Техника для уплотнения грунта: обзор рынка катков
С приходом капиталистических отношений в XVII веке, когда более быстрое перемещение между городами стало залогом успешной торговли, появилась необходимость в более качественных дорогах. А для этого необходимо было уплотнять грунт. Для этих целей и предназначались первые дорожные катки. Поначалу они приводились в действие лошадьми. Вес рабочего механизма из чугуна, дерева, покрытого листовым металлом, либо камня мог достигать 3,5 т. На смену лошадям сначала пришла паровая машина, а затем – двигатель внутреннего сгорания.
Содержание статьи
Разновидности дорожных катков
В современном мире уже невозможно представить себе дорожную индустрию без катка. Развитие этой техники привело к появлению множества моделей: от настоящих левиафанов до небольших машин для работы на тротуарах.
Основная классификация заключается в размере и в устройстве рабочей части катка или вальца. Наиболее привычные для обывателя гладкие катки выдают ровную поверхность и используются на укладе асфальта. Кулачковые катки используют для работы с рыхлым грунтом. Ещё есть пневмоколёсный каток, вальцы (или валец) которого разделены на отдельные колёса. Их особенные черты – универсальность и способность работать с вязкими смесями (например, битумом) при строительстве дорог.
Катки с рабочей частью в форме решётки нашли применение для работ с неоднородным грунтом. Отдельно стоит выделить виброкатки, валец которых дополнительно совершает колебательные воздействия — вибрирует. Использование различных видов катков позволяет уплотнять и выравнивать практически любую поверхность.
Импортные дорожные катки
Несмотря на усилия отечественных производителей, доля импортной техники на российском рынке растёт с каждым годом. При большей стоимости европейских и азиатских машин покупка такой техники рассматривается как долгосрочные инвестиции, способные «отбить» вложенные средства за счёт надёжности и производительности.
Дорожные катки зарубежных производителей, как правило, оснащаются различными по названию, но схожими по принципу работы системами интеллектуального контроля процесса уплотнения. Учитывая плотность грунта, компьютер рассчитывает оптимальную амплитуду вибрации вальца.
В результате для достижения качественного результата нужно меньше проходов, а это экономия топлива и возможность обработать большую площадь за одно и то же время. Кроме того, такие системы, как правило, способны предотвратить сбои в вибрации вальца, сохраняя в целости машину и кошелёк владельца.
К плюсам импортной техники стоит отнести и гораздо более широкий выбор моделей и модификаций по сравнению с отечественными производителями. Компьютеризированные системы записывают все данные, в результате при проверке не нужно ходить и проводить экспертизу отдельных участков, можно просмотреть отчёт техники о проделанной работе.
Уплотнительная техника Bomag
Немецкая компания Bomag специализируется на производстве машин для уплотнения грунта и дорожных покрытий. Широкий спектр техники компании включает в себя ручные гладковальцовые катки как с одним, так и с двумя вальцами. Предназначены они, в основном, для работы на тротуарах и небольших площадках, например, паркингах у торговых центров, автостоянках и т. д. В линейке гладковальцовой уплотнительной техники Bomag есть и вибрационные катки. Они представлены моделями массой от 1,8 т, предназначенными для «тротуарных» работ, до 13-тонных дорожных катков. Виброкатки могут оснащаться автоматической системой контроля уплотнения Asphalt Manager, тестирующей уплотнённую поверхность на динамическую жёсткость. Датчики отслеживают амплитуду и температуру асфальта, а на экране внутри кабины постоянно выводятся данные о результатах, по которым можно судить о качестве проделанной работы.
Пневмоколёсные катки Bomag на российском рынке представлены тремя моделями, различающимися максимальной массой. Они применяются в основном для уплотнения асфальтового покрытия, включая его промежуточные слои. Трёхскоростная гидростатическая трансмиссия и контролируемая двумя гидромоторами задняя ось способствуют высокой эффективности и экономичности использования данного оборудования. В качестве опции пневмоколёсные катки Bomag могут оснащаться системой подкачки шин на ходу.
Для работ на грунте Bomag предлагает модели массой от 3 до 15 т, в том числе оснащённые системой Variocontrol, позволяющей автоматически регулировать амплитуду вибрации и глубину уплотнения. При работах в городских условиях энергию уплотнения можно наоборот ограничить, чтобы не повредить фундаменты зданий.
Среди компактной техники стоит отметить кулачковый уплотнитель. Данная модель является «беспилотной», управление 1,5-тонной машинкой осуществляется с помощью пульта дистанционного управления. Рабочая ширина катка составляет 85 см и предназначен он для работы на рыхлых грунтах, например, в траншеях.
В качестве силовой установки Bomag использует двигатели Kubota и Deutz.
Вибрационные катки Hamm
Компания Hamm предлагает технику со своими оригинальными системами вибрации. Интеллектуальные системы максимизируют уплотнение там, где это необходимо, таким образом делая работу дорожного катка безопасной для уже обработанной поверхности и зданий. Безопасность виброкатков Hamm такова, что ими можно работать и на мостах. Принцип работы этих систем основан на показаниях датчиков, которые считывают информацию с поверхности, и в течение миллисекунд вибрация подстраивается под жёсткость грунта.
Модельный ряд уплотнительного оборудования Hamm очень широк. Можно подобрать именно то, что вам действительно нужно, исходя из параметров веса, силовой установки (производятся модели Tier 2, Tier 3 и Tier 4) и площади уплотнения.
Дорожная техника Dynapac
Ещё один из европейских лидеров в производстве уплотнительной техники – компания Dynapac – в своей маркетинговой стратегии делает упор не на низкую прямую цену продукции, а на общую стоимость владения с учётом топливной экономичности, затратам на ремонт и оптимизацию рабочего процесса. Для работ на грунте Dynapac предлагает линейку одновальцовых катков с шириной уплотняемой поверхности 2,13 м и массой от 10,2 до 12 тонн. На машинах используется плотномер, показывающий информацию о плотности поверхности и позволяющий понять, когда на данном участке достигнуты необходимые показатели, чтобы не делать лишних проходов. Анализатор качества уплотнения позволяет документировать ход работ и предоставляет оператору графическое отображение степени уплотнения. Система оптимизации уплотнения предотвращает ошибки оператора, беря на себя управление рабочим процессом.
Гладкие тандемные катки Dynapac представлены большим семейством моделей – от компактных машин массой 1,5 т до самого большого в мире серийного тандемного катка CC722 массой 17 т. Для работы на асфальтовом покрытии Dynapac предлагает систему контроля качества, выводящую на монитор все необходимые для оператора параметры работы, а также конвертирующую их в PDF-формат для последующего анализа. Система PaveComp представляет собой программу, в которую заносятся данные: тип смеси, необходимая толщина покрытия и другие параметры. На основании этих показателей программой выдаётся количество требуемых проходов, частота и амплитуда вибрации, а также скорость движения катка на участке.
Линейка пневмоколёсных катков представлена на российском рынке четырьмя моделями массой от 6 до 10,8 т. Ширина укатки составляет от 1,7 до 2,3 м.
В качестве силового агрегата для своих машин Dynapac отдаёт предпочтение дизельным двигателям Cummins.
Уплотнительное оборудование JCB
Компания JCB предлагает строителям уплотнительное оборудование под маркой Vibromax. В продуктовой линейке представлены ручные катки VMD70 и VMD100, одно- и двухбарабанные гладковальцовые катки серии VM и VMT. Практически все виброкатки имеют две частоты и две амплитуды колебания и предназначены для работы на различных грунтах.
В ряду последних JCB представляет две новинки – шарнирно-сочленённые вибрационные катки VMT380 и VMT430. Машины массой 3750 и 4200 кг имеют ширину вальца от 1300 до 1400 мм и оснащаются дизельными двигателями Kohler мощностью 45,7 л. с.
Кроме того, для уплотнения различных сыпучих грунтов, например в траншеях, компания предлагает кулачковый каток VM1500 с высокой импульсной силой. Каток имеет привод на все четыре вальца и два варианта управления – ручной и дистанционный. В качестве опций предлагается выбрать кулачковые вальца шириной 630 или 850 мм.
Китайское уплотнительное оборудование
Китайские компании также интересуются российским рынком и предлагают свою продукцию. Первой «ласточкой», начавшей поставки в нашу страну своих дорожных катков стала XCMG – один из ведущих производителей и экспортёров самой разнообразной техники из Поднебесной. Общей особенностью китайских машин является их ориентация на крупные по масштабу работы. Так, «младшая» модель тандемных гладковальцовых катков имеет массу 3 т и ширину барабана 1,2 м. «Старшая» же весит 17 тонн, а ширина уплотнения равна 1,45 м. Среди поставляемой XCMG продукции есть пневмошинные катки и оборудование для работы с грунтом. В качестве силового агрегата машины XCMG используют двигатели Cummins, Deutz либо китайские Shanghai.
Дорожные катки российских производителей
Среди российских производителей катков стоит выделить два завода из Рыбинска Ярославской области – «Раскат» и завод «Дорожных машин», которым так или иначе удаётся составить конкуренцию заграничным производителям дорожной техники.
Раскат
Лидером по производству данного вида продукции в России, бесспорно, является «Раскат». Завод начал выпуск моторных катков в далёком 1931 году и постоянно стремится усовершенствовать свою продукцию в соответствии с новыми требованиями заказчиков.
Для работы на тротуарах предприятие «Раскат» предлагает шесть моделей катков массой от 1,5 до 3,5 тонны. Гладковальцовые асфальтные катки представлены пятью моделями в диапазоне массой от 7 до 11 тонн. Чуть большим количеством – шесть моделей – представлена линейка комбинированных катков. В качестве опции для некоторых катков предприятие предлагает комплекты роликов для обрезки кромки асфальтового покрытия.
Из перспективных разработок «Раската» стоит отметить пневмоколёсный каток RC24. На нём установлены специальные мосты итальянской фирмы Bonfiglioni со встроенными планетарными редукторами и динамическим тормозом. Перемещаемое рабочее место позволяет точно позиционировать каток как с одной, так и с другой стороны дорожного полотна, а эргономическое сиденье и система кондиционирования воздуха в кабине позволяют сделать работу оператора более комфортной. Перекрывающее расположение гладких пневмоколёс с регулируемой подачей воды для их орошения способствует эффективному использованию данной техники.
Стоит также отметить 25-тонный шарнирно-сочленённый каток-уплотнитель РЭМ-25 с бульдозерным отвалом и двумя кулачковыми вальцами. Он предназначен для разравнивания и уплотнения отходов. Основными местами его работ являются полигоны и городские свалки. Машина обеспечивает уплотнение отходов до 3,6:1, что позволяет экономить площадь и снижает пожароопасность.
Дорожные машины
Завод «Дорожных машин» предлагает 13 моделей и модификаций катков для различных видов работ. ДМ 006 – вариант тротуарного ручного катка массой 0,6 т и шириной уплотнения 60 см. Управляемый по принципу газонокосилки, такой каток – отличный вариант для работ по укладке асфальта во дворах домов и на узких тротуарах. Модели гладких вибрационных катков ДМ 02 массой 1,5 т и шириной вальца 90 см и 3-тонный ДМ 03 с шириной 1,2 м также предназначены для работ на тротуарах либо там, где применение более тяжёлой техники затруднительно.
Чистокровные гладковальцовые катки представлены моделями массой от 7,5 до 13 тонн и шириной уплотнения от 1,4 до 2 м. Техника завода «Дорожных машин» неприхотлива и проста в эксплуатации и обслуживании. Вибрационные катки имеют шарнирно-сочленённую раму и эффективную систему орошения вальцов.
Тенденции рынка дорожных катков в России
Российский рынок катков, как и другой строительной техники, всё последнее десятилетие демонстрирует чёткую тенденцию на увеличение доли импортной техники. Технологическое отставание происходит не только по сравнению с европейской, но, в некоторых секторах, уже и в сравнении с китайской техникой при сопоставимой цене. Конечно, некоторые отечественные производители, идя по пути модернизации производственных мощностей, готовы предложить рынку современное оборудование. Но вот соотношение цена/качество сборки многих из предлагаемых образцов техники оставляет желать лучшего.
Антон Панов