Основные сведения об автомобильных тралах: виды, характеристики
При проведении строительных и дорожных работ применяется различная спецтехника. Чтобы доставить её до места работ используются специальные транспортные средства – тралы. Существуют разные виды этой прицепной техники, которые отличаются типом конструкции, габаритными размерами, назначением. Ведь трал – это не только средство перемещения техники. С их помощью перевозят крупногабаритные и тяжеловесные грузы.
Содержание статьи
Трал – что это за техника
Что же такое автомобильный трал — это транспортное средство, представляющее собой прицеп или полуприцеп со специальной платформой. Они предназначены для грузоперевозок техники, машин, крупных промышленных элементов, электрогенераторов, строительных вагончиков и даже домов.
На трале можно разместить перевозимый груз шириной более 2,6 м и высотой до 4 метров и больше. В случае с колёсной или гусеничной техникой погрузо-разгрузочные работы могут проводится без использования грузоподъёмных машин. Используя аппарели (сходни, трап) бульдозер или дорожный каток самостоятельно заезжает на платформу.
Какими бывают тралы
К основным параметрам данной техники относят габариты трала. Ширина платформы такого транспортного средства обычно находится в пределах 2,5–3,5 м. У тяжеловозов может достигать от 3,5 до 4,1 м, увеличиваясь уширителями. Средняя рабочая длина трала – от 10 до 16–17 м. Однако есть полуприцепы, длина которых составляет 22 м, а у тяжеловозов с раздвижной телескопической платформой – 35 м. Грузоподъёмность может достигать 200 тонн.
Кроме того, автомобильные тралы классифицируются по нескольким признакам:
- количеству осей;
- грузоподъёмности;
- типу подвески;
- виду рамы.
Количество осей трала
От количества осей трала зависит уровень давления транспортного средства на поверхность. Тралы, которые перемещаются по дорогам общего пользования обычно монтируются на 2-4 осях. В большегрузных может использоваться до восьми. Чем больше мостов, тем более равномерно распределяется нагрузка.
Обратной стороной является худшая управляемость многоосного трала и повышенные расходы на содержание. Для уменьшения радиуса поворота, на тяжеловесных тралах ставят подруливающие мосты.
Грузоподъёмность
В зависимости от грузоподъёмности выделяют четыре основных разновидности тралов:
- лёгкие, способные перевезти до 25 т груза, применяемые для транспортировки гусеничной, коммунальной, компактной техники, крупногабаритного, но не тяжёлого оборудования;
- средние, предназначенные для перевозки грузов весом 25–45 т;
- тяжёлые, перевозящие грузы от 40 до 110 т, такие как тяжёлая строительная и карьерная техника;
- сверхтяжёлые – грузоподъемность такого трала, представляющего собой многоосный полуприцеп превышает 110тонн. Их производят в основном по спецзаказу, а максимальная грузоподъёмность ограничена возможностями тягача и условиями перевозки.
Тип подвески
Различаются полуприцепы и по типу подвески. На тралах применяются четыре разновидности:
- рессорная, которая отличается недорогим обслуживанием и длительным сроком службы. Но при движении на груз действует сильная вибрация;
- пневматическая, обеспечивающая плавный ход и минимальное влияние неровностей дороги на груз;
- гидравлическая, хорошо подходящая для тяжёлых и сверхтяжёлых тралов;
- балансирная, чаще применяется на высокорамных тралах лёгкого и среднего класса.
Рама трала
Один из главных габаритных размеров трала – его погрузочная высота. По этому показателю все модели делятся на низкорамные и высокорамные. У первых платформа располагается на расстоянии 40–90 см выше уровня земли, у вторых — не меньше 1 метра.
Устройство низкорамного полуприцепа
К особенностям техники с низкой рамой относят наличие усиленной ходовой части. Подвеска – чаще всего пневматическая или гидравлическая. Основные размеры низкорамного трала такие же, как для высокорамного – но высота погрузки не превышает 900 мм. Есть приспособления для самостоятельного заезда техники — аппарели. Количество осей соответствует грузоподъёмности и габаритам низкорамника.
Преимуществами моделей с пониженной высотой являются:
- погрузка колёсной техники своим ходом, что позволяет обойтись без крана;
- высокая грузоподъёмность;
- небольшая высота, позволяющая перевозить более высокие грузы через тоннели, под мостами и эстакадами;
- низкий центр тяжести и более высокая устойчивость на дороге.
Несмотря на множество преимуществ, у этого вида тралов есть и недостатки. В частности, небольшой клиренс и, как следствие, низкая проходимость. Из-за габаритов низкорамных тралов, грузоперевозки ими по пересечённой местности затруднительны.
Также, стоит отметить невозможность перевозки мелкоштучных товаров и грузов, чувствительных к воздействию окружающей среды.
Отличия и устройство высокорамного трала
Несколько иную конструкцию имеет высокорамный трал. Подвеска данного полуприцепа усиленная и может быть балансирной или пневматической. Ходовая часть рассчитана на высокие нагрузки, шины предназначены для движения вне дорожного полотна. Число осей у них обычно не превышает пяти. Дорожный просвет увеличенный, чтобы обеспечить высоту трала от земли не меньше 1 м.
К преимуществам высокорамных транспортных средств относят:
- хорошую проходимость транспортного средства по плохим дорогам и бездорожью;
- наличие дополнительных бортов;
- возможность установки кранов-манипуляторов и другого оборудования, упрощающего погрузку и разгрузку.
Недостатком этого типа тралов считают меньшую по сравнению с низкорамными моделями грузоподъёмность. Они крайне редко способны транспортировать более 105–110 тонн. К тому же, из-за большой погрузочной высоты транспорту сложнее проходить под мостами или эстакадами, проезжать по тоннелям. Также, они менее устойчивы на дороге, поскольку имеют высокий центр тяжести.
Особенности грузоперевозок тралом
При перевозке грузов с помощью любого вида полуприцепов требуется соблюдать ряд правил:
- Размещение груза должно осуществляться с учётом распределения нагрузки по осям.
- При перемещении тяжеловесных грузов, масса которых превышает 44 тонны, по дорогам общего пользования на транспортное средства требуется специальное разрешение.
- Части перевозимых объектов, выступающих за края платформы, маркируются знаками прямоугольной формы с расположенными по диагонали красными и белыми полосами.
- Груз тщательно закрепляется, чтобы избежать его смещения при транспортировке.
- Перевозимые объекты не должны создавать помехи для управления тягачом, закрывать номера, сигнальные устройства и элементы системы освещения.
- Если ширина трала превышает 3,5 метра, а длина – 24–30 метров, применяется специальный автомобиль сопровождения. Машина следует перед тягачом, чтобы предупреждать о перемещении негабаритных объектов других участников движения.
- Если габариты груза больше 4 м, полуприцеп или колонну сопровождает автомобиль ДПС.
- Для перевозки негабаритных грузов требуется согласовывать маршрут движения, который учитывает проезд автопоезда по дорогам имеющим сужения или ограничение по высоте.
Автор: Андрей Соломин