Уплотнять легко! Обзор рынка виброплит

В процессе дорожного или иного строительства часто бывает необходимо создать плотный слой связного, смешанного или гранулированного строительного материала либо обычного грунта, который впоследствии не просядет под воздействием нагрузки и не испортит тем самым «ландшафт». В случаях, если каток применить нельзя, на помощь приходит технология динамического уплотнения материала посредством ручного вибрационного устройства.

Вибротрамбовки
Это наиболее доступный по цене и легкий механизированный инструмент виброуплотнения с нужными характеристиками. Вибротрамбовка («вибронога») придет на помощь, если дорожный материал достаточно мягкий или рабочее пространство сильно ограничено – например, в траншее на прокладке трубопроводов и телекоммуникаций или при уплотнении подложки под ленточный фундамент.
Конструктивно вибротрамбовка представляет собой агрегат с жидкотопливным или электрическим двигателем, который приводит в движение вибраторный механизм. Усилие передается от привода к вибрационному блоку через редуктор. Все оборудование смонтировано на стальной раме с ручками. При работе вибротрамбовка подпрыгивает на стальной площадке с примерным размером 33×28 см (называемой «стопа», «подошва» или «пята», больший размер – по ширине) на высоту 60-65 мм. Особо тяжелые устройства весом до 90 кг способны уплотнить слой грунта глубиной до 0,8 м.
Первые параметры агрегата – его экономичность и цена. В этом отношении самые недорогие и приемлемые по мощности и массе – механизмы с электроприводом. Электродвигатель практичен в обслуживании, он не выделяет вредных выхлопных газов, мало шумит. Потребность в электросети обычной электрической вибротрамбовки вполне можно обеспечить портативной электростанцией с синхронным генератором соответствующей мощности.
Бензиновая вибротрамбовка сопоставима по цене с электрической моделью аналогичного класса. Двигатель может быть как четырехтактным (Honda, Subaru или др.), так и двухтактным с принудительным впрыском масла. Дизельные модели обычно самые мощные, поэтому они стоят гораздо дороже, долговечны и надежны (лучшие моторы – от Yanmar и Hatz), однако не запускаются при отрицательных температурах. Оценивать затраты на эксплуатацию и определять, стоят ли они полученных преимуществ в форме полной независимости оборудования от электричества, решать придется покупателю. Если стройплощадка оборудуется электростанцией, то предпочесть все же стоит электрическую модель.
Разобравшись с типом привода, обратите внимание на остальные важные характеристики. Хотя конструкция у всех вибротрамбовок более-менее одинаковая, они отличаются рабочим весом, силой ударного воздействия (центробежной силой), шириной пяты, частотой и амплитудой ее хода (а следовательно, производительностью), эргономикой, а также таким тонким понятием, как «надежность». Все это приводит к различной эффективности применения механизма на разных материалах и в разных режимах эксплуатации. Из других опций можно отметить наличие колесного комплекта и захватов на раме (для передислокации оборудования), кожуха для защиты двигателя от осадков, счетчика моточасов и качество виброизоляции ручки управления.
Вибротрамбовки выпускает огромное количество компаний, из них наиболее известно оборудование марок Belle, Wacker, Weber, Ammann.

Виброплиты
Если поле для работы более обширное, а утрамбовать нужно не только щебень и другой несвязный материал, но и асфальтобетонную смесь (при этом каток по-прежнему неуместен), тротуарную плитку или брусчатку, хорошо подойдет виброплита. Это следующий по мощности класс виброагрегатов, соответственно и применений у него больше.
Колебательное оборудование с износостойкой опорной плитой крепится на жесткой рамной конструкции и приводится в движение электрическим или жидкотопливным двигателем. На выбор типа привода прямо влияет геодезия стройплощадки и ее обеспеченность электропитанием. Если электричества нет, выбирать придется между дизельными и бензиновыми моделями. Первые хороши для профессиональных тяжелых работ с асфальтом, вторые проще и намного дешевле (при покупке, а не эксплуатации). Что касается способа передвижения, то бывают ручные, самоходные, навесные, прицепные и даже дистанционно управляемые виброплиты – ассортимент позволяет выбрать агрегат по вкусу даже самому придирчивому потребителю.
При покупке виброплиты, после оценки экономичности затрат и экплуатации, следует знать характеристики материалов, которые будут уплотняться данным оборудованием. Дело в том, что в конструкцию виброплиты, как правило, заложено гораздо больше опций и дополнительного оборудования, чем их имеется у простой виброноги.
Производственные параметры традиционны: центробежная сила, площадь основания (она может варьироваться в пределах 40-75 см в ширину и 50-95 см в длину) и рабочая масса (наиболее мощные виброплиты имеют массу около 700 кг). «Вес виброплиты является ее основной характеристикой: чем больше вес и плошадь подошвы, тем больше производительность и тем больше энергозатраты, – говорит Ирина Груздева, старший менеджер отдела продаж ООО «Зитар» (Москва). – Никаких расходных частей у виброплит нет, ломаться там нечему, поэтому в ремонте они бывают редко и чаще всего по причине неправильной эксплуатации».
Помимо главных опций, есть и второстепенные, однако не менее интересные. В первую очередь это дополнительное оборудование – например, при укладке асфальта (чтобы он не налипал на подошву) нужна подача воды. При работе в узкой траншее или ямочном ремонте дороги желательна возможность реверса, то есть обратного движения виброплиты без ее разворота, а заодно и наличие перекидного направляющего поручня. Имейте ввиду, что реверсивная виброплита в 1,6-2 раза дороже нереверсивной того же веса, вообще же реверсивные плиты обычно выпускаются в самом «тяжелом весе». Не помешает и система амортизации, которая снижает вибрацию на этом поручне. При трамбовке брусчатки или тротуарной плитки потребуется специальный эластичный мат из полиуретана, закрепляемый на подошве. Не забудьте оценить производительность оборудования, на которую прямо влияет скорость перемещения виброплиты. Достаточно важна полная изоляция ременного механизма от песка и обломков уплотняемых материалов с помощью специального кожуха. Оборудование будет служить намного дольше, если между рабочей плитой и вибратором нет болтовых соединений.
Нередко также виброплиты делаются разборными для облегчения их транспортировки по площадке и между объектами, а часть моделей может похвастаться транспортными колесами и складывающейся рукояткой.
Наиболее универсальны легкие нереверсивные виброплиты с мощностью двигателя 3-6 л. с., частотой колебаний около 100 Гц (амплитуда 1-2 мм) и усилием уплотнения 10-40 кН. Оптимальная площадь подошвы составляет 1500-3500 кв. см, причем лучше всего чугунные подошвы – стальные подвержены сильному износу.

  


Рабочий вес, кг

Производительность машин, м/ч (т/ч), при уплотнении асфальтобетонной смеси в слое

покрытия толщиной, см (плотные слои)

  основания толщиной, см (пористые смеси)

 4

6

 8

 8

 10

12

 

Виброплиты прямого хода

40-50

25-30 (2-3)

10-15 (1,3-2)

60-70

40-60 (4-6)

35-50 (5-7)

15-20 (3-4)

20-30 (4-5)

80-120

70-80 (6-7)

60-70 (8-9)

50-60 (9-11)

60-70 (10-14)

50-60 (11-14)

40-50 (11-14)

130-180

 85-95 (8-9)

 80-90(10-12)

70-80 (12-14)

80-90 (13-17)

70-80 (16-18)

60-70 (16-19)

Виброплиты реверсивные

100-130

80-90 (7-8)

70-80 (8-10)

60-70 (9-12)

70-80 (10-13)

60-70 (14-16)

55-65 (15-18)

150-250

90-100 (10-12)

70-80 (12-14)

 90-100 (13-18)

70-80 (16-18)

65-75 (18-21)

300-450

100-120 (18-22)

120-140 (21-25)

100-120 (23-28)

90-100 (25-28)

Таб. 1. Производительность виброплит. По данным Б. С. Марышева и О. Б. Гопина (ФГУП «СоюздорНИИ»)

 

Рекомендуемые режимы уплотнения (частота, Гц) (амплитуда, мм) для

слоя покрытия (плотные смеси)

слоя основания (пористые смеси)

Виброплиты прямого хода

(>=80) (<=1,4)

(>=70) (<=2,0)

Виброплиты реверсивные

 (>=65) (<=1,4)

(>=55) (<=2,0)

Для качественного уплотнения асфальтобетонной смеси и избежания образования поперечных трещин следует использовать наибольшую возможную частоту и минимальную амплитуду вибрации.

Таб. 2. Рекомендуемые режимы уплотнения асфальтобетонной смеси. По данным Б. С. Марышева и О. Б. Гопина (ФГУП «СоюздорНИИ»)

Олег Никитин

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация