Что такое запасные части для строительной техники и грузовиков. Их классификация и сроки поставки
Развитая сеть складов, сжатые сроки поставки и отлаженная работа службы логистики поставщика запчастей влияют на техническую готовность машин. А время простоя коммерческого транспорта и строительной техники – это недополученная прибыль компании. Поэтому владельцы всё чаще обращают внимание на способность поставщика своевременно доставить необходимые запасные части.
Содержание статьи
Что такое запчасти и их классификация
Чтобы понять, что такое запчасти стоит разобраться в этимологии этого словосочетания. Запасная часть – это деталь которая находится в запасе, т.е. устанавливается уже после того, как изначальная пришла в негодность. Любая машина и оборудование состоит из множества деталей. Когда эти детали продаются на вторичном рынке – они относятся к категории запчасти.
Все запасные части можно подразделить на четыре основные категории или группы:
- Расходные материалы.
- Быстоизнашиваемые детали.
- Небольшие узлы.
- Крупные агрегаты и компоненты.
У строительной, горной техники и коммерческого транспорта особняком нужно выделить различные надстройки, навесное и рабочее оборудование и их составляющие.
Расходные материалы
Расходные материалы – это изделия с коротким сроком эксплуатации. Они расходуются во время эксплуатации и относительно быстро теряют свои потребительские свойства. На расходники обычно не распространяется гарантийные обязательства.
Применительно к технике к расходным материалам относятся фильтры, щётки стеклоочистителей, лампы повторителей поворота, осветительных приборов и головного света, большая часть РТИ. К расходникам стоит отнести топливо, смазочные материалы, охлаждающую, тормозную и другие технические жидкости.
Быстроизнашиваемые детали
Ко второй категории относятся детали, подлежащие быстрому износу, но не вошедшие в категорию расходных материалов. К ним относятся автомобильные шины, ремни ГРМ, ножи отвала, зубья, бокорезы, коронки рыхлителя и ковша.
Небольшие узлы
Если к первым двум группа относятся в основном простые детали, то к данной категории уже небольшие сложносоставные узлы или изделия глубокой переработки – подшипники, насосы, стартеры, генераторы, гидромоторы, распределители, радиаторы и многое другое.
Крупные агрегаты и компоненты
Название категории говорит само за себя. К крупным запчастям относятся силовые агрегаты, двигатели, коробки передач, мосты, ходовые тележки гусеничной техники в сборе, кабины, кузова и надстройки. У экскаваторов и кранов сюда же относятся стрелы. Такие узлы в основном либо ремонтируются, либо поставляются под заказ.
Формирование складских запасов запасных частей
При формировании списка запчастей для размещения на склад в качестве основного фактора учитывается необходимость в постоянном хранении определенных категорий деталей. Эта необходимость формируется на основании статистики закупок пользователями техники, анализа парка машин в определенном регионе, сезонности. Поставщики запасных частей могут получать такую информацию на основании рекламаций (при обкатке новой модели) или анализируя движение продукции на складе.
В первую очередь склад рассчитан на расходные материалы, так как именно эти запчасти чаще всего требуются в определенное время и в нужном количестве. Учитывая потребность покупателей, компании формируют необходимый запас.
Быстроизнашиваемые запасные части хранятся на складах примерно в равном объёме с расходными материалами. Расчет необходимых запасов в этой категории производится на основании данных по времени изнашиваемости и интенсивности эксплуатации. Так, к примеру, зубья на экскаваторе, работающем в нормальных условиях, меняются примерно раз в два месяца, а в случае эксплуатации машины на абразивных материалах замена потребуется гораздо чаще —до двух раз в месяц. Соответственно, зная сколько машин в регионе работает с определенной интенсивностью, поставщик может рассчитать объем запасов в данной категории запчастей.
Остальные группы — небольшие агрегаты, крупные детали и узлы, навесное рабочее оборудование — хранятся на складах поставщика в небольших количествах, поскольку спрогнозировать момент выхода их из строя достаточно сложно, а стоимость достаточно высока. Небольшие детали чаще всего аккумулируются у представителей производителя, а крупные узлы и агрегаты хранит у себя производитель.
Что касается четвёртой группы – крупных узлов, агрегатов и рабочего оборудования – то они поставляются, в основном, под заказ.
Срок поставки запчастей
Наиболее значимый фактор, влияющий на срок поставки запасных частей для грузовиков и спецтехники — сеть складов и объемы запасных частей, хранящихся на каждом из них. Следовательно, меньше всего времени придётся ждать расходные материалы и быстроизнашиваемые материалы. Большая часть из них находится в непосредственно в магазине или на ближайшем складе.
Чуть больше времени может потребоваться на поставку небольших агрегатов. Здесь на срок влияет востребованность детали, производитель и некоторые другие факторы. Поставщики чаще всего заявляют срок доставки таких запасных частей от недели до месяца.
Наибольшее время может потребоваться для поставки крупных узлов и агрегатов. Они не хранятся в непосредственной близости от покупателя. Часто их заказывают на заводе, а значит и сроки будут зависеть от удалённости производства и сложности логистики. Доставка обычно занимает от одного до нескольких месяцев, в зависимости от наличия на складе производителя, срока изготовления и т. п.
Ещё один фактор, влияющий на срок доставки — габаритные размеры и вес детали. Небольшие по размерам запчасти не требуют специальных условий перевозки, тогда как крупные – заставляют поставщиков искать различные логистические схемы.
Например, для одного карьерного самосвала Komatsu HD785 потребовалось произвести замену кузова. Но поставка такой крупной части машины не может производиться обычным способом — ширина кузова составляет более 5,2 м. В результате было принято решение разрезать кузов на две части и перевезти на двух железнодорожных платформах до места эксплуатации. По доставке они были сварены воедино.
Товаропроводящая цепь или кто поставляет запчасти
Наблюдая рыночную ситуацию в сегменте поставок запасных частей, можно отметить четкую тенденцию выстраивания производителями машин и оборудования своей сети. Они, чаще всего через дистрибьютора, организуют сеть складов для поставки оригинальных деталей. Как отмечается – для того, чтоб быть ближе к потребителю.
При таком подходе есть два основных плюса:
- Производитель получает возможность отслеживать динамику потребления запчастей и запланировать производство наиболее востребованных деталей.
- Владелец техники получает оперативность поставок, близость складов к точкам эксплуатации машин, гарантию качества и, в некоторых случаях, гибкие условия оплаты.
В этой цепочке всего три участника:
- производитель;
- дистрибьютор/дилер;
- покупатель.
Однако есть тут и один существенный минус – цена оригинальных запасных частей зачастую гораздо выше, чем у поставщиков на вторичном рынке (Автомаркет). Зачастую это связано с более высоким качеством изделий. Но в большинстве случаев объясняется тем, что изготовитель техники сам является покупателем некоторых деталей, заказывая их у ОЕМ производителей.
Обратите внимание! Иногда, экономя на замене самого маленького фильтра, можно получить серьезные проблемы. Ремонт узла или агрегата обойдется значительно дороже.
И вот тут возникает вопрос по гарантиям качества. Не секрет, что именно на Автомаркете продаются не только запчасти низкого качества, но и откровенный контрафакт – «оригинальные» детали неоригинального происхождения.
В цепочке продаж на вторичном рынке запчастей присутствуют множество звеньев — как промежуточных, так и основных:
- производитель;
- оптовый поставщик;
- мелкооптовый поставщик;
- розничный продавец/магазин;
- покупатель.
Тем не менее, для мелких владельцев этот рынок чаще бывает более выгодным.
Стоит ли держать собственный склад запчастей
В условиях нестабильной ситуации на рынке многие пользователи техники задаются вопросом — нужно ли запасаться впрок? Формировать собственный склад запасных частей можно в условиях, когда в парке присутствует большое количество техники. Опять же нужно учитывать интенсивность работы машин и категории запчастей, которые будут находиться на складе «на всякий случай». И нужно помнить, что это несет дополнительные затраты на приобретение и хранение.
Дистрибьюторы предлагают другие решения по управлению запасами запасных частей. Один из способов — прогноз закупок. Некоторые производители всё чаще оснащают технику датчиками износа узлов и другими инновационными цифровыми решениями.
Дистрибьюторы компаний вводят должности PSSR-менеджеров – специалистов по прогнозированию закупок путём оценки состояния машин. То есть, выезжая на место эксплуатации, сотрудник осматривает технику, выявляет уровень износа рабочего оборудования и других деталей, рассчитывает их остаточный ресурс, корректирует работу оператора, если он эксплуатирует машину неправильно.
После ревизии оборудования владельцу предоставляется список запасных частей, рекомендуемых к замене, с указанием времени замены и стоимости каждой из них. Таким образом, эксплуатирующей организации предоставляется возможность прогнозировать расходы на ремонт машины и оптимизировать закупки запасных частей. Результатом будет снижение времени простоев и повышение производительности.
Елена Антропова