Бульдозерные аристократы

Планировку грунта и перемещение больших его объемов в условиях бездорожья способен выполнить только бульдозер на гусеничном шасси. Неудивительно, что на возведении плотин, профилировании грунтовых поверхностей, засыпке траншей, на стройке во время нулевого цикла это самая распространенная машина.

04__________________________1.jpg

Приказ — на Запад

Выбрать бульдозер, соответствующий потребностям (то есть нужной мощности), просто, благо предложений сейчас на рынке предостаточно. В нынешних условиях тотального отсутствия заказов и неплатежеспособности строительных компаний вторичный рынок распух от почти новой техники, купленной ранее в лизинг. Среди этих машин немало высокопроизводительных и надежных европейских моделей всех тяговых классов Caterpillar, Liebherr, Komatsu, Dressta, Case и других. Если цена этих, почти новых, бульдозеров не привязана к курсу евро, то к ним вполне можно присмотреться, дешевле технику таких марок все равно не найти (разве что очень заслуженный экземпляр). А если ваш доход измеряется в валюте, то можно даже помочь зарубежным производителям в борьбе с кризисом и купить у них новую машину.

Первое, и главное, с чем следует определиться перед покупкой «европейца»,— тип отвала, который предполагается применять (это зависит от вида будущих работ), и необходимая для его эксплуатации мощность двигателя. Если типы отвалов планируется периодически менять, стоит выяснить их ассортимент, доступный к монтажу на данный бульдозер. Однако, по мнению заместителя главного конструктора ООО «ГСКБ ЧТЗ» Владимира Власова, «трудозатраты на установку бульдозерного оборудования на трактор перекроют возможную выгоду от подобного подхода. Конечно, если отвал полностью изношен (или сломан в результате ошибок эксплуатации), можно приобрести его отдельно. Вообще же срок службы отвала значительно превосходит долговечность трактора с такими его уязвимыми компонентами, как ходовая часть, гусеницы и катки. Обычна другая практика — можно или усилить отвал до категории скального, или использовать его на другом тракторе».

Выбирая отвал, необходимо оценить прочность грунта в месте работ, тягово-сцепные и скоростные характеристики бульдозера. Чем больше отношение тягового усилия трактора к длине ножа, тем более прочные грунты может разрабатывать бульдозер. Его тяговый класс определяется массой, конструкцией ходовой части и трансмиссией. Чем большая требуется производительность работы, тем выше должны быть рабочая и транспортная (особенно заднего хода) скорости перемещения бульдозера. Для оценки выбора отвала по возможности перемещения грунта с большой рабочей скоростью используется отношение мощности двигателя на объем грунта в призме волочения.

Поставляемые заводами комплекты бульдозерного оборудования состоят из отвала в сборе, толкающих брусьев в сборе с винтовым и гидравлическим раскосами и тягами, рукавов высокого давления, крепежных деталей и запасных частей. Покупая коренного «европейца», можно быть уверенным, что металлоконструкции бульдозерного оборудования выдержат удар о непреодолимое препятствие, а приводной агрегат избежит перегрузок благодаря автоматической адаптации скорости передвижения к требуемому тяговому усилию.

Отвалов — завались

Бульдозерное оборудование состоит из отвала, толкающей рамы с раскосами (или толкающих брусьев с раскосами и подкосами), гидроцилиндров подъема и опускания отвала, а также механизмов поворота отвала в горизонтальной и поперечной плоскостях и изменения угла резания (если они предусмотрены).

Наиболее распространенные неповоротные отвалы общего назначения — полусферический (для прочных грунтов) и прямой (без боковых щек, удлиненный по ширине и укороченный по высоте). В большей части оборудования с неповоротным отвалом предусмотрен гидроперекос — винтовая стяжка и 1—2 гидроцилиндра.

Более универсальны прямые отвалы без боковых щек, которые крепятся шарнирно к П-образной толкающей раме — поворотный, обычно с возможностью регулировки угла резания, и шестипозиционный, с регулируемыми углами поворота и перекоса (РАТ). Некоторые европейские модели снабжены модификацией последнего отвала (VPAT) — она позволяет менять угол резания ножей (с помощью регулировочных болтов), что может заинтересовать особо продвинутых пользователей.

«Угольный отвал работает с материалами, чей удельный вес меньше, чем у грунта,— говорит Владимир Власов.— Он имеет большую емкость, что достигается за счет сферической формы и увеличения ширины и высоты. Скальный — отвал меньшей емкости (так как скала имеет больший удельный вес) и, как правило, усиленной конструкции и меньшей ширины. У древесного отвала отсутствуют вертикальные боковые ножи для сохранения коры дерева при его перекатывании отвалом, уменьшена ширина для облегчения маневра в условиях леса».

Все эти и другие типы отвалов успешно освоены европейскими производителями. Угольные, например, выпускают компании Dressta и Liebherr. Торфяные — прямые удлиненные отвалы малой высоты с гидроперекосом, для перемещения торфа на мелиоративных полях — монтируются на тракторы Liеbhеrr болотоходных модификаций. Отвалы для уборки мусора (прямые, с увеличенной шириной и кривизной поверхности лобового листа и высоким козырьком) предлагают фирмы “Dressta” и “Liebherr”. Отвалы-корчеватели (обычно решетчатые с зубьями), предназначенные для извлечения из грунта крупных камней и пней, выпускают “Liebherr” и другие производители. Некоторые продвинутые отвалы имеют гидроуправляемые уширители, манипулировать которыми удобно при транспортировке бульдозера на трайлере.

Бульдозеры всех современных модификаций могут оснащаться рыхлителями, одно- или многозубыми.

Ему покажешь нож...

В нижней части лобового листа отвала закреплен съемный нож, заменяемый по мере износа. Рабочая поверхность ножа (износостойкий слой) формируется в результате наплавки порошка. Основа химического состава порошков большинства марок — железо. «В качестве основного металла используют “марганцовые”, инструментальные стали, так как они обладают подходящими механическими свойствами — высокой износоустойчивостью и упругостью,— рассказывает руководитель направления “ножи к отвалам бульдозеров и автогрейдеров” ЗАО “Курганстальмост” Евгений Слабунов.— Хотя ГОСТ допускает использование в производстве ножей марки Ст5пс(сп), но даже с наплавленной рабочей поверхностью ножи из этих сталей плохо себя зарекомендовали. Сейчас на рынке встречаются ножи в основном из сталей 65Г и Ст36Г2СР/CФ (специализированная ножевая полоса). ГОСТ не предъявляет к производителю требования достичь определенной твердости, но в результате испытаний, проведенных совместно с потребителями, мы пришли к значению 45-50 HRC (по Роквеллу). Не стоит забывать, что, повышая твердость, мы одновременно увеличиваем хрупкость, что приводит к сколам и микротрещинам. Многое зависит от специфики работы ножа — убирают им снег с дорожного полотна или работают на гранитном карьере. Сейчас мы используем стали, которые позволяют не наплавлять поверхность, так как их механические свойства соответствуют требованиям потребителей. Но совсем от наплавки отказываться не стоит — в тяжелых условиях работы ножа она необходима».

Ножи на все типы отвалов для импортной техники производит итальянская фирма “Berco”. Они отличаются высоким качеством и наиболее доступны по цене. Из наших заводов следует отметить ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», который заключил контракт с компанией “British Steel” и, по мнению специалистов, выпускает самые качественные ножи в России. Срок их службы в три раза больше, чем у обычных ножей, но и стоят они дороже.

Ножи и коронки для бульдозеров, рекомендованные многими производителями к монтажу, выпускаются также фирмой “SAAB”. Приобретение европейского бульдозера в нормальной ситуации, то есть при наличии средств и фронта работ, способно стать неплохим вложением капитала.

Кстати

Колесные бульдозеры используются на более легких грунтах и работах по зачистке. Более легкие работы соответствуют меньшим тяговым возможностям, повышенным скоростям и уязвимости резиновых покрышек. Они имеют много общих узлов и агрегатов с пневмоколесными погрузчиками, в том числе и шарнирно сочлененную раму. На передней ее части монтируется бульдозерное оборудование, на задней — кабина, моторный отсек и трансмиссия.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация