Гусеничный бульдозер Т-170: легендарная машина ЧТЗ

Гусеничный трактор с бульдозерным отвалом для перемещения различных грунтов и материалов является востребованной машиной во многих отраслях. Одним из легендарных бульдозеров, разработанным на советском машиностроительном предприятии является трактор Т-170. Технические характеристики позволяли использовать машину во всех климатических зонах России.

История создания

Трактор Т 170

В середине прошлого века конструкторское бюро Челябинского тракторного завода осуществило технический прорыв и создало уникальный трактор с навесным отвалом Т-130. Машина надежно работала в широком диапазоне температур, имела элементарное устройство и легко ремонтировалась. Именно эта модель послужила прототипом бульдозера Б 170, созданного в 1988 году.

Значительная модернизация по нескольким направлениям быстро сделала трактор Т170 активно востребованной гусеничной техникой не только на территории Советского Союза, но и в зарубежных странах. Прочная, выносливая машина стабильно работала в самых суровых климатических условиях.

На базе Т-170 производилось более 80-ти модификаций различной спецтехники, в том числе трубоукладчики, бульдозеры, капровые установки. В 2002 году выпуск трактора Т170 был остановлен, а на смену ему пришли новые модели Т10 и Т10М.

Преимущества и недостатки техники

Бульдозер Б 170, вид сбоку

Образцовый отечественный бульдозер Т 130 и его модифицированная версия Т 170 стали легендарным благодаря высокой производительности и универсальности применения в различных промышленных областях. Владельцы по достоинству оценили ремонтопригодность и технические решения модели:

  • умеренные расходы топлива, который составлял 219 г/кВт ч на всех режимах;
  • качество заводской сборки;
  • уверенная проходимость на различных типа грунтов, включая болотистые;
  • простые конструкторские решения, позволяющие самостоятельно устранять мелкие поломки и неисправности;
  • стабильная работа силового агрегата вне зависимости от качества топлива;
  • долговеченость и износостойкость;
  • доступные запчасти и расходные материалы.

Обратите внимание! Для обеспечения стабильной работоспособности мотора первый капремонт по рекомендации ЧТЗ, Т 170 производили через 10 тысяч моточасов, что соответствовало техническому регламенту мировых машиностроителей.

К недостаткам стоит отнести быстрый выход из строя фрикционных муфт, а также отсутствие комфорта для работы оператора. Советские конструкторы разрабатывали технику для эффективного выполнения поставленных перед ней задач. Удобство и комфорт оператора при этом отступали на второй план.

Технические характеристики трактора Т-170

Гусеничный трактор Т 170 принадлежит к десятому тяговому классу. Машина демонстрирует мощность и уверенную проходимость на сложном грунте. Предназначен бульдозер для работы в любых климатических условиях.

Тракторный двигатель и трансмиссия

Схема двигателя Д-160

В первые два года выпуска на машину устанавливали только 14 литровый мотор в 160 лошадиных сил. Четырехтактный дизельный двигатель оснащался турбонаддувом. Отвод тепла выполняла охлаждающая жидкость с принудительной циркуляцией при помощи насосной перекачки. Запуск трактора осуществлялся электрическим стартером и вспомогательным пусковым устройством – пусковым двигателем ПД-23У.

Стоит отметить! Для работы в условиях Крайнего Севера трактор оснащался специальным предпусковым подогревателем и зимним пакетом, в который входило специальное остекление кабины.

Развитие промышленности требовало более мощной техники, поэтому для трактора 170 на ЧТЗ разработали новый силовой агрегат мощностью 180 л.с.

Топливный бак бульдозера рассчитан на 300 литров дизельного топлива. При необходимости, трактор можно было переоборудовать под другие типы горючего – газовый конденсат, керосин.

Для поддержания напряжения генератора в допустимых пределах на Т170 установлен реле-регулятор, который в автоматическом режиме стабилизирует измененные параметры.

Двигатель Д-180

Трансмиссия трактора – механическая многоступенчатая. Она имеет 8 передних и 4 скорости заднего хода. Болотоходы оснащались соответственно шестью и тремя передачами.

КПП располагается в отдельном закрытом отсеке. Коробка передач трактора 170 насчитывает четыре вала. Переключение происходит шестернями непрерывного зацепления.

Для обеспечения необходимой скорости и высокой проходимости при больших нагрузках, в 2000-х годах Т-170 стали комплектовать шестискоростной гидромеханической коробкой передач с простой схемой переключения.

Ходовая часть

Ходовая тележка бульдозер Т 170

Рационально распределять вес машины при работе с бульдозерным оборудованием помогает полужесткая подвеска с балансирной балкой. Движитель монтируется на трех точках. Сварные гусеничные тележки, рамы которых выполнены из труб с прямоугольным сечением, имеют по 5 опорных и по 2 поддерживающих катка.

Обратите внимание! Болотоходные трактора комплектуются семикатковыми тележками и более широкими башмаками гусеничной ленты, которые обеспечивают меньшее давление на влажный грунт.

На штампованные звенья гусеницы трактора Т170 с каждой стороны прикреплено 38 одногребневых башмаков. Высота грунтозацепов на них составляет 6,5 см. Максимальное давление на поверхность для базовой модели трактора т 170 с тяговой нагрузкой не превышает 0,08 МПа.

Управление и рулевая система

Маневрирование при движении выполняется с помощью системы рычагов управления. Смена направления осуществляется фрикционами ленточного типа путем частичной блокировки привода одной из ходовых тележек. Это обеспечивает разворот на 360 градусов практически на одном месте. Размеренность выполнения маневра полностью зависит от того, с какой степенью оператор производит блокировку рычагами управления.

Навесное оборудование бульдозера Т-170

Главным рабочим органом бульдозера Б 170 выступает передний отвал, который может быть нескольких конфигураций:

  • прямой;
  • сферический;
  • полусферический.

Для подготовки строительных площадок обычно применяли прямой неповоротный отвал, который эффективно работает с грунтами средней и высокой плотности. Им засыпают канавы, заполняют песком котлованы и выполняют планировочные работы, например, при дорожном строительстве. Для большей эффективности применяют поворотное навесное оборудование.

Полусферический отвал считается универсальным оборудованием для бульдозера. Он дополнительно укомплектован козырьком и боковыми щеками – это позволяет перемещать большой объем грунта. Используется также для разработки известняковых залежей, щебенки и твердой глины.

Сферический отвал характеризуется высокой накопительной способностью. Применяется для перемещения крупных масс грунта, щебня и других сыпучих материалов на большие расстояния. Эффективен при уборке снега. Боковые секции закруглены, поэтому потери при транспортировке сведены к минимуму.

К нижней части «лопаты» крепятся съёмные ножи, которые защищают кромку отвала от повреждений и износа. Они являются составными – два боковых и центральная часть, которая, в свою очередь, состоит обычно из двух-трёх элементов.

В зависимости от задач, на трактор Т 170 можно установить различное навесное оборудование. Наиболее востребованными являются задние рыхлители – однозубые и трёхзубые, установки для укладки трубопровода, а также задние прицепные устройства и лебёдки.

Передний отвал, как и многое навесное оборудование, использует гидравлическую систему бульдозера Т 170. Перекачку масла осуществляет раздельная система шестеренных насосов, которая имеет несколько обособленных узлов. Очистка гидравлической жидкости происходит через фильтр – напор потока при этом остается неизменным.

Гидравлическая система гусеничного трактора Т 170 состояла из:

  • двух гидробаков;
  • насоса шестерёнчатого НШ 100;
  • гидрораспределитель Р 160;
  • гидроцилиндров;
  • система гидроприводов.

Дополнительная информация! Чтобы защитить систему от избыточного давления, распределитель оборудован предохранительным клапаном.

Габаритные размеры

Бульдозер Б 170, в комплектации с болотоходными гусеницами

Все модификации разрабатывались с обязательной возможностью транспортировки техники по железной дороге и автомобильным транспортом. Поэтому ширина бульдозера Т 170 со стандартными гусеницами составляла 2 480мм, что вписывается в габаритные размеры по требованиям ПДД.

Сколько весит снаряжённый бульдозер, зависело от навесного оборудование. Масса базового трактора Т 170 составляет 16 тонн.

Габариты трактора Т 170, мм

Ширина

2480

Длина

4600

Высота

3160

Колея

1880

База

2800

Дорожный просвет

410

Кабина оператора

Бульдозер Б 170 комплектовался каркасной кабиной. Её жесткий каркас и защита ROPS/FOPS обеспечивала безопасность оператора в случае опрокидывания транспорта или падения на него тяжелых предметов. Специальная платформа гасила вибрации, возникающие от механического воздействия агрегатов машины. Тем не менее, комфортной кабину Т-170 назвать сложно.

Обратите внимание! Кабины тракторов в северном исполнении комплектовались войлочными ковриками и дополнительным обогревателем. На окнах устанавливалось двойное остекление.

Для обогрева внутреннего пространства кабины применяется масляный радиатор. В качестве дополнительного источника тепла применялся автономный отопитель салона, который был призван обеспечить комфортную температуру в кабине.

Кресло оператора имело дополнительные регулировки, чтобы тракторист не уставал за долгие часы работы.

Основные индикаторы и датчики контроля размещались на передней панели. Рычаги управления находились в удобном для работы оператора положении.

Ремонт и запчасти

Опорные и поддерживающие катки трактора Т-130, Т-170: двубортные и однобортные

Для снижение простоев в работе техники рекомендуется применять агрегатный способ замены узлов и механизмов. Однако это затратное занятие. Именно своей ремонтопригодностью «в поле», бульдозер Б 170 завоевал такую популярность.

В отличии от большинства других производителей, опорные и поддерживающие катки Т 130 и Т 170 можно было разобрать, заменить подшипники, подкладки, оси и вновь поставить в работу.

Машину перестали выпускать в 2002 году, но до сих пор надежный трактор используется в различных уголках России, да и не за рубежом. Универсальность многих деталей и наличие производств запчастей позволяет проводить ремонты тракторов Т 170, многие из которых работают уже более 20 лет.

Аналоги модели

Трактор Т 170 не имел прямых конкурентов по соотношению цена-качество. Сейчас, конечно, ситуация изменилась. Требования покупателей к землеройной технике постоянно растут, начальная цена машины перестаёт играть значительную роль, и пришедшая на смену модель Т10М сдаёт позиции конкурентам.

Аналогичную продукцию стали выпускать несколько заводов в России, что сказалось на доли рынка Челябинского Тракторного Завода. Аналогичные предложения, подчас по более выгодной цене появились от китайских конкурентов.

Автор: ТЕХНОmagazine

Поделиться
Подпишись на Я.Н