Анализ российского рынока грузовых автомобилей массой более 6,5 тонн

Основное назначение грузовых автомобилей связано, прежде всего, со строительной отраслью и отраслью автомобильных грузоперевозок, темпы развития которых за последний год снизились. Рост процентной ставки и ужесточение условий кредитования на фоне мирового финансового кризиса поставили много сложных вопросов для большинства отраслей экономики и промышленности, в том числе и для строительной, которая в большей степени завязана на заемных отношениях. Невозможность получить кредит свела на нет строительство многих незавершенных объектов, а, следовательно, пострадали от этого и сопутствующие отрасли, в том числе и грузовое автомобилестроение. Что касается грузоперевозок, то вторичность этого рынка и его зависимость от изменений объема производства и строительства усилили продолжающееся с 2006 года падение показателей, в итоге составившее, по данным Министерства транспорта РФ, около 20%.

Негативные факторы, влияющие на рынок грузовых автомобилей, общее снижение деловой активности, предопределили основной вектор развития отрасли в 2009 году. Неизбежность падения показателей заставила производителей и импортеров увидеть «оборотную сторону медали».

После успешных 2006 и 2007 годов неожиданный поворот в кардинально противоположном направлении показал неготовность отрасли к подобным изменениям. Еще в начале 2009 года генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин следующим образом прокомментировал ситуацию на рынке: «…За последние два года мы — и производственники, и продавцы, и менеджеры — видимо, слегка расслабились. Покупатели чуть не по полгода стояли в очереди за нашей продукцией. Такой сладкой жизни мы не видели давно! Придется идти за клиентом, повышать качество продукции, совершенствовать сервис...». Уже сейчас можно говорить о первых результатах работы — все тот же КАМАЗ с начала 2010 года начал выпуск грузовиков с рестайлинговой кабиной. В этом случае кризис выступил своеобразным ускорителем затянувшихся ранее процессов.

Общая картина на рынке грузовых автомобилей среднего и тяжелого классов представлена более чем троекратным преимуществом российского производства над импортом. В 2009 году в России было собрано свыше 39 тысяч грузовиков полной массой от 6,5 т. Общая динамика развития отрасли, после провала в начале 2009 года, направлена на увеличение и стабилизацию объемов на уровне более 3 тыс. автомобилей в месяц. Дополнительный импульс для «производственников» придало постановление Правительства России от 05.12.2008 г. № 903 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении некоторых моторных транспортных средств», вступившее в силу 12 января 2009 года. Согласно постановлению пошлины на импортируемые грузовые автомобили были значительно увеличены, что на фоне сложной экономической обстановки как в России, так и во всем мире должно было смягчить ситуацию на рынке для российских производителей. Импорт грузовиков полной массой свыше 6,5 т остановился u1085 на уровне 12 805 автомобилей, что сопоставимо по объемам с импортными показателями лучших месяцев 2007 — начала 2008 гг. Огромные запасы ранее ввезенной техники при падении спроса в совокупности с новыми пошлинами сделали импорт малоприбыльным занятием практически в одночасье.

Производство

Производство грузовиков в России полной массой свыше 6,5 т составляет 43% от всего объема выпуска грузовой техники. Несмотря на сокращение производственных показателей, традиционным лидером на рынке тяжелых и среднетоннажных грузовиков является ОАО «КАМАЗ». Его доля в 2009 году составила порядка 59%, что в натуральном выражении чуть превысило значение в 23 тысячи единиц техники. В течение всего года предприятие работало в режиме неполной рабочей недели, при этом среднемесячные показатели российского гиганта в автомобильной промышленности составили более 2000 грузовиков. Данная цифра взята без учета августа, который был выбран руководством компании нерабочим. По словам Сергея Когогина, это никак не связано со спадом экономики в стране, а отражает лишь новые идеи при планировании производства. На второй позиции АЗ «Урал», основу выпуска которого составляют тяжелые грузовики полной массой свыше 15 т. За 2009 год предприятие собрало 6553 грузовых автомобиля. 74% произведенных предприятием грузовиков представлены маркой полноприводного бортового автомобиля «Урал-4320» (полная масса 15,5 т) с колесной формулой 6x6.

Горьковский автомобильный завод выпускает четыре модели автомобилей интересующей нас категории, среди которых основной является ГАЗ-3309 (собрано 3692 грузовика). Также в гамме выпускаемой продукции за 2009 год присутствуют ГАЗ-33086, ГАЗ-3307 и ГАЗ-33104, полная масса которых превышает 6,5 т. Общий объем выпуска данных моделей составил 4570 грузовиков. Завод имени Лихачева произвел в 2009 году 2239 грузовых автомобилей, что позволило ему занять четвертую позицию с долей в 6%. Предприятие специализируется на выпуске среднетоннажных грузовиков, основная модель среди которых ЗиЛ-433360 полной массой 11,2 т. Совместное российско-японское предприятие «Северсталь — ISUZU», контрольный пакет акции которого принадлежит ОАО «СОЛЛЕРС» (бывший ОАО «Северсталь авто»), расположенное на территории Особой экономической зоны «Алабуга» (г. Елабуга, Татарстан), замыкает пятерку ведущих производителей. Предприятие занимается производством полного модельного ряда коммерческой техники ISUZU. Особо хотелось бы отметить, с одной стороны, новичка среди российских производителей, а с другой — опытного мирового игрока на рынке грузовой техники — компанию Volvo, которая стала первой иностранной компанией, начавшей полномасштабное производство грузовой коммерческой техники в России.

Открытие завода в Калуге в начале 2009 года совпало с новым экономическим кризисом, который практически остановил продажи грузовой техники как в России, так и в других странах. В итоге за 12 месяцев прошедшего года на заводе было собрано 223 автомобиля (импорт Volvo в Россию по итогам 2009 года составил 2080 единиц техники). Совместное российско-итальянское предприятие «Ивеко — АМТ» (бывшее ООО «Ивеко — УралАЗ») выпустило в 2009 году 297 грузовых автомобилей «Ивеко-Урал».

Импорт

Стоянки большинства иностранных производителей грузовиков после «большого завоза» 2007 и 2008 гг. заполнены автомобилями, которыми при текущем положении дел можно будет торговать не один год. В сложившейся ситуации наблюдаются некоторые перестановки среди ведущих импортеров прошлых лет. Стоит отметить, что первые семь марок представляют так называемую «большую семерку», общая доля которой в импорте за 2009 год составила более 70%.

Лидером среди импортеров является Volvo. За весь 2009 год, как уже отмечалось выше, в Россию было ввезено свыше 2000 грузовиков данной марки, основу модельного ряда которой составила серия FH. 2—3 года назад была бы неожиданной вторая позиция голландской марки DAF, однако текущая ситуация на рынке за год преподнесла уже не один сюрприз. Констатируя факт, отмечаем, что u1087 по итогам 2009 года в Россию было ввезено свыше 1800 грузовиков DAF, из которых более 1150 относятся к модельному ряду XF 95.430.

Один из прошлогодних лидеров, постоянно соперничающих за ведущие позиции с Volvo, марка немецких грузовиков MAN, подвела итоговые показатели 2009 года с третьим результатом в 1439 импортированных автомобилей.

За 2009 год в Россию было импортировано 1226 грузовиков марки Renault. Модельный ряд представлен грузовиками Renault Premium и Renault Magnum, которые составили основу ввозимой в Россию в 2009 году грузовой техники данного производителя. Под марками Mercedes-Benz, Scania и Iveco было импортировано 1062, 930 и 574 грузовых автомобиля полной массой свыше 6,5 т соответственно.

Среди стран — производителей грузовых автомобилей на первом месте находится Германия, где было собрано 2814 автомобилей, предназначенных для российского рынка в 2009 году. Немецкие марки MAN и Mercedes-Benz в общей совокупности обеспечили своей стране лидирующие позиции. Кроме того, в Россию было ввезено 257 грузовых автомобилей Iveco, собранных в Германии, являющейся одной из европейских стран, где расположено производство итальянского предприятия.

Грузовые автомобили, произведенные в Нидерландах для российского импорта, по своим объемам позволили выйти стране на второе место. Несомненно, что ведущей маркой голландской сборки является DAF. Кроме того, в Нидерландах расположен крупнейший за пределами Швеции завод компании Scania, который произвел более 580 тяжелых грузовиков.

Несмотря на то что Volvo занимает лидирующие позиции на рынке импортированных грузовиков в 2009 году, Швеция как страна-производитель находится только на третьем месте. Из 2080 автомобилей данной марки 319 собраны в США. Абсолютно большая часть грузовиков Scania была произведена в Голландии. Японская сборка грузовых автомобилей полной массой свыше 6,5 т марок Isuzu, Hino и Mitsubishi обеспечила азиатской стране место в пятерке. Всего в Японии был выпущен 1251 грузовик для российского импорта. Присутствие Renault в числе лидеров среди импортеров обеспечило французским производителям пятое место.

В 2007—2008 гг. импорт новых автомобилей постепенно увеличивался в соотношениях с «бэушными». С приходом кризиса и увеличением ставок таможенных пошлин по итогам 2009 года стоит отметить значительное преобладание подержанных грузовых автомобилей, возраст которых составляет 4—5 лет. Таковых в общем объеме было импортировано более 40%. Грузовиков 2008, 2009 и 2006 годов выпуска было ввезено около 4200 автомобилей, из которых DAF, Hyundai,Volvo, Man и Renault находятся на лидирующих позициях. Большая часть импортированной техники была ввезена в Калининградскую область. Получателями автомобилей полной массой свыше 6,5 т в регионе стало 202 юридических лица, основным среди которых является транспортная компания ООО «Транс-ресурс». Продуктовая компания ООО «Салют» выступила покупателем грузовиков, входящих в большую семерку. Также можно отметить такие предприятия, ставшие участниками импортного рынка грузовиков и расположенные в Калининградской области, как ООО «Т.С.В.», ООО «Регионтехсервис», ООО «Инвест-Групп» и другие. ООО «Трейд-Лайн» — ведущий получатель импортных грузовиков в Санкт-Петербурге. Регион находится на втором месте по ввозу автомобилей полной массой свыше 6,5 т в 2009 году, около половины из которых представлены марками Volvo, DAF и Iveco.

За 2009 год в Москву было ввезено 1830 грузовиков среднего и тяжелого классов. На первой позиции среди получателей в регионе находится компания ООО «Хендэ КомТранс Рус», являющаяся лидером по общим объемам ввозимых грузовиков за 2009 год среди российских компаний. Также в Москве получателями грузовых автомобилей выступили представительства таких компаний, как ООО «Ман Автомобили Россия» (161 грузовик MAN), ООО «Рускраз» (132 грузовика КрАЗ), ЗАО «Мерседес-Бенц Рус» (99 грузовиков Mercedes), ООО «Хино Моторс Сэйлс» (59 грузовиков Hino), ООО «Рено Тракс Восток» (59 грузовиков Renault) и другие.

Как и полагается, в Приморский край ввозились грузовые автомобили азиатского происхождения, в большинстве представленные Японией. Также в импорте грузовиков полной массой свыше 6,5 т прослеживается еще одна особенность региона, которая заключается в том, что основными покупателями техники выступают частные и индивидуальные предприниматели.

Московская область замыкает пятерку крупнейших регионов по объемам импорта грузовых автомобилей полной массой свыше 6,5 т в 2009 году. Представители шведских производителей ООО «Скания-Русь» и ЗАО «Вольво Восток» находятся на первых позициях в области.

Несмотря на то что сейчас по целому ряду отраслей промышленности можно отметить прекращение спада и выравнивание ситуации, а по некоторым направлениям наблюдается даже рост, отголоски экономического дисбаланса на рынке грузовиков будут заметны еще не один год. Выходом, по мнению руководства некоторых европейских компаний, может стать реэкспорт «застоявшихся» грузовиков.

Кроме реэкспорта, на u1088 рынке до сих пор продолжаются значительные изменения, результатом которых могут стать сокращения и объединения не только компаний, связывающих свою деятельность с грузоперевозками либо строительством, но и самих производителей. Одним из таких примеров может послужить непростая ситуация на концерне MAN, которая вызвана не только кризисными явлениями и падением продаж, но и громкими расследованиями антикоррупционной комиссии, в которых замешано высшее руководство компании (к настоящему моменту уже оставившее свои посты). В результате подобных действий Volkswagen может завладеть концерном MAN, и в итоге у компании окажется контроль над двумя производителями — MAN и Scania, выпускающими схожую гамму техники; что будет дальше — остается только догадываться.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация