Коммунальная техника на Украине: мусоровозы

Недостаток техники для перевозки мусора на Украине в последние годы был отмечен многими городскими коммунальными хозяйствами. Здесь по-прежнему трудятся машины, которые создавались при Советском Союзе и которые неоднократно выработали свой ресурс за это время. Сейчас то и дело их приходится ремонтировать в условиях местных мастерских. Но, как правило, такой ремонт некачественный и приводит к последующему простою машины

 

Между тем, производство коммунальной техники на Украине дело не новое. Производством такой спецтехники занималось несколько предприятий. В небольшом количестве мусоровозы изготавливались даже Прилукским заводом «Пожмашина». Здесь параллельно с пожарными автомобилями выпускали два типа мусоровозов — М50 и М71. Эти машины являлись разработкой Опытно-кон-структорского бюро Главмосдоруправления. Мусоровоз М71 монтировался на шасси КамАЗ-5320 и являлся самым крупным по грузоподъемности автомобилем среди всего парка городских машин для перевозки мусора и высоко ценился коммунальными предприятиями страны.

Начиная с 60-х годов прошлого столетия Турбовский машиностроительный завод, расположенный в Винницкой области, на своих мощностях организовал выпуск коммунальных машин. А производство мусоровозов началось в 70-х. Первенцами стали машины для транспортировки мусора на шасси КамАЗ-53212 и ГАЗ-53А. Из года в год конструкция техники совершенствовалась, старые шасси уступали место новым разработкам ведущих автомобильных предприятий страны.

Сегодня компания «АТЕКО», ставшая правопреемником машиностроительного завода, освоила выпуск мусоровозов с боковой и задней загрузкой.

Непрерывные потоки твердых бытовых отходов (ТБО), которые вывозятся для полигонного захоронения, создают в этих местах ситуации, которые тянут за собой необратимые экологические последствия. Поэтому основной целью компании «АТЕКО» является разработка и внедрение техники и технологических мер относительно перехода от полигонного захоронения твердых бытовых отходов до их промышленной переработки, т. е. снижение количества ТБО за счет их привлечения в комплексную переработку и утилизацию с наименьшими расходами и с минимальным влиянием на экологию региона.

В настоящее время на предприятии организован выпуск нескольких семейств мусоровозов. Прежде всего, это мусоровозы с боковой загрузкой. Они являются многочисленным семейством завода. Сегодня предприятием предлагается 9 модификаций этих транспортных средств. Это: КО-413 (ГАЗ-3307), КО-415А (КамАЗ-53215), КО-415А-01 (МАЗ-533702-240), КО-426 (КамАЗ-43253, МАЗ-533702-240), КО-426-01 (КамАЗ-43253, МАЗ-533702-240), КО-431 (ЗиЛ-433362, ЗиЛ-130), КО-431-03 (МАЗ-437041) и др.

Развитие технологии разгрузки контейнеров мусоровозами с задней загрузкой происходило в нашей стране с начала 90-х лет. Данная технология заключается в загрузке мусора с контейнеров в заднюю часть мусоровоза специальным манипулятором. В задней части манипулятора работает пресс, что позволяет увеличить коэффициент уплотнения ТБО до 6—8.

Сегодня «АТЕКО» предлагает 5 видов таких мусоровозов. Это: КО-432, КО-432-01, КО-433, КО-433 «Богдан» и КО-437.

О машине КО-433 стоит сказать несколько слов отдельно. Не только российские и украинские шасси востребованы в современном производстве. Не первый год в производстве находится мусоровоз КО-433 с задней ручной загрузкой на шасси FORLAND (Фотон) BJ1043V8JE6-2. Впоследствии на заводе стали использовать аналогичное китайское шасси, собираемое в Украине под маркой «Богдан». Емкость кузова этого автомобиля составляет 6,5 м3.

Еще одно предприятие со стажем — это киевский завод коммунального машиностроения «Коммаш». Завод имеет 50-летний опыт изготовления автомобильной спецтехники для коммунальщиков. Первые мусоровозы на шасси ГАЗ-3307 с боковой загрузкой завод начал выпускать в начале 90-х. В середине 90-х завод разработал и освоил изготовление мусоровозов с задней загрузкой.

Сегодня ОАО «Коммаш» выпускает семь модификаций мусоровозов. Самыми востребованными машинами предприятия являются мусоровозы КО-413 и КО-431, созданные на шасси ГАЗ-3307 и ЗиЛ-432921 соответственно. Мусоровоз с боковой загрузкой КО-413 собирается на шасси ГАЗ-3307. Технологическая вместимость кузова — 7,5 м3, грузоподъемность манипулятора — 500 кг. У этой машины есть и модификации. Так, модель КО-413.4 выпускается в исполнении с двухсторонней ручной загрузкой, а модель КО-413.5, установленная на шасси ГАЗ-3309, имеет с правой стороны механизированную, а с левой стороны ручную загрузку твердых бытовых отходов. На шасси МАЗ-5337-02-240 предприятие предлагает мусоровоз с боковой загрузкой КО-435-01М. На шасси ЗиЛ-43371 или ЗиЛ-432921 предлагается модель КО-435М, имеющая боковую загрузку.

Совсем недавно, в прошлом году, за решение проблемы, связанной с перевозкой мусора, взялись военные. Украинский концерн «Техвоенсервис», созданный в 2005 году, является государственным хозяйственным объединением, основанным на государственной собственности. Концерн принадлежит к сфере управления Министерства обороны Украины, функционирует как единая хозяйственная организация и действует на принципах полной хозяйственной самостоятельности и самоокупаемости, несет ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности и выполнение обязательств.

Последним направлением в деятельности концерна стала программа по изготовлению коммунальных машин на шасси конверсионной техники. Ни для кого не секрет, что сегодня на складах Вооруженных Сил Украины находятся десятки тысяч законсервированных ГАЗ-66 и ЗиЛ-131. Эта техника уже успела морально устареть. В настоящее время военным для обеспечения своих нужд требуются новые современные автомобили. Совместный проект концерна с арзамасским заводом «КОММАШ» позволил дать морально устаревшим автомобилям вторую жизнь.

В прошлом году украинскими военными было создано два семейства коммунальных машин. Первое — на шасси ГАЗ-66, а второе — на шасси ЗиЛ-131. В обоих семействах присутствует и техника для перевозки ТБО. Так, мусоровоз КО-404-3 (ГАЗ-66) имеет вместимость кузова 8 м3. Машина способна перевозить до 3100 кг отходов. При этом грузоподъемность манипулятора составляет 500 кг.

Более вместительный мусоровоз К-440-4 создан на шасси ЗиЛ-131. Его вместимость кузова составляет 11 м3. Масса загружаемых отходов — 4700 кг. Военные надеются, что их автомобили найдут свое применение в небольших городах, где состояние дорог по-преж-нему находится в удручающем состоянии, а полный привод шасси используемых машин позволит преодолевать все препятствия. Да и по стоимости военные мусоровозы из-за использования конверсионного шасси на порядок ниже аналогов на новых шасси.

Повышение спроса на мусоровозы среди городских коммунальных хозяйств способствует совершенствованию этой техники на предприятиях-изготовителях. Создаются новые образцы, которые могут успешно конкурировать и за рубежом.

Александр Говоруха

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация