Телескопируемая стрела на колёсном шасси

В последнее время серьёзными конкурентами для башенных и автомобильных кранов на стройплощадках стали погрузчики с телескопируемой стрелой, опирающейся через кормовое сочленение непосредственно на раму или, реже, на поворотную платформу. Они тоже в состоянии подавать кирпичи и сухие смеси на поддоне непосредственно на возводимый этаж или даже в проём окна строящегося малоэтажного здания. Такие машины за рубежом называют «машинами сопровождения строительства» или «хозяевами стройплощадок».

Современные машины сопровождения строительства

Хороши «телескопы» или, на английский манер, телехэндлеры (Telescopics Handlers) и в коммунальном хозяйстве. Всё большее применение эти машины получают на полигонах бытовых и промышленных отходов.

Телескопический погрузчик совмещает в себе свойства фронтальных погрузчиков (ковшовых и вилочных), автомобильных вышек, а иногда и кранов. Такая универсализация функций «телескопов» создаёт условия для экономии времени и финансовых средств. В итоге с помощью одной машины можно быстро и безопасно обрабатывать самые разные грузы: от пакетированных и уложенных на паллеты до крупногабаритных, тяжёлых и сыпучих.

Компактные и манёвренные, телехэндлеры могут работать в достаточно стеснённых условиях. Этому способствуют два присущих им режима управления: четырьмя колёсами одновременно для обычного кругового или бокового хода. В последнем случае мы имеет дело с т. н. «крабовым» ходом, который оказывается очень кстати, если необходимо вплотную подъехать к стене или отъехать от неё.

Компоновочная схема современных телехэндлеров проста: «водительская кабина рядом с моторным отсеком», который, как и стрела в сложенном состоянии, не мешает оператору полностью обозревать рабочую зону со своего рабочего места. Сама стрела крепится к основанию шасси позади заднего моста, что существенно увеличивает грузоподъёмность и устойчивость машины. Выдвижные гидравлические опоры – аутригеры – располагаются впереди передней оси, где нагрузка на рабочий орган во время работы наибольшая.

Имеются также конструктивные особенности погрузчиков, предназначенных для работы в стеснённых условиях. Во-первых, это шарнирное крепление стрелы к опорной плите рамы перед кабиной. Такое размещение упрощает работу операторов, особенно при обзоре и работе в ближней зоне. А силовой агрегат, идущий на комплектацию машины такой конструкции, бόльшей частью размещается за кабиной.

Во-вторых, для стеснённых условий узких городских улочек или горизонтальных горных выработок актуально крепление стрелы к опорно-поворотному устройству впереди кабины оператора. Такой узел, размещённый на опорной плите рамы, позволяет оператору выбирать мусор или породу сбоку машины, не разворачивая погрузчик перпендикулярно фронту работ, и грузить содержимое ковша на впередистоящий мини-самосвал. Кроме того, такую схему крепления ковша можно использовать для планировочных и ландшафтных работ на обочинах дорог и тротуаров.

В качестве недостатка данных схем размещения стрелы можно отметить её ограниченность по достижению предельных нагрузок на рабочий орган. Поэтому производители обычно ограничиваются использованием двухсекционных стрел.

Французская «премьера»

В основе большого успеха часто лежит простая, но значимая идея. В 1957 году французский инженер Марсель Бро добавил сельскохозяйственному трактору подъёмную мачту-стрелу с гидравлическим управлением. Так родился первый телехэндлер повышенной проходимости. Именно он и привёл к мировому успеху компанию Manitou, основное производство которой расположено на западе Франции, на берегу Луары. Ныне Manitou Group обладает самой длинной линейкой телепогрузчиков в мире. Производят французы не только машины на поворотной платформе, но и с фиксированной стрелой, которые в состоянии работать с гранитными и мраморными глыбами в каменоломнях или с тяжеленными морскими контейнерами в портах.

Широкая гамма телескопических погрузчиков Manitou Maniscopic предназначена в первую очередь для эксплуатации в условиях бездорожья. Они применяются для выгрузки строительных материалов и оборудования, для перемещения грузов по стройплощадке и их подачи на рабочие места, а также в зоны действия башенных кранов. Особо популярны они при строительстве зданий небольшой этажности, расположенных на больших площадях, – спортивных, гостиничных, выставочных комплексов, торговых центров, складов и терминалов.

«Ответный ход» JCB

Однако, как это часто бывает, французский производитель не может постоянно распылять свои ресурсы на создание и налаживание производства всего спектра техники, сконцентрировавшись на самых перспективных на данный момент направлениях. Этим и воспользовались наследники талантливого сэра Дж. С. Бэмфорда, родоначальника первых серийно выпускаемых экскаваторов-погрузчиков JCB. Именно в графстве Стаффордшир, на предприятии J. C. Bamford Excavators Ltd., более 34 лет назад появились первые английские телескопические погрузчики под брендом JCB Loadall. Поначалу они комплектовались двигателями Perkins, а уже позже появился JCB Dieselmax.

Первоначально британские «лоадаллы» предназначались для использования рядом с другими строительными машинами семейства JCB. Однако со временем они «освоились» и «подвинули» экскаваторы-погрузчики «с пьедестала» популярности на стройплощадках большинства стран ЕС. Причём, телехэндлеры из Великобритании хорошо известны нашим строителям и коммунальникам и относятся у нас к разряду ходовой спецтехники. А, благодаря боковому расположению двигателя и низкому расположению крепления стрелы, все новые британские «телескопы» отличаются очень хорошей круговой обзорностью, высокой устойчивостью при поднятом грузе и точностью в работе.

Основные особенности конструкции машин Loadall

Все погрузчики JCB сконструированы на прочной раме, обеспечивающей оптимальное распределение нагрузки. Гидроцилиндры наклона и выноса держатся на литых брусках, расположенных по ширине стрелы U-образного профиля, носовая часть которой имеет цельную конструкцию. Контрольные клапаны на гидроцилиндрах наклона, подъёма и выноса обеспечивают максимальную безопасность в случае разрыва шлангов. Особое внимание уделяется созданию сверхпрочного основания осей, которое предназначено для амортизации большого опорного давления во время длительных погрузочных работ.

Для быстрой смены навесных устройств погрузчики оборудованы простыми в работе адаптерами-каретками типа «конус-штифт» и гидравлическими муфтами. Индикатор момента нагрузки расположен в кабине на уровне глаз оператора, обеспечивая постоянный контроль устойчивости при вылете стрелы с грузом.

Любой «лоадалл» обладает высокой манёвренностью. Каждый из них комплектуется осями с жёстким ограничителем поворота колёс для более лёгких и устойчивых разворотов в режиме полного управления. А машины, предназначенные для перемещения бытовых отходов, комплектуются специальными шинами с усиленным протектором и боковинами. Благодаря отлаженной работе сервисно-сбытовой сети, машины поступают в Россию и другие страны.

Заимствуя удачные технические решения

Крупносерийное производство телескопических погрузчиков для любой страны является мерилом технологичности машиностроения и зрелости внутреннего рынка потребления. Недаром основными производителями таких машин являются США, Италия, Великобритания, Франция, Германия и Бельгия. В последнее время к ним стремятся присоединиться Китай (Cat-XCMG), Беларусь (Amkodor) и Россия (Chetra). Япония и Южная Корея предпочитают производить аналогичную продукцию под собственными брендами на предприятиях Аппенинского полуострова и в ФРГ, реализуя её «в одном пакете» с другими видами стройтехники.

В ЕС и США не один десяток сборочных предприятий выпускают телепогрузчики, откровенно заимствуя друг у друга удачные технические решения и часто используя одни и те же комплектующие. В Италии производят по крайней мере четыре собственных семейства телескопических погрузчиков – dDIECI, Faresin, Merlo и New Holland – плюс японские Komatsu и другие «иностранцы».

Итальянские «телескопы» New Holland экспортируются к нам предприятием, что расположилось в 1970-м усилиями Fiat Group «на каблучке» Итальянского «сапога», в г. Лечче. Впрочем, как и модели телехэндлеров Case, которые похожи друг на друга как «клоны». Оно и не удивительно, учитывая, что оба бренда принадлежат одному холдингу Case New Holland. Для заказчика разница заключается лишь в заказываемом «пакете», куда включаются другие виды строительной техники.

Итальянские мотивы сильны как никогда

Нельзя не помянуть и о совершенно уникальных итальянских телескопических погрузчиках Merlo. Это отдельное, мощное, самостоятельно развивающееся близ итальяно-французской границы направление данного вида машин. И не зря бренд этих «мерлинов» совпадает с маркой отменного французского вина Merlo, выращиваемого на склонах европейских Альп. Ведь уход за виноградниками тоже во многом возложен на эти машины.

Телехэндлеры Merlo комплектуются не только кабинами с собственным дизайном, что представляет собой весьма редкое явление у других производителей, но и компьютерной системой управления собственной разработки под знаковым именем Merlin.

Ну и, конечно, нельзя обойти вниманием бренд Faresin, модель FH 17.40 которого три года назад стала прототипом для первого российского «телескопа» Четра ПТС 4012 с 4-секционной стрелой. Однако у машины, собираемой в нескольких десятках километров северо-западнее Венеции, силовой агрегат состоит из немецкого дизеля Deutz

75 кВт и гидростатической трансмиссии западного производства, с электрическим управлением коробкой передач. А создатели «Четры» пошли по пути использования собираемого во Владимире финского двигателя Sisu и гидротрансмиссии российской разработки.

Тем не менее, у «Четры» и «Фарезина» одинаковая конструкция ходовой: передняя ось жёстко закреплена на раме, задняя – качающаяся, плюс планетарные приводы на обе оси с автоматической блокировкой дифференциала. Для защиты от опрокидывания использована специальная блокировочная система. Указанная итальянская модель теле- хэндлера в состоянии поднять двухтонный груз на высоту 17 м и 4-тонный – на 8,8 м. А «Четра» находится ещё на этапе разработки и установки двух- и трёхсекционных модификаций стрелы. В Чебоксарах и Кургане только сейчас, видимо, пришли к выводу о том, что проще идти «от простого к сложному», а не наоборот. Однако хочется надеяться, что результатом технического поиска станет развёртывание полномасштабного производства телескопических погрузчиков «Четра», а не крупноузловая сборка итальянских машин «с перспективой локализации производства компонентов».

Владимир ВДОВЕНКО

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация