Прицепной мини экскаватор: особенности конструкции и разновидности

Экскаватор – давнее изобретение. Он пришёл на замену ручному труду и стал одной из самых востребованных землеройных машин. Есть различные классы этой техники, среди которых – прицепные. Они отличаются тем, что не имеют собственного двигателя для перемещения и, считается, что именно эти машины стали прародителями всего класса мини экскаваторов.

История возникновения

Прицепной мини экскаватор Smalley 5

Свою историю эта спецтехника начала на берегах туманного Альбиона. В 1959 году инженер и владелец одноимённой фирмы Ричард Смолли придумал разместить экскаваторное оборудование на прицеп. Он установил бензиновый двигатель и систему гидропривода на раму с двумя колёсами, сверху поставил сиденье, прикрепил к нему стрелу с ковшом и ноги-аутригеры. Данное приспособление быстро начало вытеснять лопаты, особенно в похоронных компаниях.

Уже к середине 60-х годов прошлого века на оборудовании появилась полноценная кабина для оператора и механизм поворота на 360 градусов. Именно полноповоротный Smalley 360, представленный в 1965 году, получил звание первый в мире прицепной мини экскаватор.

За популярностью в Англии пришла и мировая известность. За два года – 1967 и 1968 – только в Японию компания реализовала 150 прицепных мини экскаваторов Smalley 5. Они оснащались уже дизельными двигателями и имели объём ковша 5 куб. футов (0,14 м3).

Вообще, прицеп экскаватор не только завоевал свою нишу, но и стал базой для дальнейшего развития и создания мини техники.

Что такое прицепной мини-экскаватор

Прицепной мини экскаватор на буксире

Прилагательное прицепной в названии мини экскаваторов говорит о том, что это несамоходная техника. Ее перемещение с одного участка на другой осуществляется с помощью транспортного средства. И в отличии от гусеничных, этим экскаваторам для транспортировки даже легковым автомобилем прицеп не требуется. База имеет колёса и может перевозиться на буксире любим транспортом. Хотя использовать стандартный прицеп для его транспортировки тоже можно.

Во время работы, прицепной экскаватор должен перемещаться по рабочей площадке. Из-за отсутствия движителя, эта процедура требует определённых навыков. Оператор немного подбирает опоры, выносит ковш вперёд и подтягивает им прицеп. Это можно сделать и вручную, но некоторые модели имеют вес более двух тонн.

Области применения

Прицепной мини экскаватор роет траншею

Главное предназначение мини экскаваторов — выполнение работ небольшого объема. Кроме того, они отлично подходят для работ в ограниченном пространстве или труднодоступных местах, куда большую и тяжёлую технику сложно доставить.

Основными областями применения являются:

  • работы в замкнутых пространствах – внутри зданий, в шахтах, тоннелях, котлованах;
  • рытьё ям и траншей, в т.ч. при ремонте или прокладке коммуникаций;
  • работы по ландшафтному дизайну, рытьё искусственных водоемов;
  • землеройные работы на мягких грунтах;
  • работы на приусадебном участке;
  • благоустройство территорий.

Небольшая площадь занимаемого пространства прицепных экскаваторов позволяет применять их в работах на проезжих территориях и автомобильных трассах, без перекрытия движения. Вследствие этого они востребованы для установки дорожных знаков и ограждений.

С их помощью решаются задачи благоустройства дворов, высадки деревьев. Нередко эту технику задействуют в работах по сносу зданий, в основном одноэтажных построек и межэтажных стен или перекрытий.

Востребованы экскаваторы на прицепах и для лесной промышленности. При небольших объёмах, уборки валежника их использование экономически более оправдано, чем применение КМУ.

Как и для обычных мини экскаваторов, на машины прицепы могут устанавливаться не только ковши, но и другое навесное оборудование. Это также расширяет сферы применения машин. Среди самых популярных навесок – бур, гидромолот, грейферный захват

Конструктивные особенности

Прицепной мини экскаватор: схема узлов

Конструкция мини экскаватора прицепного представляет собой несущую раму, на которую установлены двигатель для работы механизмов, гидравлическая система, опорно-поворотное устройство (для полноповоротных моделей), колёсная база из двух или четырёх колёс и навесное оборудование – стрела с ковшом.

Обратите внимание, устойчивость техники обеспечивают выносные опоры и колеса.

Прицепные экскаваторы бывают трёх видов:

  • с поворотом стрелы, установленной на жесткой раме;
  • с полноповоротным механизмом, позволяющим поворачивать платформу на 360 градусов;
  • устанавливаемые на автоприцеп.

Некоторые эксперты относят к ним и навесные экскаваторы, устанавливаемые на трактора. Они представляют собой отдельное навесное оборудование, работающее от вала отбора мощности (ВОМ). Однако считать их прицепными некорректно, поскольку работать они могут неотъемлемо от базовой машины.

Два человека перемещают прицепной мини экскаватор

Главное отличие мини-экскаваторов прицепных от самоходных моделей в том, что их легче перемещать с одного участка на другой. В случае необходимости прицеп цепляют к легковому и грузовому автомобилю, трактору или даже квадрациклу и перевозят в другое место.

Преимущества и недостатки такой техники, отзывы владельцев

Полноповоротный прицепной мини экскаватор

Самое большое преимущество прицепных экскаваторов – их мобильность и универсальность. А ещё стоимость. В конструкции отсутствуют движители, что снижает начальную стоимость оборудования. Да и стоимость владения такой техникой ниже чем у мини экскаваторов, поскольку нет необходимости обслуживать ходовую часть. Да и двигатель менее мощный, а значит ниже расход топлива.

К преимуществам также стоит отнести:

  • эксплуатацию на разных типах грунтов;
  • многофункциональность;
  • простота в работе и транспортировке;
  • компактность размеров, есть модели с небольшой собственной массой;
  • наличие дополнительного, легко заменяемого навесного оборудования;
  • не требуют трудоемкого технического обслуживания.

Что касается минусов, то к недостаткам стоит отнести:

  • мало мобильность, что затрудняет эффективное использование отдельных типов навесного оборудования и сложность перемещения по рабочему участку;
  • небольшое отрывное усилие, которое затрудняет работу на твёрдых грунтах;
  • необходимость регистрировать в ГИБДД – это всё-таки прицеп.

Автор: Антон Панов

Поделиться
Подпишись на Я.Н