущего грузовика и отправляет дальше по конвейеру.

репортаж с завода КамАЗ 

На дальнейших позициях каркас шасси постепенно превращается в изделие. Сначала его начиняют всем электрооборудованием — от проводов до тормозных лампочек. А потом шасси попадает… под рельсы. Не то чтобы его кто-то перерезал, просто примерно с 20-22-й позиции конвейер оснащен еще и верхней линией, с которой подаются тяжелые узлы, предназначенные для «напольной» части автомобиля — коробка передач, двигатель, собственно кабина…

репортаж с завода КамАЗ 

ОАО «КамАЗ» — это предприятие замкнутого цикла, которое самостоятельно, практически без поставщиков и посредников, способно выпускать автомобили, начиная с процесса изготовления деталей и заканчивая выходом шасси из проходной завода. В том числе на заводе делают и двигатели для всех своих машин.
 Под изготовление 800-килограммовых двигателей на «КамАЗе» выделен один из семи корпусов завода. И за одни сутки здесь выпускают 240 двигателей.
 Вообще, все, что связано с производством и ремонтом автомобилей, в воображении обывателя ассоциируется с сажей, разлитым маслом, неизбежной грязью. Но к камазовскому цеху по производству двигателей это никак не относится. Здесь просторно и чисто. На полу практически нет производственных пятен, синие или зеленые рабочие комбинезоны не портят масляные пятна, комплектующие для двигателя аккуратно (насколько это вообще возможно) сложены в контейнеры, а женщины в цеховой лаборатории и вовсе щеголяют в крахмально белых халатах. Правда, за стеклянными стенами отдельного помещения.
 Импортные шлифовальные станки удивляют не только чистотой, но и своим состоянием: они выглядят так, будто их смонтировали только на прошлой неделе. Хотя на самом деле они трудятся уже не первый год.
 Бросилась в глаза и такая деталь. На «КамАЗе» не забыли взять в современность и часть того лучшего, что была еще в советские времена. В частности, на многих участках цеха по производству двигателей висят стенды, озаглавленные «Уголками качества», на которых можно узнать о ходе производства, качестве выпущенной продукции, рекламациях и даже работе творческих групп.
Когда у рабочих выдается свободная минутка и возможность попить чайку, здесь же, вдоль основного конвейера, установлены столы со скамейками, с которых трудовой люд с любопытством взирает на не менее любопытствующих посетителей.
 На контрольно-измерительных, точных и не сложных в физическом плане участках работают в основном женщины, в то время как на позициях, где требуется работа с молотком, лебедкой или электроподъемником, стоят только представители сильной половины человечества.
 Завершается процесс изготовления шасси установкой крыльев, аккумулятора и проверкой работы двигателя. На все это — от крепежа рессор до проверки двигателя — уходит всего девять часов рабочего времени!

репортаж с завода КамАЗ 

После этого — ворота сборочного цеха.
 Стоит отметить, что специально для Индии и Пакистана, с которыми у ОАО «КамАЗ» заключены контракты на поставку грузовиков, завод отдельно выпускает автомобили с правым рулем.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация