Утилизация грузовиков: как это работает

В период финансового кризиса многие страны мира, включая Россию, ввели программы поддержки промышленности, в частности программы по утилизации автомобилей. Всё чаще мы слышим о мерах по обновлению парков автотранспортных предприятий, в частности о распространении программ по утилизации автомобилей на грузовики и автобусы. Разобраться как это работает, чем и кому выгодно сдавать старую машину в утиль мы и попытаемся в этой статье.

 

В последнее время всё чаще мы задумываемся о том, чем мы дышим и что употребляем в пищу. Эта озабоченность подвигает государственные институты вводить более жесткие требования к техническим средствам, влияющим на загрязнение окружающей среды, в том числе к транспорту. Новые требования экологических стандартов к выхлопным газам заставляют производителей совершенствовать двигатель, выпускную систему, включая систему очистки отработанных газов. К производителям топлива также предъявляются более жесткие требования. В обиход стали входить новые понятия – экологичность, переработка, утилизация. Наконец появляется вопрос практического характера: «А кто кому должен платить на утилизацию старого авто?». С одной стороны, за работу, в том числе по утилизации, нужно платить, с другой – сдавая в утиль, скажем, металлическую стружку можно получить хоть какие-то деньги. Так почему, отдавая старую и в большинстве случаев уже не используемую машину (грузовик, автобус и т. п.) нужно еще и платить деньги?

Разные узлы и детали старого автомобиля изнашиваются неравномерно. Некоторые из них вполне пригодны в качестве запчастей для ремонта. Поэтому со старого грузовика отбираются детали, пригодные к использованию и которые можно реализовать на вторичном рынке. Остальное необходимо рассортировать по типу материала. Сильно изношенные и не пригодные детали отправляются в переплавку или сжигаются.

Сильно возросшие цены на металл и энергоносители заставили задуматься о поиске менее затратных ресурсов. Не секрет, что сейчас всё большим спросом начинает пользоваться металлолом.

 

Переплавка обходится дешевле, чем добыча металла из руды. По подсчетам специалистов, в новом грузовом автомобиле до 50% кованого железа по массе получено из переработанного металла. А процентное соотношение чугуна может доходить до 97 %. На производство новой продукции из переработанных материалов тратится меньше энергии, что значительно способствует защите окружающей среды и, естественно, экономит финансовые ресурсы предприятия. Значение переработки возрастает не только при росте цен на сырье, но и в случае нехватки какого-нибудь материала.

На разбор грузовика у бригады механиков уходит пять-семь дней. Основные трудности связаны с тем, что на многих болтах и шпильках креплений образовывается ржавчина, надежно удерживающая их. Для того чтоб вывернуть их, нужно применить специальные составы, разъедающие ржавчину или нагревать их сварочной горелкой.

В мастерскую въезжает грузовой автомобиль Volvo FH 460 Euro-3 2002 года выпуска. Пробег автомобиля составляет более одного миллиона километров, поэтому дни его активной эксплуатации уже позади. В Вольво Трак Центре, расположенном недалеко от Гетеборга, такие грузовики разбираются до последнего болта, а материалы подвергаются переработке.

Недавно прибывший в мастерскую грузовик Volvo FH тщательно осматривается. Основное внимание при осмотре уделяется утечке масла и другим явным признакам неисправностей. Все вмятины и места ржавчины маркируются желтой стрелкой и идентификационным номером грузовика, после чего детали помещаются в контейнер, на котором также имеется маркировка с номером транспортного средства. Необходимо сделать так, чтобы все детали, которые признаны годными к продаже, можно было связать с конкретной моделью грузовика, годом выпуска и серией.

«При разработке и производстве новых грузовых автомобилей мы продумываем технологию, которая будет применяться при последующей разборке и переработке грузовика. Например, вместо металлических фиксаторов мы используем пластмассовые, так как их намного легче снять», – объясняет Ларс Мартенссон.

По технологии, разбор грузовика начинают от передней части к задней. Сначала снимают все детали в кабине и на ней. Зеркала сиденья, детали облицовки и электрооборудование вполне пригодно для реализации, если, конечно, они в приемлемом состоянии. Чаще всего, коробка передач, редуктора, мосты, раздаточные коробки также отправляются на перепродажу. Эти узлы вполне ремонтопригодны и после замены шестерен, валов, подшипников и прочих деталей, износ которых велик, они пользуются спросом. Важным этапом является слив хладагента, ведь он является очень вредным веществом. Также осуществляется слив и герметизация других технических жидкостей, используемых в автомобиле – моторное и трансмиссионное масло, тормозная жидкость и т. д.

Для наглядности приведем еще один пример. При замене одного грузового автомобиля, отвечающего экологическим нормам стандарта Евро-3, на грузовик Евро-5, выбросы твердых частиц в атмосферу сокращаются на 80%. Что касается выбросов газов, вызывающих парниковый эффект, то за весь срок эксплуатации диоксидов углерода в отработавших газах современного автомобиля меньше, чем у грузовиков предыдущих поколений почти 86 тонн.

Роман Коротков

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация