«Автомобили «Урал» - из фронтовой колеи – на мирные дороги. Грузовик ЗиС-5В

Автомобильный завод «УРАЛ» принадлежит к категории предприятий, на жизнь которых Великая Отечественная война оказала судьбоносное влияние. Этот автозавод, известный сегодня во всей России и за ее рубежами, появился на свет в фронтовые годы, как говорят сегодня, «с нуля», на базе эвакуированных цехов завода имени Сталина.

30 ноября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение организовать на Урале автомоторное и литейное производство. Тревожные вести с фронтов обязывали: уж слишком вплотную к Москве подошли фашистские захватчики. И потянулись в Миасс эшелоны с оборудованием. Здесь, на громадном пустыре, оно монтировалось, несмотря на лютые морозы, практически круглосуточно. Параллельно с монтажом возводились производственные корпуса — в рекордные даже по современным меркам сроки. Уже в марте 1942 года заработал первый цех, в апреле стали выпускать первые коробки передач и двигатели. В принципе, задание ГКО было выполнено. Но фронт остро нуждался в автомобилях…

03_UralAZ_2.jpg

В 1943 году принимается решение о том, что моторный завод перестраивается в автомобильный. Как и ранее, это событие форсируется, осуществляется в сжатые сроки. Первый грузовик ЗиС-5В, получивший у фронтовиков имя «Захар» (иногда — более душевно — «Захарка»), сошел с конвейера 8 июля 1944 года. Спустя две недели первая партия новых автомобилей ушла на фронт.

На новом грузовике, собранном в Миассе, тормоза были установлены только на задних колесах. Он имел деревометаллическую кабину, деревянными были подножки и брызговики, взамен крыльев обтекаемой формы — упрощенные гнутые крылья. Но именно в силу своей простоты и благодаря более мощному двигателю «ЗиС-5М» (76 л. с.) уральские машины обладали высокой надежностью и безотказностью в эксплуатации. Они считались лучшими грузовиками в условиях военного времени. На них монтировались знаменитые «катюши», они трудились на войне рядом с горьковскими «газиками» и американскими «студебеккерами». С самого своего рождения «Урал» помогал армии ковать Великую Победу.

Почти шестьдесят пять лет минуло со дня окончания войны. Но сотрудничество Уральского автозавода с Вооруженными силами страны сохранено, здесь были созданы армейские автомобили многоцелевого назначения, обладающие высокой проходимостью и надежностью. Автомобиль «Урал» выполнял возложенные на него боевые задачи в Афганистане, Чечне, при ликвидации других локальных конфликтов, спасал жизни наших ребят, находясь вместе с ними в «горячих точках», на передовой. Сегодня автомобиль «Урал», созданный по тактико-техническим требованиям ведущих специалистов Министерства обороны страны и Главного автобронетанкового управления, ассоциируется с российской армией. Даже в голливудских фильмах про противостояние СССР и США обязательно присутствует «Урал-375» или «Урал-4320». Это своеобразное признание со стороны бывшего идеологического противника автомобиля «Урал» — как символа российской армии: такого же, как знаменитый автомат Калашникова.

Сегодня предприятие постоянно модернизирует свою армейскую продукцию, повышая его унификацию. За последние годы по техническим заданиям специалистов ГАБТУ разработаны и внедрены узлы и агрегаты, позволяющие поднять технический уровень автомобилей, улучшить их параметры. В настоящий момент АЗ «УРАЛ» участвует во всех программах ГАБТУ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию новых, перспективных моделей армейских автомобилей многоцелевого назначения.

Среди гражданских заказчиков преобладают крупные нефтегазодобывающие компании (ОАО «Газпром», «ТНК-BP», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз»). Высокая проходимость, большая грузоподъемность, надежность, простота технического обслуживания сделали автомобили «Урал» незаменимой техникой для различных отраслей промышленности, сельского хозяйства, силовых структур. Главной отличительной особенностью автомобилей семейства «Урал» является высокий уровень проходимости. Способность двигаться по бездорожью обеспечивается мощным двигателем, специальной конструкцией ведущих мостов, централизованной системой регулирования воздуха в шинах и рядом других конструктивных особенностей.

Миасские грузовики способны эффективно работать при температурах окружающего воздуха от –50 до +50 °С, имеют высокую ремонтопригодность и рассчитаны на безгаражное хранение.

На базе шасси автомобилей «Урал» монтируется более 400 образцов спецтехники: вахтовые автобусы, подъемные краны, автоцистерны, топливозаправщики, пожарные автомобили, ремонтные мастерские, разнообразные агрегаты для нефтегазового и лесопромышленного комплекса, горной промышленности и коммунального хозяйства. Семейство автомобилей имеет высокую степень унификации по агрегатам и комплектующим, что позволяет снизить затраты на производство, дальнейшее техническое обслуживание и эксплуатацию.

С 2005 года Автомобильный завод «УРАЛ» входит в новую для предприятия нишу дорожных грузовиков. На сегодняшний день освоено серийное производство таких автомобилей, как седельный тягач «Урал-63674» (4х2, полная масса автопоезда 42 т), самосвал «Урал-63685» (6х4, грузоподъемность 20 т), самосвал «Урал-6563» (8х4, грузоподъемность 25 т).

С 2007 года предприятиями — производителями навесного оборудования началось активное освоение производства спецтехники на базе дорожных автомобилей марки «Урал»: автокранов, сортиментовозов, автобетоносмесителей, металловозов, самосвалов с трехсторонней разгрузкой, автоцистерн и др.

В 2009 году Автомобильный завод «УРАЛ» «Группы ГАЗ» приступил к серийному производству новых внедорожных грузовиков «Урал-4320-58». Они оснащены комфортабельной кабиной капотного исполнения, отвечающей современным нормативным и эргономическим требованиям. Кабина — трехместная, имеет подрессоренное сиденье водителя, регулируемую по углу наклона рулевую колонку. Зеркала заднего вида, широкоугольное зеркало и зеркало бокового обзора, омыватель стекол, стеклоочиститель, устройство обдува стекол ветрового и боковых окон обеспечивают выполнение современных норм по обзорности. Опционально возможна установка независимого отопителя и кондиционера.

Применение систем пневмоуправления раздаточной коробкой и стояночным тормозом позволяет обеспечить дополнительное пространство в кабине и улучшить условия работы. Использование специальных обивочных материалов обеспечивает высокий уровень герметичности, тепло- и шумоизоляции кабины.

Традиционно автомобили «Урал» предназначены для эксплуатации в отрыве от близкорасположенных баз, увеличенный объем кабины в этих условиях позволяет разместить необходимые в дальней дороге личные вещи. Опционально может быть заказана кабина со спальным местом; для седельных тягачей она являемся базовой.

Оперение кабины — интегрального типа, стеклопластиковое, ремонтопригодное, не уступающее по прочности металлу. Применение интегрального oпepeния обеспечивает удобный доступ к двигателю и его системам и позволяет сократить трудоемкость технического обслуживания и ремонтных работ.

В новых грузовиках используется внедорожное шасси семейства «Урал-4320», которое вобрало в себя последние технические улучшения, осуществленные предприятием: внедрение новых раздаточных коробок с пневмоуправлением, усиленных ведущих мостов, пластиковых трубопроводов, эффективной тормозной системы, импортных рулевых механизмов и т. п.

Автомобили семейства «Урал-4320-58» комплектуются двигателем ЯМЗ-236НЕ2 (мощность 230 л. с.), возможна установка ЯМЗ-7601 (300 л. с). Установка новой, более объемной кабины не повлияла на изменение монтажных свойств, сохранена и монтажная длина рамы, которая составляет 5,62 м. Таким образом, на базе модификаций автомобиля «Урал-4320-58» возможно размещение всех видов специальной техники, устанавливаемой на шасси семейств «Урал-4320-40/41», «Урал-5557/55571-40».

Длиннобазная модификация нового автомобиля — трехосное полноприводное шасси «Урал-4320-1951-58» — обладает увеличенной грузоподъемностыо (до 13 т). Передний мост грузовика рассчитан на нагрузку до 6,5 т, что более чем на 1,2 т больше, чем у серийного аналога.

Полная масса автопоезда у седельного тягача «Урал-44202-0311-58» (колесная формула 6x6) составляет 32 т против 28 т у серийного аналога. Нагрузка на седельно-сцепное устройство — 10 т (у серийного «Урал-44202» — 8 т).

Новый автомобиль предлагается в трех вариантах исполнения: шасси (под размещение различных типов специальной техники), седельный тягач и вахтовый автобус. В ближайшей перспективе завод планирует прекратить выпуск автомобилей со старой кабиной и полностью перейти на применение новой кабины.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация