Как производят сочленённые самосвалы, экскурсия на завод Volvo CE в Браасе

Каждый год в середине июня компания Volvo CE, подразделение производящее строительную технику Volvo, проводит Volvo Days – Дни Volvo. В рамках этого мероприятия группа международных журналистов посетила завод компании по производству шарнирно-сочленённых самосвалов.
Производственные площадки компании Volvo CE располагаются в нескольких странах, четыре из них находятся в Швеции. Завод шарнирно-сочленённых самосвалов располагается недалеко от границы с Данией в городе Браас. Местоположение завода совершенно не типично для нас: он располагается в экологически чистом районе, в лесном массиве. Так сразу и не скажешь, что едешь на машиностроительное предприятие: никакого дыма, неприятного запаха и промышленного шума – вокруг тишина и пение птиц. В компании Volvo очень гордятся тем, что в прошлом году завод сумел сократить выбросы парниковых газов в атмосферу до нуля. Даже в цехах сварки и лазерной резки металла нет типичного для наших российских предприятий запахов.
В Volvo CE основными столпами работы предприятий является качество, безопасность и забота об окружающей среде. Даже электричество, получаемое заводом шарнирно-сочленённых самосвалов в Браасе, является «экологически чистым» продуктом – оно вырабатывается ветряными электростанциями. Конечно, проверить это нам не удалось, но, как отмечает руководство завода, это прописано в договоре с поставщиком.
На заводе по производству шарнирно-сочленённых самосвалов Volvo в Браасе работает 850 сотрудников. Площадь завода составляет порядка 39 000 квадратных метров из которых 30 000 – это производственные площади, а около 9000 – офисные и вспомогательные помещения. Поскольку завод расположен за городом, питание сотрудников организовано на территории предприятия. Прекрасно оборудованная столовая и замечательные повара накормят всех, даже привередливых международных журналистов, приехавших выяснять производственные секреты успешного предприятия.
Именно ради сохранения в тайне производственных секретов нам запретили проводить фото и видео съёмку, особенно подчеркнув, что нельзя пользоваться и телефоном. Разделив и так не многочисленную группу журналистов на две, нас пригласили в цеха завода.
Завод Volvo в Браасе осуществляет полный цикл производства рам и кузовов шарнирно-сочленённых самосвалов и сборку машин. Некоторые узлы собираются на других предприятиях Volvo Group или приобретаются у сторонних поставщиков. Так, например, двигатель и трансмиссия поступают с заводов Volvo Trucks в Швеции, предварительная сборка кабин осуществляется шведском заводе Volvo CE, а колёса закупаются у четырёх различных поставщиков: Bridgestone, Michelin, Goodyear и Yokohama. Вообще, шарнирно-сочленённые самосвалы Volvo могут поставляться в 74-х различных вариантах комплектаций шин. Такой большой выбор резины обусловлен широкой областью применения машин Volvo и обширной географией поставок: так во Франции клиенты отдают предпочтение колёсам Michelin, тогда как японцы выберут Bridgestone или Yokohama.
Рама шарнирно-сочленённого самосвала Volvo состоит примерно из 70 деталей. Для изготовления многих из них используется лазерная резка, которая позволяет точно (погрешность 0,01 %) и с наименьшими отходами осуществить раскрой листового металла. Чтобы снизить отходы, в компании применяют листы различного размера – самый большого из которых 6х2 метра, а самый маленький 3х1,5 метра. Интересно то, что кромка деталей делается не ровной, а с насечками. Это сделано для удобства дальнейшей сборки – детали составляются как конструктор Лего, что обеспечивает точность сварки деталей. Сама сварка осуществляется в три этапа – разметка, затем рабочий «прихватывает» точечной сваркой места швов и проваривает углы, а затем робот осуществляет полную сварку.
Некоторые детали подвергаются токарной обработке – просверливаются технологические отверстия, которые небыли вырезаны на этапе лазерной резки, нарезается резьба, там, где она необходима.
Для нанесения качественного лакокрасочного покрытия металл необходимо подготовить – удалить окалины и придать необходимую шероховатость поверхности. Для этого деталь отправляют в дробеструйную камеру, где производится «обстрел» дробью диаметром от 1 до 1,6 мм. За одну минуту на деталь обрушивается 2,4 тонны стальных шариков летящих со скоростью 250 км в час. На обработку одной детали уходит от 6 до 12 минут, в зависимости от её размера.
После такого «душа» узлы полностью готовы к окраске и отправляются в покрасочный цех. Специальные роботы наносят слой лакокрасочного покрытия толщиной 0,1-0,152 мкр, после чего производится 30-тиминутная сушка при температуре 120 градусов. Далее деталь остужают и отправляют на сборочный конвейер.
Сборка шарнирно-сочленённых самосвалов Volvo производится на «хирургическом столе» – сборочном конвейере, состоящем из 60 постов, 23 из которых роботизированы. Линия конвейера тут не прямолинейная. Посты располагаются змейкой, что позволяет разместитьпроизводство более компактно. На каждую операцию отводится 42 минуты, а на 46 минуте деталь перемещается на следующий пост сборки. По всему сборочному цеху развешены электронные часы, которые отсчитывают оставшееся до перемещения время.
Сначала на раму устанавливается сцепления, затем протягивается «нервная и кровеносная системы» самосвала – электропроводка, топливопроводы и теплообменники. Далее передний мост, задняя дуга и амортизаторы. На следующем этапе устанавливается «сердца машины» – двигатель с КПП и гидравлика, а также рулевое управление. После этого производится регулировка, вешается топливный бак, радиатор и осуществляется проверка. Только после этого шарнирно-сочленённому самосвалу устанавливают «голову» – кабину, которая предварительно собрана на заводе Volvo CE расположенном неподалёку. Ну и в завершении машину «одевают», установив капот, крылья, кузов, заливают жидкости и подают «тапочки», выбор которых достаточно велик: 24 стандартных варианта шин и ещё 50 видов различной специальной «обувки». Перед отправкой клиенту 100% шарнирно-сочленённых самосвалов Volvo отправляются на диагностику, а затем на «беговую дорожку» для проверки работы всех систем автомобиля.
Вот так происходит рождение шарнирно-сочленённых самосвалов Volvo. Кстати самый первый шарнирно-сочленённый самосвал был собран ещё в 1966 году и был предназначен для работы на сельскохозяйственных предприятиях. С тех пор машины претерпели 10 898 изменений и улучшений, а Чарли – так называлась эта первая машина (Gravel Charlie) – и сейчас можно увидеть. Она представлена в Munktell Museum в городе Эскильстуна, который считается родиной подразделения строительной техники Volvo, об этом читайте на страницах журнала «ТЕХНОmagazine» и сайте издания. Анонсы появления этих статей будут опубликованы в нашей официальной группе во ВКонтакте (www.vk.com/tmagazineru)
Редакция благодарит компанию Volvo CE и её российское представительство АО(Н) «Вольво Восток» за организацию посещения завода и клиентского центра Volvo CE
Автор: ТЕХНОmagazine