Украинская прицепная техника: развитие отрасли

Флагманом среди предприятий Украины, выпускающих прицепную технику, традиционно является «Одесский автосборочный завод». Несмотря на трудности, возникшие после распада Советского Союза, завод сумел выстоять и внедрить в производство передовые технологии. Более 60 лет он специализируется на выпуске прицепной техники. Номенклатура выпускаемых изделий постоянно расширяется и обновляется: бортовые, изотермические и рефрижераторные прицепы и полуприцепы, контейнеровозы, зерновозы, комбайновозы, скотовозы, в последнее время добавились прицепы к легковым автомобилям.

Полуприцеп - трал 

Особым спросом пользуются одно-, двух- и трехосные полуприцепы. Ежегодно их конструкция совершенствуется. Но некоторые разработки до сих пор востребованы потребителями, хотя были спроектированы давно.

Визитной карточкой предприятия стал полуприцеп бортовой ОдАЗ-97631. Трёхосный бортовой с каркасом тента и тентом, полуприцеп предназначен для перевозки различных народнохозяйственных грузов по дорогам всех категорий, рассчитанных на пропуск автомобильных поездов с осевой нагрузкой до 10 тс. Основными тягачами полуприцепа являются седельный тягач КамАЗ-54115 или МАЗ-543208.

На предприятии производят и специфические транспортные средства. К таким разработкам можно отнести полуприцеп для перевозки опор линий электропередач. Автомобильный двухосный полуприцеп предназначен для перевозки железобетонных опор ЛЭП по дорогам общей сети СНГ с седельным тягачом КрАЗ-6446.

Верхнеднепровский авторемонтный завод был основан в 1960 г. После 30 лет производства, ремонта автомобилей и прицепов в «перестроечные» времена освоил производство полуприцепов по лицензии немецкой фирмы BPW. На протяжении последних 15 лет работы в этой отрасли предприятие накопило большой опыт по производству полуприцепов, обобщая пожелания автоперевозчиков и учитывая тяжелые условия эксплуатации на большинстве дорог.

Для транспортировки строительной автомобильной и военной техники на предприятии освоено производство полуприцепа тяжеловоза ВАРЗ-НВП-3811 грузоподъемностью до 38 т. Полуприцеп имеет три оси, обеспечивающие плавность хода за счет пневматической подвески BPW. Тяжеловоз комплектуется электрооборудованием VIGNAL с выдвижными щитами. Для заезда транспортных средств предусмотрены механические трапы с пружинным механизмом. Для перевозки негабаритного груза в темное время суток имеется специальная подсветка с контурными фонарями. В передней части полуприцепа установлена небольшая бортовая площадка с откидными бортами.

Для перевозки сыпучих строительных грузов на ВАРЗе выпускается полуприцеп-самосвал с корытообразным кузовом ВАРЗ-НПС-2730. Его конструкция предусматривает перевозку до 30 т навалочных грузов и автоматическую разгрузку. Полуприцеп может комплектоваться трехосной рессорно-балансирной или пневматической немецкой подвеской. Для опрокидывания кузова применяется гидросистема голландской фирмы HYVA, имеющая в своей основе 5-штоковый гидроцилиндр. Запирающий механизм заднего борта — механический. Как показали испытания, полуприцеп может перевозить до 40 т по внутрихозяйственным дорогам, где нет ограничения нагрузки на оси.

Полуприцеп тентованный ВАРЗ-9996 может комплектоваться наборным или сдвижным каркасом тента. Передняя стенка полуприцепа выполняется из стального или дюралевого профиля высотой 2000 мм. Боковые и задний борта сделаны из алюминиевого профиля высотой 650 мм. Пол платформы изготавливается из ламинированной 30-мм фанеры или 40-мм досок. Конструкцией полуприцепа предусматривается его боковая загрузка без демонтажа каркаса тентовой надстройки за счет складывающихся быстросъемных шести боковых стоек. Предусмотрен тормозной механизм барабанного типа, сама же тормозная система АБС фирмы WABCO.

Новинка предприятия — полуприцеп-тяжеловоз ВАРЗ-НПВ 6011 — имеет пятиосную тележку, способен перевозить грузы до 60 т.

Предприятие «Эверласт» (Одесса) — один из молодых производителей полуприцепов, также занимается их проектированием и изготовлением. Сегодня здесь ведутся разработки в трех направлениях: полуприцепы-самосвалы, цистерны и топливовозы. Основная продукция предприятия — полуприцеп-самосвал НПС-2250 и полуприцеп-цистерна ППЦП-30-03. Самосвальный полуприцеп был спроектирован и изготовлен для перевозки таких материалов, как щебень, песок, бут. Возможна перевозка и зерновых культур, для этого предусматривается защитный тент. Цистерна ППЦП-30-03 в основном используется для перевозки и хранения пищевых продуктов и имеет объем 32 м3.

Сарнинская фирма «САКИ» в 2008 году освоила производство полуприцепа-самосвала НПС-2734. Эта модель предназначается для перевозки зерна в период сбора урожая. Все стыки надежно герметизированы, кузов сверху прикрывается тентом. С помощью этого полуприцепа можно перевозить 27,9 т грузов, при этом в качестве седельного тягача можно использовать как отечественную, так и импортную технику.

Несколько лет тому назад дефицит полуприцепов-автовозов был разрешен АвтоЗАЗом. Производство таких полуприцепов было освоено на «АвтоЗАЗ-Мотор», входящем в состав ЗАЗа. Новые полуприцепы НХ2210 предназначаются для перевозки легковых автомобилей. При разработке полуприцепа были учтены опыт эксплуатации парка собственных автовозов, а также требования перевозчиков, предъявляемые к технике такого уровня.

Во-первых, полуприцеп НХ2210 оснащен пневмоподвеской с регулировкой дорожного просвета, что позволяет перевозить до восьми автомобилей, при этом конструкция полуприцепа позволяет значительно расширить модельный ряд перевозимых автомобилей. Полуприцеп отвечает всем требованиям «Соглашения о габаритах транспортных средств стран СНГ», снабжен системой АБС и может транспортировать продукцию в Россию и другие страны ближнего зарубежья.

Во-вторых, он имеет меньший износ шин из-за меньшего расстояния от оси седельного устройства до передней колесной оси и меньшей базы между осями колес, что значительно уменьшает проскальзывание шин на поворотах. Полуприцеп оснащен колесами и бескамерными шинами большей размерности (315/80R22,5 вместо 10.00R20), что повышает безопасность перевозок.

В-третьих, НХ2210 оснащен двумя запасными колесами, что обеспечивает надежность доставки автомобилей при возможном одновременном проколе шин по правому или левому борту. Также предусмотрена возможность адаптации полуприцепа под импортные тягачи.

Одним из основных направлений деятельности завода «Богдан-Спецавтотехника» является производство автомобильных прицепов и полуприцепов различного назначения, в том числе автовозов, самосвалов и т. п. Их характерной конструктивной особенностью является максимальное использование специальных гнутых профилей из упругой рессорной стали взамен промышленных швеллеров, что увеличивает прочность, динамическую износостойкость продукции при одновременном снижении массы. Также в конструкциях выпускаемых полуприцепов применяются антиблокировочные системы тормозов, прогрессивные системы подвесок и другие технические решения, повышающие эксплуатационные качества изделий. Под заказ здесь могут выполнять любые типоразмеры и модификации полуприцепов и прицепов — все это обеспечивается гибкостью и переналаживаемостью производства.

Полуприцеп-автовоз Богдан 7310,025 М8 на сегодняшний день является самым популярным из гаммы выпускаемых на ООО «Богдан-Спецавтотехника». В нем практически все промышленные швеллеры заменены гнутыми профилями из стали 09Г2С, что вместе с уменьшением собственного веса и увеличением прочности дает возможность каркасу полуприцепа «играть» при движении, что в свою очередь значительно увеличивает срок службы автовоза.

Параллельно с основной моделью автовоза выпускается его модификация с пневмоподвеской прогрессивной конструкции на треугольных рычагах, которая значительно повышает плавность хода полуприцепа и дает возможность увеличения максимальной скорости до 90 км/ч.

На все модификации автовозов в качестве опции устанавливается антиблокировочная система тормозов «WABCO», которая значительно влияет на стабильность полуприцепа при торможении и позволяет использовать его для международных перевозок. Полуприцеп-автовоз позволяет перевозить до 8 автомобилей длиной до 4500 мм (ВАЗ-2107(04), -2109, -2110, Daewoo lanos, Таврия, Славута, Chevrolet Aveo и т. д.). При этом количество перевозимых автомобилей уменьшается в зависимости от увеличения их длины. Также в гамме производимых полуприцепов имеется модификация для перевозки 7 штук Chevrolet Niva.

Для работы с небольшими грузовиками, часто используемыми в малом бизнесе, ряд предприятий Украины освоил производство прицепов грузоподъемностью до 3,5 т.

В последнее время набирает темпы и производство двухосных прицепов для нижегородских «Газелей», а теперь и «Валдаев». Многие предприятия, продукция которых раньше не была связана с производством прицепов, с 2007 года переключились на новый вид продукции.

Одной из первых стала корпорация «Эталон». С недавнего времени на автозаводе, специализирующемся на автобусах, освоено производство грузового прицепа БАЗ П001.01. Этот двухосный прицеп имеет независимую резино-жгутовую подвеску АL-КО. Кузов прицепа унифицирован с аналогичным кузовом от грузовой «Газели» и так же, как и автомобиль, снабжен тентом. Максимальная грузоподъемность прицепа 1200 кг. Стоит также отметить, что прицеп имеет рабочую, стояночную и аварийную системы тормозов.

Черниговское предприятие «Спецтехника», бывший черниговский завод «Cпецавтотранспорт», последнее время занималось производством пожарного инвентаря. Казалось, что выпуск продукции, связанной с автотранспортом, остался в прошлом. Но на предприятии решили вернуться к своим истокам. Возрождение началось с создания целого парка двухосных прицепов для перевозки грузов, которые могут эксплуатироваться с автомобилями, полная масса которых превышает 3500 кг. Исходя из вышеперечисленных требований, черниговские прицепы могут работать как с «газелями» и «бычками», так и с китайской автотехникой.

На сегодняшний день прошли сертификацию две модификации прицепов. Это бортовой ПГМФ-СТ-8315 и фургон ПГМФ-СТ-8321. Грузоподъемность каждого из этих прицепов составляет 1940 кг. Габариты платформ прицепов составляют 3100х2100 мм, при этом высота фургона 2500 мм. Принципиальным отличием этой разработки от других аналогов является низкая высота погрузки. Она составляет всего 750 мм. Это было достигнуто за счет использования необычной подвески на резино-жгутовых рессорах фирмы KNOTT. В конструкции этих прицепов также используются сцепное устройство и тормозная система KNOTT. Дополнительной опцией к бортовому прицепу является тент, унифицированный с аналогичным от бортовой «Газели».

Новый низкопольный двухосный прицеп, получивший заводское обозначение САТ-01.02.00, совсем недавно прошел заводские испытания, и в ближайшее время начнется его серийное производство. Общий пробег за время испытаний составил 240 км, из них 20 км было пройдено по грунтовому пути. Испытания проводились в Черниговской области в течение трех месяцев в зимне-весенний период. Сейчас конструкторы проверяют прицеп на соответствие многих параметров после испытаний. Стало известно, что при проверке изделия на предмет качества сборки и сварки САТ-01.02.00 с достоинством выдержал экзамен. Габаритные размеры 3400х2100 особых изменений не претерпели и соответствуют нормам технических условий. А погрузочная высота 740 мм практически не изменилась. Тормозная система была подвергнута проверке, при этом среднее значение тормозного пути при скорости 40 км/ч на горизонтальном участке с ровным сухим асфальтовым покрытием составляло 15 м.

В прошлом году Горловский авторемонтный завод развернул на своих мощностях производство автомобильных прицепов, чем удивил своих постоянных клиентов. До последнего момента в номенклатуре выпускаемой здесь продукции были фургоны, самосвалы, а также переоборудование машин.

Новый двухосный четырехколесный прицеп, получивший собственное имя «Олег» и номенклатурное обозначение ГАРЗ-ПРБ-1, уже прошел заводские испытания и сертификацию. А серийный образец новой продукции предприятия был показан на киевском международном автосалоне ТИР-2007.

Прицеп создавался специально под новое поколение горьковских грузовиков «Валдай», поэтому для полуторатонных «Газелей» он будет великоват. Грузоподъемность «Олега» — 4000 кг. В основе прицепа находится сварная металлическая рама, которая состоит из двух параллельных лонжеронов, изготовленых из труб прямоугольного сечения. Ходовая часть прицепа выполнена из осей «ВPW», грузоподъемностью 3 т каждая. Передняя ось за счет рычажных тяг работает как поворотная. Тормозная система, применяемая на прицепе, — пневматическая. Причем тормозные механизмы всех колес — барабанные. Имеется и стояночная тормозная система. Она механическая с ручным приводом на тормозные механизмы колес рабочего тормоза задней оси. Дополнительно прицеп оборудован антиблокировочной системой тормозов фирмы «WABCO». Формула АБС 4х3, то есть имеется 4 датчика и 3 модулятора. Дышло прицепа — фирмы «ВPW». ГАРЗ-ПРБ-1 обут в 16-дюймовые колеса.

На раму прицепа устанавливается бортовой кузов, который представляет собой платформу с ровным деревянным полом и откидными задним и боковыми металлическими бортами. Обязательная опция прицепа — это тент, выполненный из водоустойчивой синтетической ткани, который натягивается на сварные металлические дуги каркаса. Кроме того, на предприятии предусматривают использование прицепа как без тента, так и в виде шасси. Уже сегодня ведутся проработки, в результате которых прицеп можно будет удлинять по требованию заказчиков. Новый прицеп рассчитан на эксплуатацию в составе автопоезда по дорогам всех категорий и при температурных условиях от –30 °С до +35 °С.

Новинка предприятия — бортовой автомобильный прицеп ГАРЗ-ПРБ-2 длиной 6,15 м. Он специально разработан для перевозки строительных материалов, таких, как пластик, кронаспан, плиты МДФ, гипсокартон и др., имеющих размеры, как правило, 6 м. Кроме того, завод выпускает тентованный прицеп, прицеп с промтоварным кузовом-фургоном, с изотермическим кузовом, а также термофургон Kingspan.

Александр Говоруха

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация