Трактор-универсал на службе ЖКХ

Спецтехника, представленная на российском рынке, отличается не только разнообразием форм и размеров, но и широким ценовым диапазоном. При этом желание покупателя приобрести за приемлемую сумму универсальную технику, не покупая арсенал специализированных машин, более чем естественно. Таким универсальным вариантом может стать легкий коммунальный трактор, оснащенный необходимым навесным оборудованием.

Podveska_01.01.jpg

Прежде чем совершить покупку, стоит ответить на ряд важных вопросов: сфера применения машины? Какой объем работ предстоит выполнять технике? Какие виды работ? На какой поверхности будет использоваться трактор? В каких погодных условиях? Какой суточный режим работы будет установлен? Ответы на эти вопросы помогут определиться с выбором вида и типа трактора, в частности, с тем, сколько в нем должно быть лошадиных сил. Именно номинальное тяговое усилие определяет работоспособность и функциональность машины, а также возможность использования того или иного навесного оборудования.

Большой популярностью в коммунальной сфере пользуются колесные тракторы небольших габаритов. Они достаточно маневренны, экономичны и безопасны, к тому же обладают необходимым запасом мощности для привода специального оборудования и способны работать на низких скоростях. Колесные тракторы, в свою очередь, различаются по общему количеству колес и по количеству ведущих колес. Первая цифра в колесной формуле указывает общее число колес, вторая — число ведущих колес. Это важно, если вы хотите использовать погрузчик на передней части трактора. Однако четыре ведущих колеса не дают особых преимуществ, когда речь идет об относительно ровном грунте. Два ведущих колеса будут лучшим выбором при необходимости перемещений на большие расстояния на дороге. На рыхлой почве рациональнее использовать гусеничные модели тракторов. В отличие от колесных, их сцепление с почвой и сила тяги имеют большее значение, что исключает лишние пробуксовки. При выборе сменного оборудования к машине нужно учитывать способ подключения к трактору, а также соответствие источника энергии.

По статистике, импортные тракторы, как новые, так и подержанные, по-прежнему составляют существенную долю российского рынка. Это такие марки, как JCB, Liebherr, John Deere, CNH, Foton, Kubota, AGCO, Беларус (Минский тракторный завод), ХТЗ (Харьковский тракторный завод) и др. Среди отечественных предприятий отметим Петербургский тракторный завод, Тихвинский трaктoрный зaвoд «Титрaн-Вепс», ООО «ЧТЗ — Уралтрак». Значительную долю данного рынка занимает Концерн «Тракторные заводы», в чей состав входят торговая компания ОАО «ЧЕТРА — Промышленные машины», производственные предприятия ОАО «Промтрактор», ООО «Владимирский моторо-тракторный завод», ООО «Липецкий завод гусеничных тягачей», ООО «Онежский тракторный завод», ОАО «Курганмашзавод», ООО «ВМК Волгоградский тракторный завод», ОАО «Тракторная компания “ВгТЗ”» и др. Наиболее востребованными в коммунальных службах являются тракторы тяговых классов 0,6—1,4 т.

О тракторах больших тяговых классов рациональнее говорить при необходимости крупномасштабных работ, например, в сельском или промышленном хозяйствах. Полный набор орудий для мини-тракторов может насчитывать в комплекте до 50 разных наименований. В зависимости от мощности, сцепки и габаритов трактора подбирается соответствующая навеска. Самое распространенное навесное оборудование — для погрузочных, коммунальных, земельных и садовых работ. Для разгрузочных работ применяют ковши, вилы для поддонов, лебедки. Для земляных работ — планировщик, экскаватор, бур и культиватор. Насадок очень много, а функциональность мини-трактора — огромна. Поэтому при выборе такой техники желательно предварительно составить список необходимых операций, выполнение которых потребуется от машины. После этого следует убедиться, что у нужной модели есть все заявленные насадки. Для безупречной работы рекомендуется пользоваться перечнем навесного оборудования, предлагаемым «родным» производителем или специализированными фирмами по производству навесного оборудования. Тракторы обладают достаточно полным набором орудий и приспособлений, которые позволяют не только поднимать, толкать, разравнивать, убирать вязкие, сыпучие и затаренные грузы, но и производить земельные работы — рытье рвов и ям, выемку и засыпку грунта. К числу коммунальных работ относятся, прежде всего, уборочно-дорожные работы, уход за зелеными насаждениями, заготовка топлива и обработка строительных материалов, заточка инструмента, откачка (нагнетание) воды из водяных бассейнов. С транспортными работами вплотную связаны погрузочно-разгрузочные работы, которые по времени и трудоемкости составляют значительную часть затрат, необходимых для транспортирования груза. Для эксплуатации в летний период применяются летние щетки, роторная, цеповая и штанговая газонокосилки в модификациях с травосборником и без, вертикальная фреза (доминатор), стоун-бурьер, измельчители дерева и пней. В зимний период подойдут разбрасыватели гранитной крошки, песочно-солевой смеси и реагентов. К основным орудиям с мотоблоком также относят: роторные почвообрабатывающие орудия, прицепные тележки для транспортирования грузов, оборотные плуги, фронтальные и ротационные косилки, опрыскиватели, опыливатели и другую узкоспециализированную навеску.

Все мини-тракторы комплектуют примерно одинаковым шлейфом навесного оборудования — спереди поворотный плужный отвал или бульдозерное оборудование, а сзади навешивается подметальная щетка (роторная метла). Используя такое сочетание навески в зимнем варианте, трактор сначала убирает основной слой снега с помощью отвала или снежного плуга, а затем, применяя щетку, убирает остатки. Плужно-щеточное оборудование представлено прямыми и угольными отвалами, а также зимними щетками. Щетка используется в течение всего года: с ее помощью зимой после очистки отвалом окончательно убирают снег, летом — удаляют с дорожного покрытия пыль и грязь. В рабочем положении основанием щетки являются два колеса с пневматическими шинами. Привод щетки механический, с помощью карданного вала крутящий момент передается от заднего вала отбора мощности трактора и далее через промежуточный редуктор с цепной передачей непосредственно на вал щетки. Щетка с гидравлическим приводом используется для очистки от грязи проезжей части дороги вдоль прилотковой зоны, а также пространства между дорожными ограждениями (под бордюрами, колесоотбойными брусьями и т. д.).

Отвал бывает нескольких видов: поворотный с металлическими или резиновыми ножами (плужный), неповоротный с металлическими ножами (бульдозерный), адаптивный (с компенсатором угла положения ножей), зачистной (совковый или погрузочный), сегментный (с регулируемыми в плане крыльями). Отвал для увеличения зоны очистки может быть снабжен уширителями. Отвал с металлическими ножами используют на легких планировочных работах, а также при очистке дорог от плотного, слежавшегося снега. Отвал с резиновыми ножами предназначен для очистки дорог от свежевыпавшего снега, шуги и грязи. Он устанавливается на толкающей раме, шарнирно укрепленной на подрамнике в трех точках. Угол установки отвала в плане может меняться либо автоматически — дополнительным гидроцилиндром, либо механически. Передние отвалы «классической» формы производят все предприятия, занятые выпуском тракторной коммунальной навески. Встречаются и редкие конструкции, которые выпускают единичные производители — например, снегоочистительный отвал с поворотными крыльями — так называемая «бабочка». Данный тип отвала позволяет сдвигать снег как по одну, так и по обе стороны очищаемой дороги. Управление изменением угла установки крыльев гидравлическое.

Вместо плуга или отвала для сдвигания снега и его погрузки в грузовые транспортные средства может быть установлено погрузочное оборудование, куда входят гидросистема привода и передачи силового потока, стрела параллелограммного типа и ковш. Вместо ковша может быть установлено бульдозерное или плужно-роторное оборудование. Помимо плужно-роторных рабочих органов применяют шнекороторные, фрезерно-роторные и фрезерно-плужные. Фрезерное оборудование применяют для размельчения и удаления слежавшегося снега, ледяной крошки и обледенелых образований. Шнековое оборудование применяют для удаления плотного снежного покрова, который нельзя удалить отвалом или плугом. Передача момента на вал ротора-метателя осуществляется либо механически, либо гидравлически (в случаях, если это предусмотрено конструкцией трактора). Устанавливается эта навеска преимущественно спереди, хотя некоторые производители выпускают модели, в которых оборудование монтируется на задней навесной системе трактора. Привод тракторных роторных снегоочистителей может быть как механическим, так и гидравлическим. Снегоочистители с передней навеской позволяют не только отбрасывать снег в сторону, но и загружать его в транспортные средства.

Отметим, что трактор может служить не только базой для навесного оборудования, но и тягачом для прицепных механизмов. Если щетки, отвалы, погрузчики, роторные снегоочистители и манипуляторы можно встретить на коммунальных машинах на других типах шасси, то некоторые виды навесного оборудования являются исключительно «тракторными». Помимо всевозможных самосвальных и бортовых прицепов, в коммунальном хозяйстве трактор используется с прицепными пескоразбрасывателями и поливочно-моечными цистернами, водоотливными установками или, например, установками-листьеуборщиками, измельчителями веток, мульчары.

Для распределения твердых реагентов и инертных противогололедных материалов используют навесные бункера и прицепные пескоразбрасыватели, вместимость которых зависит от типа трактора. В состав специального оборудования прицепов-пескоразбрасывателей входят кузов, транспортер, разбрасывающее устройство, гидросистема и электрооборудование. Некоторые поливочно-моечные прицепы оснащают дополнительно моющим пистолетом для мойки дорожных знаков, павильонов остановок общественного транспорта, ограждений и т. д.

Еще один вид прицепного механизма, без которого трудно обойтись в коммунальном хозяйстве,— это сварочные агрегаты. Они представляют собой автономные дизельные двигатели с генератором электрического тока для варки и резки металлоконструкций. Используются с тракторами любых марок, имеющими вал отбора мощности. Компактные сварочные агрегаты устанавливаются на машины для аварийно-ремонтных служб.

В некоторых случаях целесообразнее приобрести технику на гусеничном ходу. На практике ее применение сводится к обычным бульдозерным работам: уборке слежавшегося снега на больших площадях, прокладке зимников и колонных путей по целине, расчистке дорог от снежных заносов, расширению проезжей части путем перемещения сугробов в сторону или разрушению гололеда траками. Гусеничные тракторы с бульдозерным отвалом незаменимы для эксплуатации в северных широтах.

Кстати:
Отдать предпочтение зарубежным или отечественным производителям — решать вам. Внимание стоит обратить на гарантийное, сервисное и техническое обслуживание, которое предоставляет поставщик техники. В случае необходимости ремонта или замены запчастей импортная техника может потребовать больших временных и финансовых затрат, нежели отечественная.

Как показывает практика, с соответствующим оборудованием трактор можно использовать на дорожно-строительных, мелиоративных, погрузочно-разгрузочных и транспортных работах. Дополнительное навесное оборудование, которое можно размещать спереди, сзади и на специальной технологической площадке над задним мостом, значительно расширяет область применения коммунальных тракторов и делает эту спецтехнику по-настоящему универсальной.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация