Обзор ретро грузовиков времен СССР: от АМО до КамАЗа

Для развития любой страны необходим транспорт для перевозки грузов. Поэтому Советский Союз с первых лет своего существования стремился к созданию мощных автомобилей для обеспечения строительства, сельского хозяйства, обороноспособности. Грузовики СССР должны были ни в чём не уступать мировым лидерам автомобилестроения. Многие из них – были локализованными и адаптированными копиями иностранных производителей.

Обзор самых легендарных моделей грузовиков времён СССР

Фото грузовых автомобилей СССР выпуска 1930-х и 1940-х годов

Всё началось со старинного грузовика АМО Ф-15. Полная копия итальянского автомобиля дала первый опыт отечественным автомобилестроителям. Затем появился легендарный ГАЗ АА/ММ – воин и труженик. Инженеры научили машину выполнять разные задачи в любых условиях.

Восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство и строить социалистическое общество помогали ЗИС-5, ГАЗ-51 и ЗИЛ-130. А МАЗ 500 и КамАЗ 5320 стали инновационными моделями своего времени.

АМО-Ф-15

Фото первого советского грузовика Ф 15, производимого заводом Автомобильное московское общество АМО

К сборке первых АМО-Ф-15 приступили на заводе Автомобильного Московского Общества в январе 1924 г. За образец взяли Fiat 15 ter. Производственной группой руководил В. И. Ципулин. В распоряжении инженеров имелись 2 автомобиля и всего 676 чертежей, из которых только 163 документа были оригинальными из Италии.

Первые машины делали кустарным способом. Заготовки осей, коленвалов и брусьев рамы ковали ручным молотом. Также вручную выколачивались крылья и капот. Металлические листы размечались мелом или чертилкой. По контуру детали высверливались отверстия, и лишние куски железа отбивались кувалдой.

На АМО-Ф-15 стоял 4-цилиндровый мотор, который при 1400 оборотах в минуту развивал мощность 35 л. с. Максимальная скорость достигала 50 км/ч. Первые экземпляры машины заводились несъёмной пусковой ручкой, были оснащены карбидными фарами и клаксоном.

Кабина с брезентовым откидным верхом имела одну дверь. Причём при правом расположении руля дверь находилась с левой стороны, а справа крепилось запасное колесо. Между запаской и бортом находился ручной тормоз.

7 ноября 1924 года первые советские грузовики, окрашенные в красный цвет, проехали по Красной площади во время демонстрации, приуроченной к 7 годовщине Октябрьской революции. Осенью три автомобиля совершили безаварийный испытательный пробег длиной 2 тыс. км. Весь путь АМО-Ф-15 преодолели за 62,5 часа при средней скорости 32 км/ч.

ГАЗ АА/ММ

Грузовик ГАЗ АА/ММ Полуторка на параде Победы в Челябинске

Первые экземпляры грузовика ГАЗ АА были точной копией американского Ford AA. Вскоре советские конструкторы модифицировали и улучшили компоновку кузова, рулевое управление, усилили картер сцепления и установили воздушный фильтр, который отсутствовал на Форде. Конвейерное производство улучшенного автомобиля началось 29 января 1932 г.

Через год заводские инженеры добились, как сейчас модно говорить, локализации производства: в сборке использовались только произведённые в СССР комплектующие. Машину, имевшую грузоподъёмность 1,5 тонны, в народе назвали «полуторкой».

Главной конструкционной особенностью ГАЗ АА/ММ было устройство трансмиссии и задней подвески. Коленчатый вал находился внутри торсионной трубы и не контактировал с ней. Торсион передавал толкающее усилие от задних колёс на срединную поперечину несущей рамы и компенсировал продольный крутящий момент.

Двигатель с низкой степенью сжатия позволял использовать любую марку бензина, и даже керосин. В грузовике отсутствовал бензонасос, а подача топлива осуществлялась самотёком. В 1938–39 годах создаются машины с газогенераторной установкой: ГАЗ-42 позволял ездить на дровах, ГАЗ-43 – на угле, а ГАЗ-44 – на газе.

Модификации легендарной полуторки выполняли многочисленные и разнообразные боевые и тыловые задачи. Это был самый востребованный военный грузовик СССР. Во время войны автомобили выпускались без правой фары, бампера, глушителя и зеркал заднего вида. Передние колёса не оснащались тормозами. Вместо сиденья водителя устанавливалась деревянная скамейка.

ЗИС 5

Грузовик ЗИС 5В времён ВОВ выезжает с территории завода

Ещё одним легендарным автомобилем 30-х, 40х годов прошлого века был ЗИС 5. Трёхтонник, как и Полуторка, был локализованной копией американского автопрома, но уже доработанной. Только в отличии от Горьковского, московский грузовик делали по документации Autocar.

За свою жизнь с 1933 по 1958 года грузовик выпускали в нескольких модификациях на трёх заводах. Изначально машина была разработана на московском заводе им. Сталина. В июне 1933 года с конвейера ЗИС сошёл первый трёхтонный грузовой автомобиль. Во время войны предприятие было эвакуировано. Сначала в Ульяновск, где с 1942 оп 1944 гг. выпускали УльЗИС 5, а затем на Урал, где в кратчайшие сроки был освоен выпуск УралЗИС 5В, который в народе получил прозвище Захар Иваныч или Захарка.

Изначально ЗИС 5 оснащался двигателем мощностью 73 л.с. и доработанной КПП с оптимизированными передаточными числами. Гидравлические передние тормоза американской машины были заменены на более доступные – с механическим приводом. Кстати, во время войны от передних тормозов вообще отказались.

Конструкция машины была максимально оптимизирована. Несмотря на то, что в ЗИС 5 состоял из более чем 4 500 деталей, разобрать и собрать его можно было с использованием минимального количества инструмента. Всё это способствовало его популярности не только в СССР, машина активно поставлялась на экспорт – в Турцию, Испанию, Китай, Румынию, Монголию.

ГАЗ-51

Архивное фото советского грузовика ГАЗ 51

Ещё в 1937 году на Горьковском автозаводе начинается разработка грузовика, который сменит ГАЗ АА/ММ. Через год первый образец ГАЗ-51 был собран. В марте 1943 г. конструкторский совет по итогам испытательных пробегов утверждает программу доработки и запуска в производство новой модели. В 1946 г. с конвейера сошло 3136 серийных ГАЗ-51.

В конструкции автомобиля инженеры применили технические новинки:

  • Алюминиевая головка блока цилиндров.
  • Масляный фильтр с двойной очисткой и маслорадиатор.
  • Регулируемый подогрев топливной смеси.
  • Радиатор с жалюзи.
  • Поршневые кольца из хромированной стали.
  • Биметаллические вкладыши коленчатого вала.

ЗИЛ-130

Грузовик ЗИС 5В времён ВОВ выезжает с территории завода

В 1953 году на заводе имени Лихачёва создаётся конструкторское бюро по проектированию нового грузовика ЗИЛ-130. Работой инженеров руководил А. М. Кригер. Началось тщательное изучение аналогичных зарубежных моделей. Однако советские разработчики хотели не копировать идеи, а превзойти технические характеристики иностранных автомобилей.

На ЗИЛ 130 поставили почти такой же двигатель, как и на представительском лимузине ЗИЛ-111. Только на грузовике работал дефорсированный вариант силовой установки. Восьмицилиндровый V-образный мотор потерял в мощности, зато появилась возможность использовать дешёвый бензин марки А-72.

Рулевое управление оснащалось гидроусилителем. Коробка переключения передач имела пять ступеней, четыре из которых были оснащены синхронизаторами. Благодаря этому машина легко трогалась со второй скорости, а первая передача использовалась на крутых подъёмах или в условиях бездорожья. В кабине стояло панорамное лобовое стекло.

На Лейпцигской ярмарке в 1963 году ЗИЛ-130 завоевал международное признание, получив золотую медаль и диплом. А массовое производство грузовика стартовало 1 октября 1964 года.

МАЗ-500

Фура МАЗ 500, архивное фото

К разработке МАЗ-500 на Минском автозаводе приступили в феврале 1957 г. Проектировщикам предстояло создать автомобиль с повышенными эксплуатационными характеристиками. Классическая схема компоновки не позволяла достичь цели. Выход был найден в уникальной по тому времени бескапотной конструкции.

У нововведения появились противники. Была попытка запретить работы. К счастью, на государственном уровне принимается решение довести проект до конца. Опытные образцы начали собирать в 1963 году, а серийное производство грузовиков Минского автозавода стартовало весной 1965 г.

На МАЗ 500 мотор располагался под кабиной. Руль легко вращался благодаря гидроусилителю. Телескопические амортизаторы снижали вибронагруженность места водителя. Электрическая схема автомобиля была настолько проста, что машина, даже заведённая «с толкача», работала нормально. Благодаря простоте конструкции советский самосвал получил статус «не убиваемого», а седельный тягач МАЗ 500 завоевал популярность у дальнобойщиков.

КамАЗ-5320

Первый грузовик КамАЗ 5320 на конвейере Камского автомобильного завода, архивное фото

Прототипом первого грузовика Камского автозавода послужила… разработка завода им. И. А. Лихачёва – ЗИЛ-170. В конце 1972 года, когда в городе Набережные Челны строился комплекс предприятий по производству тяжёлых грузовиков, документацию и опытные образцы ЗИЛ-170 передали на Камский автозавод. Модель, на которую установили дизельный мотор мощностью 210 л. с., стала называться КамАЗ 5320. Первые 5 автомобилей сошли со сборочного конвейера 16 февраля 1976 года.

На грузовике установлен V-образный восьмицилиндровый дизельный мотор КамАЗ-740. Конструкция двигателя выполнена по уникальной схеме встречного движения поршней. Идею переняли у силовой установки советского танка Т-64, принятого в то время на вооружение. Рулевое управление было снабжено гидроусилителем.

На машине установлены 4 тормозные системы:

  • рабочая;
  • стояночная;
  • вспомогательная;
  • запасная.

КамАЗ 5320, ставший первым грузовиком в модельном ряду Камского автозавода, выпускался с 1976 до 2000 г.

Автор: Геннадий Петров

Поделиться
Подпишись на Я.Н