Введение системы утилизации техники в России

Со вступлением России во Всемирную торговую организацию серьёзно поменялись условия работы машиностроительных предприятий и автозаводов. Во избежание наплыва старой техники и для под-держки отечественного производителя власти ввели на переходный период так называемый утилизационный сбор.

Введение системы утилизации техники в России

В начале сентября в Москве состоялась конференция с участием Министерства Транспорта России, Союза Транспортников России, НП «Объединение Автопроизводителей России» и Российского Автотранспортного Союза, где обсуждался недавно принятый закон об утилизационном сборе, а также перспективы развития системы утилизации в целом для улучшения экологического и экономического состояния Российской Федерации.
С докладами выступили Тимур Барнабович Микая, директор Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Министерства Промышленности и Торговли Российской Федерации; Игорь Алексеевич Коровкин, исполнительный директор НП «Объединение Автопроизводителей России»; Франк Шауфф (Frank Shauff), генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (AEБ); Владимир Иванович Котляренко, начальник отдела технической политики департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта и другие.
Как известно, автомобильный парк России в целом достаточно стар, более 50% единиц техники старше 10 лет. А если взять парк большегрузной техники, то эта цифра доходит до 65%. Рассматривая структуру парка российской автомобильной техники по экологическим классам, более 50% парка составляют транспортные средства классов Евро-0 и Евро-1. Эти обстоятельства мешают российским компаниям быть эффективными перевозчиками и успешно конкурировать с западными предприятиями, а использование техники с низким требованием экологической безопасности усиливает нагрузку на окружающую среду.
На сегодняшний день в стране идёт интенсивное обновление парка автотранспортных средств. За период с января по июнь (включительно) 2012 года продажи автомобильной техники увеличились на 14,2%. Россия остаётся на втором месте в Европе по уровню спроса на автомобили, уступая только Германии. За первое полугодие 2012 года в стране продано 1,6 млн единиц автомобильной техники. Спрос на грузовые машины растёт уже три года подряд. На этой волне стоит ожидать наплыва подержанной техники из Европейского Союза, особенно после вступления России в ВТО. Бесспорно, желание использовать более современную технику – это положительный момент для развития компаний и повышение их конкурентоспособности. Но оборотной стороной данного процесса является проблема утилизации устаревших транспортных средств. Очень не хотелось бы, чтобы страна превратилась в «кладбище» подержанных машин. К тому же, грамотная утилизация это ещё и пополнение сырьевого сектора. «ТЕХНОmagazine» уже писал о том, что многие автоконцерны перерабатывают многие детали устаревшей техники, что приводит к уменьшению загрязнения окружающей среды и снижению себестоимости выпускаемой продукции.

Введение системы утилизации техники в России

Правительство Российской Федерации также задалось целью создания и развития системы утилизации. Как отмечают представители власти, утилизационный сбор – это не только мера защиты отечественного производителя, но и первый шаг на пути к уменьшению загрязняющего фактора при обновлении парка техники в РФ. Кроме того, утилизация и переработка позволит создать новые рабочие места, что, конечно же, является положительным моментом для экономики в целом. Ведь одним из требований для внесения предприятия в реестр производителей, освобождённых от уплаты утилизационного сбора, является создание сети пунктов утилизации во всех регионах страны, в крупных городах с населением свыше полумиллиона человек.

Как отметил глава Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Министерства Промышленности и Торговли Российской Федерации Тимур Барнабович Микая, у Министерства есть стратегии и программы по разработке и развитию Российской технологической платформы «Российский экологический транспорт», которая направлена на решение проблем обновления парка транспортных средств. Он также отметил, что задача по модернизации и обновлению парка и развитию утилизационных сборов возникла не за один день. Её решением были заняты многие ведомства.
Принятый федеральный закон «Об утилизационном сборе», равно как и последовавшие за ним нормативные акты и постановления, – это лишь первые шаги по внедрению в России системы утилизации. По постановлению правительства № 870 от 30 августа 2012 года, компании, занимающиеся выпуском автомобильной техники на территории Российской Федерации, могут давать гарантии на то, что транспортное средство, которое потеряло свои потребительские свойства, будет переработано и утилизировано силами производителя. Те же, кто занимается импортом и поставкой транспортных средств, должны платить утилизационный сбор в федеральный бюджет. Предполагается, что эти средства из федерального бюджета будут реинвестированы в создание новой отрасли по переработке и утилизации транспортных средств. Ожидается, что на территории РФ в ближайшие годы необходимо будет утилизировать порядка 3 миллионов автомобилей. В октябре этого года Министерство Промышленности и Торговли совместно с Министерством Природы должны представить проект нормативного акта, который будет регламентировать и устанавливать правила по утилизационной субсидии предприятиям и регионам, занимающимся переработкой и утилизацией автотранспортных средств. Также планируется введение реестра и перечня предприятий, которые дают гарантии на утилизацию выпускаемой техники.

В комплексе документов для развития системы утилизации, в дополнение к регламенту о безопасности колёсно-транспортных средств, ведётся разработка технического регламента о безопасной утилизации автомобиля в рамках таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Технический регламент будет регулировать требования к материалам и составным частям машин. Особое внимание будет уделено материалам, которые производитель должен будет применять на стадии проектирования автомобильного средства для соответствия их процессу утилизации. Объектами регулирования являются все транспортные средства, выпускаемые и импортируемые в РФ: легковые автомобили, категории М1, автобусы категории М2, М3, грузовые автомобили категории Н2, Н3, а также прицепы. Причем планируется, что требования для легковых автомобилей вступят в силу с 1 января 2015 года, а для автобусов, грузовых автомобилей и прицепов – с 1 января 2020 года. В числе объектов регулирования также и компоненты транспортного средства, которые не попадают на конвейер, а поставляются в качестве запасных частей при самостоятельной поставке. Регламент не затронет единичные и специализированные автомобили, а также автомобили, которые поставляются для дипломатических миссий.
Ещё одной важной частью регламента станут требования к конструкторам и разработчикам. Транспортное средство должно быть сконструировано таким образом, чтобы 85% его деталей можно было пустить в переработку, а годными для утилизации должны быть не менее 95% автокомпонентов (для грузовиков – 90%). Кроме того, в регламенте предусмотрена маркировка пластмассовых и резиновых изделий и запрещение использования в смесях вредных веществ, в частности, хрома, свинца, ртути и кадмия.
Конечно, регламент ещё находится в стадии разработки, и есть большая вероятность внесения в него изменений. Кроме того, многие вопросы остались ещё не решёнными. Так, например, пока не ясны требования по инфраструктуре утилизационных пунктов и комплектности транспортных средств, которые будут передаваться для переработки и утилизации.
Но самым острым стоит вопрос о том, кто же всё-таки обязан платить утилизационный сбор, а кто может ограничиться декларированием. Каким образом будет формироваться реестр таких предприятий? Кроме того, как быть с предприятиями, выпускающими спецтехнику на базе автомобильных шасси. Согласно постановлению правительства, утилизационный сбор платится однократно при получении паспорта транспортного средства. Но если предприятие ввозит шасси, а затем переоборудует его, то на технику будет выдаваться новый ПТС, что повлечёт за собой новый платёж сбора.

Федеральный закон о сборе за утилизацию автомобилей предусматривает для производителя возможность не платить утилизационный сбор, а проводить утилизацию выпускаемой продукции своими силами. Для этого он обязан создать разветвлённую сеть пунктов приёма транспортных средств. Но такие требования непосильны для малого и среднего бизнеса, а между тем, в России имеется ряд предприятий, производящих технику партиями до 5000 штук в год. Для них такая сеть будет непосильной нишей.
Комментируя эти вопросы, чиновники предлагают малым предприятиям создать коалицию, в рамках которой и будет развиваться сеть утилизационных пунктов, либо заключать договора с более крупными производителями, которые уже находятся в реестре, и использовать их сеть пунктов утилизации.
Представители Министерства отметили, что они открыты для диалога и постараются соблюсти интересы небольших производителей техники. Все возможные вопросы и предложения, пока законопроект дорабатывается (до 1 ноября), можно посылать в Минпромторг России. Как уверяют чиновники, все поступившие запросы будут учтены.
В целом, Круглый стол получился очень насыщенным и продуктивным. Все участники, как производители, так и представители власти, отметили, что совместная работа над проблемой утилизации крайне необходима и выразили уверенность в проведении подобного мероприятия в скором времени.

Роман Коротков

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация