Основные тенденции на рынке строительных погрузчиков

Рынок строительной техники по-прежнему остается одной из самых обсуждаемых тем для машиностроителей. Это неудивительно, ведь падение показателей по некоторым направлениям составило более 90%. Причина уже стала банальной, однако до сих пор эту проблему не удается решить — мировой финансовый кризис. В продолжение тематики для сегодняшнего обзора был выбран рынок строительных погрузчиков.

Фронтальный погрузчик

В современном понимании погрузчик — это высокопроизводительная машина, обладающая такими параметрами, как маневренность, мобильность и транспортабельность, предназначенная для землеройных работ, погрузки и переработки разнородных материалов. В дополнение ко всему, погрузчик может работать в бульдозерном режиме, транспортировать грузы в ковше, а также буксировать прицепы или другое оборудование на небольшие расстояния. Стоит сразу отметить, что в данной статье речь будет идти обо всех строительных погрузчиках независимо от грузоподъемности, вида базового шасси и типа ходового устройства.

В начале анализа хотелось бы обратиться к высказыванию главы Министерства финансов РФ Алексея Кудрина: «Вне зависимости от данных подтверждаю, что третий квартал будет кварталом роста по сравнению со вторым кварталом, мы можем говорить о выходе из рецессии». Позитивные настроения главного финансиста страны не могут не найти отклика среди участников рынка. Однако теория и практика зачастую расходятся, и понимание выхода из затяжного кризиса для одних — это всего лишь временная пауза перед более глобальными изменениями для других.

Уже при первом взгляде на динамику развития отрасли можно сделать вывод, что рынок строительных погрузчиков во многом зависит от иностранных компаний. В подтверждение тому — практически троекратное преимущество импортных поступлений в нашу страну над производственными показателями отечественных предприятий.

ПРОИЗВОДСТВО

Производство строительных погрузчиков в России за первые 9 месяцев 2009 года сократилось на 74,6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Тем не менее стоит отметить рост показателей в третьем квартале 2009 года, притом, что показатели первых двух находились практически на одном уровне. Увеличение количества собранных погрузчиков в июле — сентябре 2009 года произошло в основном за счет Челябинского завода строительно-дорожных машин, который произвел в указанном периоде около половины от всех единиц техники. А вот на «ЕлАЗе» за январь — сентябрь 2009 года собрали всего 5 погрузчиков на шасси «Беларусь», что ниже прошлогодних значений почти на 95%.

За январь — сентябрь 2009 года было отгружено 249 погрузчиков, что выше производственных показателей на 4 шт. Однако остаток на складах, равный более 220 погрузчикам, напоминает о сложностях продаж строительной техники в период экономического дисбаланса. Поэтому, если ситуация в дальнейшем останется без изменений, то вполне стоит ожидать снижения выпуска погрузчиков.

ЭКСПОРТ

Экспорт строительных погрузчиков из России составил 111 единиц техники. Можно было бы сказать, что его доля в производстве составляет 45%, если бы не одно «но». При детальном анализе поставок выявилось, что число российской техники из общего количества экспортированных погрузчиков составляет всего 53 шт. 34 из них — производства ОАО «Курганмашзавод», который (по данным «Союза машиностроителей») за 9 месяцев 2009 года собрал всего 2 строительных погрузчика. Кроме того, из отечественной техники было вывезено 6 погрузчиков ЧСДМ и 3 погрузчика ЧТЗ.

Иностранные компании даже в российском экспорте на ведущих позициях. Из России было вывезено 8 погрузчиков Komatsu, по 6 погрузчиков SEM и Caterpillar, а также по 5 погрузчиков Bobcat и Амкодор.

В целом 2009 год в экспорте отметился отсутствием каких-либо закономерностей и четких тенденций в развитии. В подтверждение тому можно отнести тот факт, что покупатели в основном разово приобретали технику единичными поставками. Исключением стали официальный дилер ОАО «ЧЕТРА — Промышленные машины» в Казахстане и Китайская нефтяная корпорация, закупившие 18 и 10 строительных погрузчиков соответственно.

Динамика российского рынка погрузчиков в январе — сентябре 2009 г., в шт.

ИМПОРТ

Российский парк погрузчиков пополняется в основном за счет иностранных поступлений, поэтому на импорте остановимся более подробно. Как уже было отмечено выше, показатели ввоза строительных погрузчиков превышают производственные практически в 3 раза. Лидером по количеству ввезенной техники является марка Bobcat, доля которой составляет 16%, а модельный ряд представлен практически 20 различными видами техники. Тем не менее самой популярной моделью в импорте американского производителя стала S175 (52 штуки). Стоит отметить, что основная часть погрузчиков произведена в Соединенных Штатах, однако присутствуют 47 единиц, собранных на открывшемся в начале 2008 года заводе в Чехии для поставок техники в Европу, страны Ближнего Востока и Африку. Российскими получателями 67 погрузчиков стали две компании, занимающиеся арендой спецтехники, еще 32 достались дилеру марки в Калининградской области. Таким образом, на долю трех участников внешнеэкономического рынка приходится импорт 85% строительных погрузчиков марки Bobcat.

Второй по объемам ввоза является китайская марка LongGong с долей 11%. Основными моделями данной марки стали погрузчики CDM-833 (35 шт.) и CDM-855 (34 шт.) в различных модификациях. Причем 92% погрузчиков LongGong получила компания, являющаяся с 2005 года эксклюзивным дистрибьютором марки в России.

Модельный ряд Komatsu, занимающей 7% импортного рынка, состоит из большого количества различных модификаций погрузчиков, однако 15 единиц техники представлены моделью WA-100. Из общего количества было ввезено только 4 мини-погрузчика. Большинство техники японского производителя было получено индивидуальными предпринимателями, официальный дилер импортировал в начале года лишь 6 единиц техники.

Для того чтобы расположиться на четвертой позиции среди ведущих импортеров строительных погрузчиков, под брендом Caterpillar было ввезено 42 единицы техники. Среди получателей отметились «Норильский никель», «Цеппелин Русланд» и «Сахалин Машинери». Всего этими компаниями было получено 16 погрузчиков, а остальными покупателями преимущественно единичных поставок стали еще 20 российских компаний. Что касается марки Changlin, замыкающей пятерку ведущих брендов с долей 5%, то здесь самой популярной моделью стал погрузчик ZL30F.

Хотелось бы отдельно отметить одну поставку, тем более что таковых не только в кризис, но в во время финансовой стабильности не так уж и много. Речь идет о производителе самого большого погрузчика в мире, американской компании Le Tourneau Technologies, Inc. (LTI). В данном случае в Россию был ввезен самый «маленький» карьерный погрузчик, производимый предприятием,— L-950, грузоподъемность которого при эксплуатационной массе в 106,5 т составляет почти 25 т. Стоимость такой машины доходит до 2 млн долларов.

Есть еще один интересный экземпляр 1961 года выпуска под маркой Mitsubishi, которому скоро в пору «справлять» пятидесятилетие. Это к разговору о сроках службы иностранной техники. Бывают и такие исключения.

Импорт основных марок погрузчиков в январе — сентябре 2009 г.

Если в некоторых отраслях машиностроения китайские импортеры несколько «просели», то на рынке строительных погрузчиков эта страна продолжает удерживать ведущую позицию. И это несмотря на достаточно скромное присутствие представителей «Поднебесной» среди лидеров. Все объясняется многообразием китайского рынка погрузчиков, и в подтверждение тому данные по импорту за первые 9 месяцев, которые показывают, что за этот период в Россию было ввезено более 20 различных марок, суммарная доля которых составила 31%.

В Соединенных Штатах было произведено 160 строительных погрузчиков, импортированных в нашу страну в январе — сентябре 2009 года. Самыми популярными стали такие марки, как Bobcat (68 шт.), John Deere (27 шт.), Case (26 шт.), Caterpillar (19 шт.) и Mustang (10 шт.). Особо хотелось бы отметить американскую компанию John Deere, которая в сложный для мировой экономики период решила выйти на российский рынок строительной техники. Первые поставки техники были отмечены в мае, а уже в июне все желающие могли увидеть новенькие образцы погрузчиков на выставке СТТ-2009. Несмотря на то что официальным представителем марки в России является компания «Универсал-Спецтехника», получателем погрузчиков выступил филиал сельскохозяйственного подразделения американской компании в России.

Импорт строительных погрузчиков японского производства наполовину обеспечивается тремя компаниями: Komatsu (43 шт.), TCM и Furukawa (по 17 шт.). А вот Чехия попала в список ведущих производителей за счет американских партнеров, расположивших на территории этой страны завод по производству компактных погрузчиков Bobcat, о котором упоминалось выше. Всего за первые 9 месяцев 2009 года таковых было ввезено 47 штук.

Основные страны — производители погрузчиков в российском импорте в январе — сентябре 2009 г.

В отношении распределения поставок импортных погрузчиков по регионам наблюдается несколько нестандартная картина для ситуации, когда лидирует азиатская страна. К тому же общая суммарная доля Китая, Японии и Республики Корея, именно как стран — отправителей техники, составляет 54,8%. Как правило, в таких случаях регионы Дальневосточного федерального округа лидируют.

По итогам января — сентября 2009 года ведущим получателем техники стала Москва. Связано это прежде всего с расположением в городе крупных импортеров по итогам того же периода, среди которых ЗАО «Национальная арендная компания», ООО «Спецтехника» (филиал корпорации «Джон Дир Агрикалчерэл Холдингз»), ООО «Астра-Техно», ЗАО «Амкодор-Оптим». Также среди получателей большое количество официальных представительств других компаний, имеющих свои центральные офисы именно в Москве, однако по своим объемам уступающих вышеперечисленным фирмам. Среди марок на первом месте Bobcat (69 шт.), далее уже с некоторым отрывом идут погрузчики John Deere (20 шт.) и Doosan (15 шт.). Всего же на ведущую тройку приходится 63,8% импорта в Москву.

Вторая позиция Свердловской области обусловлена крупными поставками строительных погрузчиков LongGong (73 шт.). Всего же регионом было получено 78 единиц техники. Доля Сахалинской области составила 9%, а основным поставщиком выступила Япония, направившая 56 погрузчиков десяти различных марок, среди которых выделились Komatsu (17 шт.) и Furukawa (10 шт.). 9 погрузчиков были ввезены под брендом Caterpillar, из которых 7 произведены в Японии на заводе в Акаши, принадлежащем компании SHIN CATERPILLAR MITSUBISHI Ltd. (SCM) — совместному предприятию Caterpillar и Mitsubishi Heavy Industries.

Импорт в Приморский край не отличается разнообразием стран отправления, зато по количеству марок этот регион один из ведущих, их 19, основные среди которых Komatsu, Toyota и TCM. Из 45 погрузчиков, полученных Калининградской областью, 34 под маркой Bobcat, 3 погрузчика JCB и 2 погрузчика CASE.

Основные регионы — получатели погрузчиков в российском импорте в январе — сентябре 2009 г.

За первые 9 месяцев 2009 года видимая емкость рынка составила 846 единиц техники. Вспоминая ранее упомянутое высказывание Алексея Кудрина, можно отметить, что отчасти его слова применимы к ситуации на рынке строительных погрузчиков: производство в 3 квартале 2009 года по отношению ко второму выросло на 33%, а импорт сократился на 37,4%. Вроде бы идем по намеченному курсу, однако превосходство импорта в натуральных показателях все еще очень велико.

Учитывая тот факт, что остатки на складах немногим меньше значений отгрузки предприятиями за январь — сентябрь 2009 года, при неизменных тенденциях и стабильном импорте уже в ближайшее время может начаться снижение выпуска строительных погрузчиков. Тем более что доллар продолжает снижаться, а вслед за этим иностранные производители будут предлагать более удобные условия покупки. На одной только разнице курсов отечественный производитель может потерять многое. Остается популярный в последнее время способ регулирования рынка, который уже применили в начале 2009 года в отраслях грузового, легкового и автобусного машиностроения, а позднее на рынке грузовой техники специального назначения — увеличение ввозных пошлин. На вышеупомянутых рынках на фоне кризиса удалось значительно сократить импортные потоки. Но для российских компаний эти меры оказались не такими эффективными, как хотелось бы.

Андрей Ловков,
коммерческий директор ID-Marketing

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация