Мобильный и маневренный фронтальный погрузчик

Мобильный и маневренный фронтальный погрузчик способен выполнять погрузочные и транспортные работы, зачищать рабочие площадки. Машины завоевывают все большее признание, заменяя на ряде технологических операций одноковшовые экскаваторы и бульдозеры.

Фронтальный погрузчик с поднятым ковшом

Ковш всему голова

Уже сложилась устойчивая тенденция, когда одноковшовые фронтальные погрузчики различной вместимости основного ковша (0,68-4,5 м3 и грузоподъемности (0,75-7 т) применяются в различных отраслях строительства, городском хозяйстве, на карьерах. Распространению техники способствуют многие факторы:

  • отношение реальной грузоподъемности погрузчика к его массе в 2-2,5 раза выше, чем у гидравлических экскаваторов;
  • удельная стоимость колесного погрузчика, отнесенная к 1м3 емкости ковша, в 1,5-2 раза ниже, чем у экскаваторов;
  • высокие мобильность и маневренность, позволяющие выполнять одной машиной и погрузочные, и транспортные работы;
  • сопоставимость величин отрывных усилий на режущей кромке ковша колесного погрузчика и экскаватора при равной емкости ковша (хотя погрузчик и уступает экскаватору в реализации усилия отрыва по всей высоте забоя);
  • близость коэффициентов наполнения ковша у погрузчика и экскаватора (обычно 0,75-0,8, реже 1,0-1,1).

Фронтальные погрузчики создаются на специальных колесных шасси и имеют единую конструктивную схему со всеми ведущими колесами одинакового размера и с шарнирно-сочлененной рамой с углом складывания полурам в диапазоне 35-40°, с задним расположением двигателя (как противовес) и передним – основного ковша. Моторные отсеки российских машин позволяют устанавливать двигатели как отечественного производства, в основном Ярославского моторного завода (ЯМЗ), так и зарубежные – среднеоборотные дизели с высоким коэффициентом запаса крутящего момента, оснащенные электронными системами впрыска топлива и отвечающие экологическим требованиям. Типично использование гидромеханической трансмиссии с 3- или 4-диапазонной планетарной коробкой передач (или гидростатической бесступенчатой трансмиссии), ведущего моста с системой блокировки дифференциала, планетарного колесного редуктора, жесткой подвески переднего грузового моста и балансирной подвески заднего моста. Кабина допускает круговой обзор и оснащена регулируемым сиденьем, системами обогрева, вентиляции, шумопоглощения. Автоматизированная система переключения передач и управления рассчитана на различные режимы эксплуатации, выбираемые оператором в зависимости от условий работы. Грузоподъемная стрела – либо Z-образной, либо параллелограммной конструкции.

В России погрузчики подразделяются на 3 категории (класса): малой, средней и высокой грузоподъемности. Широкому применению машин способствует различное навесное оборудование, предлагаемое производителями:

  • монтажный крюк для штучных грузов;
  • грузовые вилы и вилы с захватом для штучных грузов;
  • челюстной захват (для погрузки длинномерных предметов);
  • ковш для связного мусора (щепа, стружка и т.п.);
  • отвал-бабочка для пробивки дорог в снежных заносах;
  • прямой бульдозерный отвал и др.

При этом модели с грузоподъемностью от 6 т, что наиболее рационально, обычно используются только для перегрузки сыпучих материалов «штатным» ковшом.

Дешево и полезно

В РФ их основными производителями являются Челябинский тракторный завод (ЧТЗ) «Уралтрак», ООО «Челябинский завод коммунального машиностроения» (ЧЗКМ), ЗАО «Орел-Погрузчик», ЗАО «Челябинские строительные и дорожные машины» (ЧСДМ, Группа «ГАЗ»), ОАО «Промтрактор». В странах ближнего зарубежья – белорусские предприятия ОАО «Амкодор», РУПП «БелАЗ», ЗАО «МАЗ-МАН» и ПО «МоАЗ».

Что касается импортных фронтальных погрузчиков, на рынке представлены компании Caterpillar (США), Liebherr и Mitsuber (Германия), Komatsu и Hyundai (Корея), Hitachi (Япония), Volvo (Швеция), XCMG, ChengGong, LiuGong, Foton, Lingong (SDLG), Longong, Сhanglin (Китай) и многие другие.

Классический модельный ряд одного из ведущих российских производителей, ЗАО «ЧСДМ», состоит из фронтальных погрузчиков В-125, -138, -160 и ТО-40. Завод не стоит на месте – в мае здесь презентовали новые модели В-140 (на замену В-138) и В-175. Эксплуатационная масса В-140 – 14 т, грузоподъемность 4,5 т, максимальная вместимость ковша 2,5 м3. Погрузчик оснащен двигателем ЯМЗ-236М2 полезной мощностью 180 л.с. Трансмиссия – 4WG-180, гидромеханическая. На погрузчике установлена унифицированная кабина с панорамным остеклением, регулируемой рулевой колонкой и джойстиковым управлением ГПМ и рабочими органами. В-175 отличают улучшенная кинематическая схема рабочего оборудования и новая кабина с панорамным остеклением. Грузоподъемность машины 7,5 т при эксплуатационной массе 24 т, объем ковша 4 м3. Двигатель – ЯМЗ-238БЕ2 мощностью 300 л.с. В текущем году ЧСДМ также планирует модернизировать В-160.

В номенклатуре ЧТЗ «Уралтрак» три современных модели погрузчиков. Самая легкая – ПК-30 (1,6 м3) с гидромеханической трансмиссией ZF 4WG-130. Особенность машины – автоматизированный кинематический возврат ковша из положения разгрузки в положение набора грунта. Также в модельном ряду ПК-46 (2,4 м3) и самая мощная машина челябинского завода – ПК-65 с эксплуатационной мощностью 240 л.с. и объемом ковша 3,6 м3.

ЗАО «Орел-Погрузчик» также улучшает свою продукцию – модели ПК-27, -33, -40, ТО-1835 и их модификации. В современных погрузчиках изменена кинематическая схема погрузочного оборудования, что облегчило манипулирование рабочими органами (в том числе быстросменными) как в холостом режиме, так и с полезным грузом. В погрузчиках увеличена устойчивость лонжеронов задней полурамы от поперечного разрушения, усилены кронштейны крепления балансирной подвески моста и рамка этой подвески, что позволило исключить поломки поперечной балки стрелы, коромысла, передних и задних полурам. Машины комплектуются гидромеханической коробкой и мостами Лозовского кузнечно-механического завода, минскими двигателями. С 2007 года все модели приобрели современный внешний вид кабины и капота, при необходимости устанавливается кондиционер, а также устройство для очистки продуктов сгорания дизельного топлива и предпусковой подогреватель.

ОАО «Промтрактор» выпускает две модели – Четра 60 (объем ковша 3,5 м3) и ПК-12.02 с модификациями. Четра 60, оснащенная двигателем ЯМЗ-238НД4-1 мощностью 238 л.с. – машина нового поколения, созданная для горной промышленности. Ее кабина полностью удовлетворяет требованиям по защите от падающих предметов и при опрокидывании. В группу погрузчиков ПК-12.02 в зависимости от конструкции ковша входят следующие модели: ПК-12.02 с универсальным ковшом, ПК-12.02-01 со скальным ковшом и съемными ножами, ПК-12.02-02 со скальным ковшом и приварными ножами.

В номенклатуре ЧЗКМ – две легких сельскохозяйственных модели: погрузчик на базе МТЗ-1221 и ПК-0,7 на базе трактора «Беларус». Завод изготовляет и монтирует на тракторы навесные гидрофицированные рамы (постоянная оснастка), а также сменные рабочие органы для погрузки лесоматериалов и укладки в скирду рулонов и копен сена.

Наиболее успешно с российскими машинами конкурируют, как водится, китайские бренды – особенно в младших классах.

Так, китайский машиностроительный гигант Xuzhou Construction Machinery Group (XCMG, КНР) настойчиво продвигает на нашем рынке две модели поколения G – ZL30G (ковш 1,7 м3, грузоподъемность 3 т) и более крупную – ZL50G (3 м3, 5 т).

Будучи изготовлены по технологии японской корпорации Kawasaki и являясь аналогом фронтального погрузчика этой фирмы, машины серии G могут комплектоваться двигателями Cummins, Steyr, CAT, трансмиссией и мостами ZF (Германия). Схема погрузочного оборудования – Z-образная. Погрузчики оборудованы гидромеханической трансмиссией, которая обеспечивает бесступенчатое переключение передач под нагрузкой. Мосты Meritor (США) придают плавный ход. Передний мост фиксированный, задний – качающийся вместе с рамой, угол качания 35°.

Модельный ряд фронтальных погрузчиков LiuGong, поставляемых в Россию, охватывает несколько машин, предназначенных для применения коммунальными службами, на строительных площадках и бетонных заводах, в горной промышленности: CLG 816 (0,8 м3, 1,5 т); CLG 835 (1,8 м3, 3 т); CLG 842 (2,3м3, 4 т); CLG 856 (3 м3, 5 т); CLG 862 (3,5 м3, 6 т); CLG 888 (4,5 м3, 8 т). Популярен в России мини-погрузчик CLG 375 (0,5 м3, 870 кг). Модель имеет большой перечень «навески» и даже унифицирована с оборудованием Bobcat. Отличается от большинства конкурентов мощным двигателем (75 л.с.), просторной и удобной кабиной.

ChengGong поставляет в Россию пять моделей, из них отметим три. Фронтальный погрузчик ZL 30B-II (1,8 м3, 3 т) удобен при работах в ограниченном пространстве и, при небольших объемах работ, может использоваться на лесной или жилой территории. CG 935H (2 м3, 3,5 т) универсален и подходит для различных работ, в его базовой комплектации – кондиционер и отопитель. CG 956C (3,1 м3, 5 т) подходит для работ на больших площадях, при обработке тяжелых грузов; погрузчик управляется джойстиками и оснащен мощным двигателем Caterpillar.

Помимо техники российских и китайских заводов, находят своего покупателя машины и других мировых производителей, благо фронт работ для них ширится год от года.

Выбирай с умом

Главные критерии при выборе фронтального погрузчика – грузоподъемность, объем ковша, цена, топливная экономичность и производительность, причем при постоянной мощности двигателя грузоподъемность определяется вместимостью и назначением ковша. Техника малой грузоподъемности может использоваться в дорожно-строительных работах в стесненных условиях. Средние погрузчики обычно выполняют планировку территории, выемку грунта из котлованов, вскрышные и др. земляные работы. Тяжелые модели используют в карьерах и на больших открытых территориях. Вся техника отлично справляется с сыпучими материалами: песком, щебнем, металлической стружкой, древесной щепой, сельхозпродукцией и пр.

При эксплуатации погрузчика вне города его габариты не имеют значения. Для работы в населенном пункте стоит приобрести погрузчик, укладывающийся в принятые габаритные параметры для дорог общего пользования: ширина до 2,6 м и высота до 4 м.

При выборе модели желательно учесть возможность смены ковша и особенно эргономику рабочего места оператора. Удобство работы оператора не менее значимо, чем технические характеристики машины. Усталость от шума, пыли, неудобных рабочих органов, некомфортной температуры в кабине понижает работоспособность, нивелируя технические преимущества управляемой им машины.

Как и любая техника, фронтальный погрузчик требует периодического техобслуживания и осмотра. В перечне работ: профилактический осмотр, замена технических жидкостей, периодичность и необходимость регулировки, замены каких-либо узлов и расходных материалов. Очень важно, чтобы вся документация (руководство по эксплуатации, формуляр, каталог запасных частей) была на русском языке, со всеми необходимыми схемами и картинками. Своевременное техобслуживание предотвратит поломки и обеспечит максимальный срок эксплуатации фронтального погрузчика.

Олег Никитин

Мнения

Александр Корниенко, директор по маркетингу ООО «КОМЕК МАШИНЕРИ»:

– В сегменте фронтальных погрузчиков с емкостью ковша 1-2,5 м3 лидирующие позиции занимают российские и китайские производители. При этом доля китайских брендов в последние годы растет очень быстро. В сегменте погрузчиков с емкость ковша 3-4 м3 также усилилось присутствие китайских производителей. Однако пока лидируют все-таки крупные иностранные компании – европейские, японские, корейские и американские. В сегменте крупных погрузчиков, которые находят применение на горнодобывающих предприятиях, с емкостью ковша от 4 м3, традиционно преобладают крупнейшие мировые производители такого оборудования, такие как Komatsu, Caterpillar, Liebherr, Volvo и некоторые другие.

Константин Ефремов, ген. директор компании «Специальная промышленная техника»:

– Кроме технических характеристик машины, важна ее стоимость. Сегодня на рынке много фронтальных погрузчиков разных марок из разных стран. Каждый выбирает по карману – одни предпочитают проверенную технику ведущих мировых производителей за большие деньги, другие – менее дорогие, но малоизвестные машины. Как правило, у официальных дистрибьюторов цены ниже, чем у фирм-перекупщиков. Дальше уже стоит смотреть на надежность техники. Стоит поинтересоваться, как давно техника на рынке, пообщаться с теми, кто уже приобрел ее, какие гарантии предлагаются и т.д. У компании-продавца должен быть свой сервис-центр с оперативным обслуживанием и квалифицированными специалистами.

Главный показатель надежности марки ChengGong – двигатели Caterpillar и Deutz. Были случаи, когда погрузчики работали без перебоев при температуре -38°С. Если машина нормально заводится, то и работает она без каких-либо проблем. Погрузчики оснащаются функцией зимнего запуска – при нажатии кнопки в кабине во всасывающий коллектор впрыскивается эфирная смесь, что смягчает процесс запуска двигателя. Гидросистема также приспособлена для зимних работ за счет шлангов, которые выдерживают минусовые температуры.

Андрей Шевнин, зам. директора компании «Уральский Дорожный Сервис «Гермес»:

– Технические требования к конструкции фронтального погрузчика определяются в основном грузоподъемностью – ее величина влияет на размеры как самой машины, так и ее узлов, агрегатов, навесного оборудования, на способ их крепления, а также на производительность гидравлического оборудования, мощность двигателя и трансмиссию. Рост грузоподъемности ведет к увеличению нагрузок на все агрегаты, узлы, элементы рамы. Некоторые производители для экономии устанавливают на одну и ту же базовую машину увеличенные ковши, более мощный двигатель и преподносят ее уже как новую модель. Это тупиковый путь, поскольку техника и ее элементы испытывает нагрузки, не заложенные изначально в конструкцию.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация