Погрузчики для коммунального хозяйства

Коммунальная техника на базе автомобилей большой грузоподъемности не подходит для уборки пешеходных зон, парков и дворов. При сравнительно малом объеме работ и ограниченном пространстве для маневрирования необходимы базовые машины небольших размеров с достаточным запасом мощности для привода специального оборудования, способные работать на низких скоростях

Мини-погрузчик с бортовым поворотом

Возможности мини погрузчика

До недавнего времени практически все коммунальщики использовали в качестве шасси для сменного оборудования легкий колесный трактор, на который навешивались плужный (бульдозерный) отвал с металличе-ским или резиновым ножом, фронтальный погрузчик, цилиндрическая щетка, косилка (сзади), фрезерно-роторный снегоочиститель. Трактора по-прежнему востребованы, однако налицо тенденция оснащения коммунальных хозяйств мини-погрузчиками, работающими в диапазоне рабочих скоростей 0,5—10 км/ч, большая часть мощности двигателя которых используется приводами рабочих органов.

Современные фронтальные мини-погрузчики с бортовым поворотом — высокотехнологичные и комфортные машины, которые оснащаются гидрообъемной трансмиссией (двухконтурной с полным приводом 4х4), позволяющей плавно и автоматически менять скорость передвижения. Колеса левого и правого бортов могут работать в режиме противовращения, поэтому машина умеет разворачиваться в пределах своих габаритов. Это позволяет ей работать в очень ограниченном пространстве. Крутые подъемы, благодаря низкому центру тяжести, также не помеха.

Перекладина двухопорной стрелы с быстрозажимным устройством и рабочим органом находится перед кабиной оператора, ее боковые балки шарнирно крепятся за кабиной к раме мини-погрузчика. Как следствие, вход в кабину находится спереди. (Известны модели с одноопорной стрелой.) Управляется современный мини-погрузчик как с помощью джойстиков, так и рычагами/педалями. Гидросистема мини-погрузчика позволяет легко манипулировать сменным оборудованием: ковши с фронтальной и боковой разгрузкой, экскаваторы, различные захваты, гидромолот, щетка, снегоочиститель, бур и т. д.

Лучшие модели характеризуются низким уровнем шума и малым выбросом токсичных веществ с отработанными газами — это необходимое требование к любой технике, работающей по соседству с жилыми домами. Широкие шины (или резиновые гусеницы) обеспечивают низкое давление на грунт, поэтому технику можно использовать в парковых зонах и даже помещениях.

Кто производит мини-погрузчики

ФГУП «Уралвагонзавод» начало производство мини-погрузчиков ПУМ-500 еще в 80-е годы. В наши дни модельный ряд включает машины грузоподъемностью 500, 800 и 1250 кг (первые две выпускаются серийно, последняя — на заказ). Индекс в названии по традиции означает грузоподъемность машины. Укомплектованный немецким дизелем Hatz 2М41 вместо владимирского Д120-10, легкий мини-погрузчик называется ПУМ-500У и приобретает повышенную (до 11,6 против 9 км/ч) скорость передвижения.

В этом году завод (при участии компаний-партнеров) представил обновленную серию мини-погрузчиков под названием «Бобр», снабдив их новой гидравликой, кабиной из армированного стеклопластика (с мощным вентилятором) и съемной крышей, в которой смонтирована вся электрика. Крупные пластиковые элементы снизили трудоемкость сборки. Грузоподъемность повышена до 600 кг. Пока построены две колесные модели: ПмК-0,6 и ПмК-1,2. Появилась и гусеничная машина — ПмГ-11. Пойдут ли «Бобры» с новой кабиной в серию, неизвестно, зато предыдущее поколение ПУМ назвали «Бобрами» уже сейчас.

Уралвагонзавод уделяет серьезное внимание быстросменному навесному оборудованию — в номенклатуре ковш, гидробур, вилы, дорожная щетка, снегоочиститель, бетоносмеситель, сварочная, компрессорная и насосная установки, допускающие быструю замену без применения специальных приспособлений. Конструкция всех элементов кабины выполнена с учетом требований эргономики — широкая дверь, обивка из звукопоглощающего материала, удобное размещение органов управления и приборов и др. Большая площадь остекления обеспечивает хороший обзор. Благодаря простоте и легкости доступа к механизмам машины УВЗ несложно мыть, обслуживать и ремонтировать даже в неспециализированных мастерских.

Широкое распространение у коммунальщиков получили МКСМ-800 (многоцелевые коммунально-строительные машины), востребованы и новые модификации: -400, -600, -1000, -1200/1400 ОАО «Курганмашзавод». Машины оснащаются немецким двигателем Hatz 3М41 или американским Cummins (МКСМ-800К). Небольшие габаритные размеры (высота 2,1 м, ширина 1,8 м) и вес позволяют легко транспортировать МКСМ в грузовом автомобиле или прицепе. Навесное оборудование также разнообразно: поворотный отвал, щетка (в т. ч. с креплением на корме), ковши основной и карьерный, штырь, вилы грузовые и с прижимом, экскаватор траншейный и ковшовый, буровое оборудование, агрегат для разбрасывания противоледных материалов, снегоочиститель фрезерно-роторный, бетоносмеситель, рыхлитель. Оборудование можно заменить в течение нескольких минут при помощи быстродействующего зажима.

Обслуживать МКСМ с немецким дизелем удобно, также Hatz 3M41 отличается наличием автоматической защиты от нарушений условий эксплуатации (остановка двигателя при обрыве ремня, при падении давления масла в масляной системе смазки). Hatz 3M41, разумеется, соответствует европейским требованиям по экологии.

Мини-погрузчик «Амкодор-211» (ОАО «Амкодор»), в отличие от предшественника 208В, имеет повышенную до 1200 кг грузоподъемность. Современное исполнение кабины позволило увеличить обзорность и повысить комфорт работы. Конструкторы оснастили машину новой трансмиссией на основе гидронасосов и гидромоторов Bondioli, что повысило ее тягово-динамические качества и производительность.

В очень незначительных количествах выпускаются: колесно-силовой модуль КСМ-1 (НПО «Мосгормаш»), СММ-750 и СММ-950 (ОАО «ВЭКС»), редки в России «Полесье» УЭС-30 («Гомсельмаш», Беларусь), различные ПМТС (ОАО «Строймаш», Украина), МУМС-11, ATEK-621 и т. п. Гораздо чаще встречаются, особенно в европейской части и на Дальнем Востоке, зарубежные мини-погрузчики — как правило, подержанные.

Например, из Европы везут марку Locust производства словацкой компании WAY Industry. Среди машин Locust — модели L453, L752, L753, L853, L903 и L1203/L1203 Telspeed (двухскоростной вариант). Две последние машины по-ставляются с широким рядом навесного оборудования. Мини-погрузчики Locust комплектуются экономичными и мощными японскими двигателями Yanmar и гидравликой Bosch-Rexroth. Рекордно низкие показатели расхода топлива (3,5 л/ч) у «старших» моделей Locust достигнуты за счет регулирования направления гидравлического потока на ходовую часть или рабочее оборудование, что позволяет двигателю работать в разных режимах без увеличения нагрузки.

Классикой уже можно считать машины UNC-060, -061 и др., выпускавшиеся словацкой компанией Detvan.

Германская Gehl Europe GmbH представлена на российском рынке множеством как современных, так и давно снятых с производства машин. Младшая колесная модель, выпускаемая сейчас,— 3640E, старшая — SL 7710. Имеется три гусеничных агрегата. Планируется и появление «тяжелой» новинки — SL7810DXT с двигателем Cummins. Машины Gehl отличаются оригинальной конструкцией стрелы и собственной крепежной системой, совместимой с большинством типов навесного оборудования.

Особенность мини-погрузчиков JCB (Англия) — однобалочная стрела и боковой доступ оператора в кабину. На моделях JCB Robot 160, 170 и 180 колеса приводятся одной цепной передачей с правой стороны машины. JCB Robot 190 и 1100 выпускаются с двухступенчатой коробкой переключения передач. Грузоподъемность этих машин — от 600 до 1100 кг. В России можно также купить любую из четырех снятых с производства моделей и три гусеничных погрузчика этой марки.

Налажены поставки легких мини-погрузчиков из Италии, от компании Hinowa — Rhino 120.25 и Rhino 130.35, грузоподъемность которых не превышает 375 кг. Обе машины оснащены дизелями Yanmar с водяным охлаждением мощностью 24 и 36 л. с.

Новинка известной компании Bobcat (США), которая первой в мире наладила выпуск мини-погрузчиков, — S185 (грузоподъемность 860 кг, 56 л. с., увеличенная колесная база). Эта модель заменила на конвейере 773Н. Будучи усиленной версией S175, в отличие от моделей 463, 553, S130, S150 и S160, машина имеет вертикальную (а не радиальную) траекторию подъема ковша. Она хороша при больших объемах погрузочных операций, отличается устойчивостью и плавностью хода при интенсивном маневрировании. Конструкторы Bobcat также придумали новую серию машин (А), способных поворачиваться на месте при помощи всех четырех колес, а не только противовращением. Это бережет и протекторы шин, и грунт. Словом, в России можно купить множество моделей Bobcat, в т. ч. десяток снятых с производства.

Caterpillar представлен у нас 216B, 226B, 232B, 236B, 242B (все — второй серии), а также 246C, 256C, 262C и 272C (все снабжены гидросистемой с высоким расходом и давлением XPS). Помимо этих машин, на вторичном рынке можно приобрести любую из множества устаревших моделей первых серий. Caterpillar освоил выпуск невероятного количества разновидностей рабочих органов — 250! Для их замены компания придумала особую систему клинового соединения.

То же относится и к Case Construction Equipment (США) — на 12 «списанных» моделей приходится 8 относительно новых — Case 410, 420, 430CT Pilot Controls, 435, 440, 440CT, 440CT Pilot Controls и 445, с задней разгрузкой ковша и грузоподъемностью в пределах 681—1134 кг. Дизели у машин Case — собственного производ-ства.

Мини-погрузчики New Holland (США) известны у нас шестью колесными моделями серии LS. Так, L160 с дизелем ISM мощностью 46 л. с. имеет грузоподъемность 770 кг, а L185 с турбодизелем CNH (78 л. с.) поднимает уже 1200 кг. Все машины оснащены дополнительной гидравлической разводкой, а стрела отличается механизмом вертикального подъема, что обеспечивает большую высоту подачи груза. Можно купить и две модели на гусеничном ходу.

Погрузчики Mustang Manufacturing Company, Inc. (США) начали проникновение на российский рынок одними из последних. В модельном ряду — восемь колесных машин грузоподъемностью 176—1179 кг, а также три гусеничные.

В 2008 году Terex Corp. (USA) приобрела завод A.S.V., Inc. (США) по производству мини-погрузчиков на гусеничном ходу. В номенклатуре завода — модели PT-30 (грузоподъемность 363 кг), -60 (862 кг), -80 (1406 кг) и -100 (1724 кг). А в прошлом году Terex представила в России колесный мини-погрузчик Heman 175 совместного с компанией Vectra Limited (Велико-британия) производства. Heman 175 оснащен двигателем Cummins B3.9 и допускает установку около 50 видов быстросменного рабочего оборудования.

Новый модельный ряд мини-погрузчиков Thomas Equipment, Ltd. (Канада) состоит из восьми пневмоколесных машин — от Thomas 85 (378 кг) до Thomas 245 (1089 кг). Техника отличается повышенной мощностью благодаря наличию двух ковшовых цилиндров. Конструкторы сосредоточились на максимальном упрощении обслуживания и совершенствовании системы безопасности. В ассортименте компании также одна гусеничная модель.

Многофункциональные погрузчики TCM серии SSL занимают более половины японского рынка — проникают они и на российский. Самая маленькая SSL703 с дизелем Kubota D782-K2B обладает грузоподъемно-стью 270 кг, но можно купить и машины посолиднее — на выбор еще семь моделей седьмой серии вплоть до SSL 711 (840 кг). Техника от TCM хороша экологически чистым двигателем и повышенной скоростью перемещения.

Мини-погрузчики Komatsu SK714-5, SK815-5, SK1026-5 оснащены сервоприводом для точного маневрирования машины и фирменной системой контроля нагрузки.

Takeuchi MFG. Co. Ltd. (Япония) представлена в России мини-по-грузчиками TL130, 140 и 150, а также компактной новинкой TL120. Утверждается, что двигатели машин с планетарными бортовыми редукторами обеспечивают на 49—221% больше тяговой силы, чем у двигателя Bobcat с прямым приводом, что означает большее усилие толчка и повышенную производительность.

Отличительной чертой погрузчиков Daewoo (Корея) заявлена их способность работать в трехсменном режиме, а также относительная (на 20—25% по сравнению с западными аналогами) дешевизна. Модельный ряд охватывает пять машин марки Doosan — от 430 Plus (895 кг) до 470 Plus (1134 кг).

Мини-погрузчики Bulcar (Корея) позиционируются как аналоги Bobcat, UNC и МКСМ. В номенклатуре серии COW и SSL (колесные), STL (гусеничные), а также «узкопроходные» и редкий гибрид мини-экскаватор-погрузчик EXL-900. Машины комплектуются двигателями Hyundai или Perkins.

Грузоподъемность многоцелевых мини-погрузчиков WeCan (Китай) серии SSL варьируется от 550 до 1250 кг, на них возможна установка различного навесного оборудования — щетки, гидромолота, фрезы, бура и др. Машины комплектуются подшипниками, гидрораспределителями, сервоприводами производства США и Германии, двигатели — Perkins (США), стандартов Евро-2 и Евро-3.

Мини-погрузчики SunWard (Китай), обладая универсальными стандартными разъемами гидравлической системы, позволяют установить на стрелу навесное оборудование Bobcat и МКСМ — SWL2810 имеет грузоподъемность 725 кг, SWL3210 — 950 кг. Обе машины оснащены системой High Flow (повышенная производительность гидравлики).

Наращивают присутствие другие китайские компании — YTO (серия JC грузоподъемностью 500—1000 кг), LiuGong (две модели серии CLG, 870—1000 кг), Junlian, Degong и др. Помимо них, на российском рынке мини-по-грузчиков представлены многие, в том числе известные, производители из Европы, Азии и Южной Африки: Ausa Center S.L., Bell Equipment Ltd., Volvo Construction Equipment, Hyundai, Toyota, Fiat-Kobelko, Fiat-Hitachi, Novotny, M.Z.IMER, PPS Detva, John Deere, Borchers&Speer, Piccini и т. д.

Лучший выбор коммунальщика

Мини-погрузчики универсальны, легки в управлении и обслуживании, благодаря чему успешно конкурируют со специализированной техникой. Кроме того, производители постоянно наращивают грузоподъемность и мощность своих старших моделей, словно стремясь достигнуть показателей легких фронтальных погрузчиков и размыть между ними грань.

Выбирая машину, стоит прежде всего ориентироваться на ее технические характеристики — мощность и экономичность двигателя, рабочую скорость, номинальную грузоподъемность, вырывное усилие, опрокидывающую нагрузку, емкость топливного бака, габариты, собственный вес, а также качество кабины — устройства безопасности, остекление, отопление, освещение.

Доступная цена, простота конструкции, многофункциональность — вот слагаемые успеха этих машин у коммунальных служб и строителей. Не случайно продажи мини-погрузчиков с бортовым поворотом в России непрерывно растут, и места на этом рынке пока хватает всем.

Олег Никитин

Мнение

Николай Гаврилов, ООО «Урал-Хатц-Дизель» (Курган):

— Hatz — германские дизельные двигатели воздушного охлаждения мощностью 15—59 кВт, соответствующие современным экологическим нормам. Дизели экономичны, имеют много степеней защиты, в том числе автоматической (датчики перегрева и отсутствия масла), на них установлена свеча подогрева для облегченного зимнего запуска.

Александр Васильев, гл. инженер ООО «Союз-С» (Свердловская обл., В. Салда):

— Агрегатный ремонт машин ПУМ востребован постоянно. Ремонтируем не только двигатели, но и гидроприводы (гидроцилиндры). Капитальный ремонт обходится в 50% стоимости новой машины, ремонт агрегатов может «съесть» 60% — при этом будет восстановлено 80% ресурса.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация