Кто уберет город в кризис

Позади лето 2009 года, а атмосфера кризиса сохраняется в большинстве отраслей, в том числе и в автомобильной. Прошло уже достаточно времени с начала экономического спада, чтобы сделать какие-либо предварительные выводы о дальнейшем ходе развития отрасли, однако ситуация порой меняется настолько стремительно и неожиданно, что даже опытные участники рынка опасаются давать долгосрочную перспективу его развития

Marketing_01.01_1.jpg

Несмотря на все вышесказанное, даже при нестабильном состоянии экономики встречаются отрасли, в которых все процессы протекают планомерно и без каких-либо всплесков. Рынок машин городского коммунального хозяйства к таковым явно не относится. Данный материал посвящен анализу тенденций развития данной отрасли в январе — июне 2009 года.

Импорт машин городского коммунального хозяйства всегда занимал небольшую долю по сравнению с производством. Однако при анализе каждого месяца исследуемого периода с января по июнь 2009 года эта самая доля импорта составляла от 1 до 22%. Такие большие перепады вызваны подписанным 26 февраля 2009 года новым постановлением Правительства Российской Федерации за номером 174 «О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации в отношении моторных транспортных средств специального назначения». Ставка ввозных пошлин на грузовую спецтехнику (код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД) 8705), бывшую в употреблении, куда также входят коммунальные машины, теперь составляет 4,4 евро за 1 куб. см объема двигателя. Новые таможенные пошлины вступили в силу в начале апреля. На графиках очень хорошо видно реакцию рынка на подобные правительственные меры. Количество желающих получить технику по еще старым тарифам резко подскочило в марте, ситуация продолжилась и в апреле (видимо, не все желающие успели все оформить в срок). А уже в мае и июне четко прослеживается динамика количества потребителей, готовых покупать в кризис коммунальную технику и везти ее из-за границы по новым правилам – таковых осталось совсем немного.

В отношении экспорта можно отметить лишь отрицательную динамику. Покупателей отечественной коммунальной техники в других странах стало гораздо меньше.

Производство

Marketing_03.01_1.jpg 

В разное время в России насчитывалось до 40 предприятий, производящих коммунальную технику для городского хозяйства. С приходом кризиса их количество стало сокращаться. Несмотря на это среди лидеров все те же компании, которые на протяжении последних нескольких лет занимали ведущие позиции. Однако производственные показатели в первом полугодии 2009 года оказались ниже прошлогодних в этом же периоде на 58,2%.

Крупнейшим, как и прежде, остается Арзамасский завод коммунального машиностроения, отмечающий в 2009 году свое 75-летие. Его доля в производстве коммунальной техники в первом полугодии 2009 года составила 42,7%. На новые пошлины для ввозимой грузовой спецтехники предприятие отреагировало увеличением числа собранных машин в апреле почти в 2,5 раза. Именно за счет активности Арзамасского завода в апреле текущего года производство составило 136,5% относительно мартовских показателей.

Среди остальных представителей ведущей пятерки можно отметить значительное снижение производственных показателей Мценского завода коммунального машиностроения на 76,5%. Несмотря на рост оборонных заказов, не все складывается хорошо на Курганском заводе машиностроения в гражданском сегменте, как подтверждение – ни одной собранной коммунальной машины в июне 2009 года. Кроме того, с апреля остановилась сборка коммунальной техники на ОАО «Метровагонмаш», а с мая на ОАО «ПО Елабужский автомобильный завод».

Экспорт

Marketing_04.01_1.jpg 

Как уже было отмечено выше, экспорт машин для городского и коммунального хозяйства на протяжении всего периода с января по июнь 2009 года сокращался, и общее снижение составило порядка 84,8%. Что же касается возрастной структуры, то на экспорт идет в основном новая техника, «бэушной» вывезено всего 7 штук.

Среди основных групп самыми популярными остаются ассенизаторные и илососные машины (доля 58,7%), а также машины для содержания дорог (доля 38,5%). Стоит отметить, что самая крупная партия коммунальной техники была направлена в конце января в Казахстан и состояла из 12 вакуумных машин на шасси ГАЗ.

За первое полугодие было экспортировано всего 3 мусоровоза на шасси ГАЗ и КАМАЗ и всего 1 снегопогрузчик АМУР КО-206 М.

В страны СНГ в первом полугодии 2009 года было направлено абсолютное большинство коммунальной техники, предназначенной для экспорта: порядка 93%. Как и прежде, основным покупателем остается Казахстан. На его долю приходится 74,8% всего российского экспорта коммунальной техники. В Казахстан в первом полугодии 2009 года было ввезено 93% ассенизаторных и илососных машин, 49% машин для содержания дорог и по одному мусоровозу и снегопогрузчику. Узбекистан получил 7% российского экспорта техники: среди них 10 комбинированных машин на шасси КАМАЗ, из которых 5 моделей КО-823-02 и столько же КО-829Б-01. В Монголию было направлено 6 единиц техники на шасси КАМАЗ модели КО-829Б-04 и одна вакуумная машина КО-503В на шасси ГАЗ производства Арзамасского завода коммунального машиностроения, а также 2 комбинированных автомобиля, опять же на шасси камского предприятия (модель КО-823), произведенных в Мценске. Поставки в остальные страны носили, в основном, единичный характер, и большая часть техники была вывезена в 1 квартале 2009 года.

Импорт

Marketing_06.01_1.jpg 

Импорт, на мой взгляд, представляет наибольший интерес для анализа в первом полугодии 2009 года. Это связано, как уже было отмечено выше, с введением новых пошлин на грузовые автомобили специального назначения. Так как в данной группе ТНВЭД 8705 везется в основном техника, бывшая в употреблении (в январе — июне 2009 года доля «бэушных» коммунальных машин составила 91,2%), то после подписания постановления в конце февраля, затронувшего как раз данный сегмент, реакция участников рынка оказалась незамедлительной. В марте-апреле в Россию было импортировано практически 70% от всего полугодового объема машин городского коммунального хозяйства. Некоторые восприняли это как восстановление отрасли, другие еще больше насторожились. Дальнейшая реакция оказалась, в принципе, предсказуемой, однако никто не смог предвидеть, что падение будет настолько резким. В мае и июне в Россию было ввезено всего лишь 14 единиц коммунальной техники.

В импорте, так же как и в экспорте, преобладают ассенизаторные и илососные машины с долей в 63,4%. Машин для содержания дорог в Россию ввезено 24%. Интересно, что снегоуборочной техники было импортировано 29 единиц (21 машина была ввезена в марте — апреле), что составляет 9,1% — ну что же, «готовь сани летом…». Стоит отметить, что за весь период не было ввезено ни одного мусоровоза – теперь уже вряд ли это будет целесообразным, тем более что стоимость некоторых экземпляров и так высока, а при новых пошлинах – просто нереальна.

Основным импортером техники для городского коммунального хозяйства в Россию является Япония. На ее долю приходится 83,9% всех машин данного вида, ввезенных в первом полугодии 2009 года. Львиная доля принадлежит ассенизаторным и илососным автомобилям — 71,4%. Еще 18,8% в импорте занимают машины для содержания дорог. 26 из 29 снегоочистителей и снегопогрузчиков ввезено именно из Японии. Германия и Соединенные Штаты Америки импортировали в Россию 23 и 15 единиц коммунальной техники соответственно. На долю остальных стран приходится всего 4,1% импорта.

Среди марок шасси, представленных в российском импорте, лидируют японские бренды. Основными являются Mitsubishi, Isuzu, Hino, Nissan с соответствующими долями в 26, 23, 18 и 13%. Коммунальной техники на шасси немецких производителей Mercedes-Benz и MAN ввезено 13 и 9 штук соответственно.

Непосредственной близостью к азиатским странам объясняется лидерство Приморского края среди остальных регионов России по количеству импорта коммунальной техники в первом полугодии 2009 года с показателем в 228 машин, что составило 71,9%. Общее количество специальных автомобилей, направленных в регионы Дальневосточного федерального округа, составило порядка 83,6%. Еще около 11,7% импортной коммунальной техники было получено двумя столицами – Москвой и Санкт-Петербургом. В остальные округа осуществлялись разовые поставки, в основном под заказ.

В натуральном выражении видимое потребление машин для городского коммунального хозяйства в первом полугодии 2009 года составило 2570 единиц техники. Этот показатель значительно меньше, чем в предыдущие периоды. И если на импорт теперь надеяться не приходится, то государственная поддержка, направленная в регионы для закупки различного рода техники, в том числе и коммунальной, должна растрясти рынок и дать новый импульс в развитии отрасли.

В этой связи очень своевременным является Постановление № 253, подписанное Владимиром Путиным еще весной этого года, — «Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники». Согласно этому документу в 2009 году Правительство России планирует выделить порядка 20 млрд рублей на приобретение техники различного назначения для поддержки субъектов РФ во время мирового финансового кризиса, из них 8 млрд уйдет на закупку коммунальной техники. Уже известно, что Челябинская область получит для приобретения коммунальной техники 721,1 млн рублей, Курганская область — 138 млн рублей, Пермский край — 376 млн рублей. Также для закупки коммунальной техники и автотранспорта в Чеченской Республике планируется потратить практически 250 млн рублей, в Амурской области — 180 млн рублей, в Саратовской области — порядка 371 млн рублей, в Томской области — 200 млн рублей и в Краснодарском крае около 415 млн рублей. Заявки других регионов также рассматриваются, и уже в ближайшее время будут приниматься решения.

Не стоит забывать и об иностранных инвестициях. Два шведских гиганта, Volvo и Scania, уже сделали первые шаги по освоению производства мусоровозов в России. И если первые планируют осуществлять сборку на калужском заводе, то Scania метит в Люберцы. Причем стоит отметить, что первые опытные образцы уже увидели свет.

В свете вышесказанного остается только надеяться на полную реализацию задуманного, однако вряд ли стоит ожидать «чуда». При текущем состоянии рынка наиболее вероятно, что его емкость в 2009 году не превысит показатели в 6500—7000 единиц коммунальной техники.

Андрей Ловков,

коммерческий директор компании ID-Marketing

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация