Самый большой экскаватор-перегружатель в мире

В этом году немецкая компания Liebherr поставила в Великобританию первый образец самого большого в мире и самого мощного экскаватора для перевалочных работ модели R 984 C Litronic High Rise. Эта необычная и, по сути, эксклюзивная машина заслуживает отдельного рассказа, как пример создания специальной техники, максимально отвечающей требованиям заказчика. А стало быть, способной с минимальными затратами эффективно выполнять большой объем работы.
Новый Liebherr по спецзаказу
Новый экскаватор Liebherr был изготовлен для фирмы «S. Norton & Co.», представляющей семейный бизнес по переработке вторичных металлов с огромной долей экспортных операций. Нашего «героя» ждала работа в три смены и желательно с минимальными простоями для обслуживания и ремонта. Экскаватор изначально разрабатывался в тесном сотрудничестве инженеров немецкого концерна и технических специалистов заказчика. Все требования, связанные с практическим применением машины, были учтены и выполнены путем установки многочисленных опций.
Сегодня новая высокопроизводительная перевалочная машина Liebherr уже запущена в эксплуатацию и усердно трудится в порту Ливерпуля на причале West Canada Docks, где загружает большие объемы готового к переплавке металлолома на специализированные грузовые суда для экспорта по всему миру. В том числе металлолом, предназначенный для переработки в доменных печах и последующего использования в качестве материала для постройки судов класса Handysize.
Но не только размеры и мощь выделяют перевалочную машину Liebherr среди другой подобной техники. Эта модель обладает способностью к «мягкой загрузке» судов, чьи трюмы предназначены для навалочных грузов. Она… «бережно» опускает металлолом на пол судна, а не бросает груз с высоты. В результате процесс «мягкой загрузки» полностью устраняет возможность повреждения пола грузового отсека. Система, обеспечивающая плавное перемещение стрелы в режиме «бережной погрузки» при перевалке металлолома, является одним из основных конкурентных преимуществ R 984 C Litronic High Rise. Причем бережно — не значит медленно. С новым экскаватором может применяться и такая технология: сначала на палубу судна и пол в трюме плавными движениями укладывается ударопоглощающий слой из измельченного металлолома, после этого грузовой отсек судна может быть заполнен в режиме быстрой погрузки. При этом ударопоглощающий слой предотвращает повреждение палубы в случае падения фрагментов металлолома с большой высоты. Надо ли говорить, что с таким «грузчиком» морякам и судовладельцам гораздо приятнее, безопаснее и выгоднее иметь дело. Да и возможность столь аккуратной погрузки позволяет гораздо рациональнее и быстрее заполнять трюмы.
Родом из карьера
Концерн Liebherr выпускает широкую гамму гидравлических экскаваторов. Многие из них предназначены для строительства и работы в карьерах. Эти машины, как и новый портовый экскаватор, были разработаны и изготавливаются на входящем в состав немецкого концерна заводе Liebherr-Hydraulikbagger GmbH.
Базовым для новой модели стал карьерный экскаватор R 984 С Litronic. Но поскольку условия труда и динамические нагрузки у машины в карьере и в порту разные, созданная в итоге конструкция лишь отдельными узлами и агрегатами напоминает свой прототип. При ее изготовлении было применено множество передовых технологий.
Для нового экскаватора R 984 C Litronic High Rise, чья собственная масса составляет 210 т, была разработана уникальная ходовая часть, для большей прочности выполненная в виде пирамиды. Поворотная платформа установлена на высокой вставке-пилоне, за счет чего расстояние от платформы до опорно-поворотного круга доведено до 8,7 м. В результате оператор находится в кабине (с учетом ее дополнительного подъема гидравликой) на высоте 12,9 м, что является важным преимуществом для безопасной загрузки судов-балкеров.
Рабочие платформы модульной конструкции располагаются вокруг верх-ней башни перевалочной машины, где также имеется лестница к нижней платформе. Еще одной особенностью является специальная лестница, идущая от земли через башенку, что позволяет безопасно и легко осуществить внутренний осмотр венцовой шестерни. Электрический кран расположен на противовесе, он приводится в действие своим собственным дизель-генератором, установленным на средней платформе.
Мне сверху видно все
Эргономично спроектированная, звукоизолированная и снабженная кондиционером кабина оператора смонтирована на упругих элементах-амортизаторах и имеет тонированные окна и отменную звукоизоляцию. Кресло оператора полностью регулируется, имеет свои амортизирующие устройства и подголовник. Передвижения, повороты и другие операции осуществляются без всяких усилий, при помощи двойного джойстика, встроенного в подлокотники сиденья.
Система Litronic контролирует работу гидравлики и мотора, обеспечивая режим работы в реальном времени при помощи жидкокристаллического дисплея, благодаря чему оператор всегда владеет информацией. Центральная система смазки работает автоматически.
Для большего комфорта и безопасности установлена система фильтрации пыли. Плюс — усиленное рабочее освещение — четыре лампы на крыше кабины: две спереди и две сзади.
Несмотря на то что оператор портового экскаватора и так сидит на высоте, ему помогают камеры видеонаблюдения Spillard и мониторы в кабине, предоставляющие полный обзор. Еще одна камера, установленная на рукояти рабочего органа, обеспечивает оптимальный обзор груза при погрузке судов.
Технические характеристики R 984 C High Rise под нагрузкой впечатляют, если не сказать больше. Длина моноблоковой промышленной стрелы равна 16,5 м, промышленной рукояти ковша —14,5 м, а с дополнительным адаптером в 1,2 м (он служит для установки навесного оборудования) вылет стрелы достигает 29 м. Грузоподъемность — 8 т, включая версию с пятичелюстным грейфером типа GM. Причем, в этой конфигурации максимальная высота подъема достигает уже 33,5 м, а оптимальная глубина, на которую можно опустить груз ниже уровня земли, — 9 м, что позволяет экскаватору загружать суда с самыми глубокими трюмами.
Оператору доступны четыре рабочих режима, с их помощью можно регулировать производительность машины и параметры гидравлики:
- Подъем» — для стандартных подъемных операций;
- «Точность» — для особо точной обработки;
- «Эко» — для экономичных и безопасных работ;
- «Мощность» — для тяжелых условий работы.
- Эффективен и надежен
Гусеничная ходовая часть экскаватора имеет размеры 8х9,5 м, что обеспечивает хорошую устойчивость машины. Гусеницы оборудованы траками шириной 750 мм. Защищенные мосты и платформа вокруг всего пилона облегчают доступ к поворотной платформе. Детали ходовой части требуют сравнительно небольшого объема обслуживания. Натяжение гусеничной цепи регулируется гидравликой. В дополнение к стандартному топливному баку объемом 1 585 л, на башне установлены два дополнительных бака объемом по 3 тыс. л каждый. Они были поставлены по запросу заказчика, которому требовалось, чтобы машина могла работать без дозаправки в течение 100 часов.
Экскаватор оснащен шестицилиндровым дизелем Cummins QSK-19 C 750 мощностью 504 кВт (685 л.с.). Двигатель имеет водяное охлаждение и термостатически контролируемый радиатор, охлаждаемый вентилятором. Гидравлика с электронной регулировкой предельной нагрузки обеспечивает оптимальное использование мощности двигателя.
По вылету рабочего оборудования, динамике и грузоподъемности новая машина обладает впечатляющими характеристиками и высокой надежностью, что делает его флагманом перевалочных машин Liebherr.
R 984 C Litronic High Rise может оснащаться грейферами для быстрой перевалки металлолома, древесины, сыпучих материалов (уголь, химические удобрения, зерно), он спроектирован с повышенным запасом прочности.
Для подъема и транспортировки этого 210-тонного погрузчика по территории предприятий Norton используется гигантский плавучий кран «The MerseyMammoth». Были разработаны специальные точки подъема, чтобы можно было поднять и переместить всю машину при помощи крана. По оценке специалистов группы компаний АКРОС, этот погрузчик является мощнейшей машиной такой схемы в мире.
Новый экскаватор присоединился к семи другим машинам Liebherr, находящимся в парке погрузочно-разгрузочной техники компании S. Norton & Co. Планируется, что эти машины и недавно поставленный R 984 C Litronic High Rise смогут перерабатывать более 1 000 000 т металлолома в год.
Компания Norton, успев опробовать новинку в деле, разместила заказ на второй R 984 C, который, если все прошло по плану, к моменту выхода этого номера уже должен быть отгружен в Англию.
Всеволод Смирнов