Российская Федерация стала частью ВТО

23 августа 2012 года Российская Федерация стала полноправным членом Всемирной Торговой Организации. Переговоры об этом шли с 1993 года. И вот все формальности позади, ратификация состоялась. Но вот зачем, собственно, нам это ВТО и что даёт членство в этой организации предприятиям и обычным людям?

 

ВТО – рынок свободной торговли

Всемирная торговая организация создана с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Основной целью создания данного объединения стран является желание взаимного открытия рынков для свободной торговли. ВТО контролирует выполнение торговых соглашений, таможенную тарифную политику, решает спорные вопросы между странами-членами и следит за предоставлением равных условий для предприятий из разных стран на различных рынках. Система ВТО рассматривает правительственных чиновников как наёмных работников, призванных защищать интересы своих предприятий, оказывать им поддержку и предоставлять возможность на равных представлять производимые товары на международном рынке. Благодаря такому подходу доступ на внутренние рынки стран-участниц становится открытым, что ведёт к усилению конкуренции, снижению цен и повышению качества товаров и услуг.

Основной движущей силой в процессе вступления России в ВТО выступали металлургические компании. Именно они ощущают самое большое давление на международном рынке, особенно в США. Процесс присоединения к Всемирной Торговой Организации был достаточно длинным и занял у России более 18-ти лет. Одним из основных условий вхождения в ВТО является приведение национального законодательства в соответствие с правилами организации, а также согласие всех стран-членов. Большую часть условий мы выполнили ещё четыре года назад. Примерно тогда же были достигнуты договорённости со многими членам ВТО, но конфликт РФ и Грузии в 2008 году стал очередным препятствием для более раннего вступления. Но вот все спорные вопросы разрешены, и Россия сможет защищать своих производителей, в частности металлургов, за рубежом. Кроме защиты своих предприятий на рынках иностранных государств, присоединение к ВТО поднимает престиж страны в глазах иностранных инвесторов, что должно привести к увеличению притока инвестиций. Но для этого необходимо нормализовать в стране бизнес-климат, и снизится давление на экономику со стороны контролирующих органов.

Плюсы и минусы вступления

Так что же даст присоединение России к ВТО, плюс это для страны или минус? Среди экспертов нет единого мнения в этом вопросе. Да и власти, похоже, пока тоже не имеют чёткого представления, зачем всё это надо. Что уж тут говорить про население, которое постоянно то пугают «страшилками» вроде того, что вся промышленность придёт в упадок, и рынок полностью захватят иностранные предприятия, то рассказывают о том, как замечательно будет жить, так как цены на многие товары снизятся.

Если смотреть с точки зрения экономических законов, открытый рынок – это всегда хорошо. Здоровая конкуренция позволяет усовершенствовать товары, делать их особенными, улучшать качество и снижать издержки. У покупателя появляется выбор, который он может сделать исходя из своих побуждений и ориентируясь на личную шкалу ценностей. Вступление России во Всемирную Торговую Организацию должно помочь осуществить декларируемый властями отход от сырьевой экономики и развитие наукоёмких производств.

Давайте рассмотрим пример с автомобилями. Многие сейчас предпочитают ездить на хорошем авто иностранного производителя, которое не надо постоянно протягивать, подкручивать, доделывать и ремонтировать. Речь ведь не только о машинах зарубежного производства, но и о российской сборке западных брендов. Что плохого в том, если в результате снижения пошлин стоимость более качественной продукции снизится? Боимся, что наши производители не смогут выжить в условиях более жёсткой конкуренции? Но у них есть семь лет переходного периода, из которых основное сокращение пошлин на импорт (с 25 до 15%) придётся только на последние три. За это время вполне можно модернизировать производство, снизить издержки и повысить качество выпускаемых автомобилей. К тому же, у АвтоВАЗа уже есть горький опыт, когда японский и европейский секонд-хенд отнял долю рынка. Думается, что руководство автозавода сделало выводы и сможет решить поставленную перед ними задачу.

Куда сложнее придётся производителям грузовиков. Пошлины на новые самосвалы массой свыше 20 тонн, тягачи, грузовики, а также лёгкий коммерческий транспорт снижается с 25 до 15%, а через три года пошлина на тяжёлые самосвалы и вовсе опустится до 5%, а на остальные грузовики – до 10%. И вот тут может «показать свои зубы китайский дракон». Самосвалы HOWO, DongFeng, Shaanxi всё чаще встречаются на дорогах. Конечно, выбор в пользу китайских самосвалов делается пока только на коротких проектах, где требования по сроку службы техники не большие. Но «сражение» за рынок уже началось.

Ещё одним серьёзным испытанием на прочность российского автопрома станет ввоз подержанной техники. Пошлина на трёх-пятилетние подержанные грузовики и вовсе снижена в два раза (с 30 до15%), а дополнительный сбор за объём двигателя отменён совсем. Учитывая, что в Европе с 1 января 2013 года в силу вступают новые экологические нормы Евро 6, стоит ожидать наплыва подержанных машин, не отвечающих столь жёстким требованиям к выбросам, как в Евросоюзе. И вот тут хорошо могут сработать меры технического регулирования, например соблюдение жёстких требований к экологическим стандартам ввозимой продукции. Сильно старые машины уже не смогут отвечать требованиям Евро 4 и будут оставаться за пределами нашей страны. Эти меры окажут позитивное влияние на экономику и экологическую обстановку в городах. Может, хоть с наших дорог наконец-то уйдёт техника низкого качества со старыми двигателями, «аромат» от которых чувствуешь даже двигаясь в авто с закрытыми окнами.

Что касается усилий отечественных производителей грузовиков, то они, похоже, начали работу по укреплению своих позиций на внутреннем и внешнем рынках не дожидаясь официального присоединения к ВТО. Совладельцем КАМАЗа в 2009 году стал немецкий концерн Daimler AG, в дуэте с которым были созданы два совместных предприятия «Фузо КАМАЗ Тракс Рус» по выпуску и продажам лёгких грузовых автомобилей Fuso Canter и «Мерседес-Бенц Тракс Восток» по производству и реализации тяжёлых грузовых автомобилей Mercedes-Benz Actros и Axor. К тому же, Камский автозавод стремится представлять свою технику не только в России, но и за её проделами – в Индии, Чили, Саудовской Аравии, Венесуэле, Панаме и т. д., где она успешно находит своего покупателя.

Другой производитель грузовиков – автомобильный завод «Урал» – тоже старается не отставать. На предприятии внедрена система бережливого производства, для снижения издержек проводится обновление модельной линейки. Ну, а по вездеходным качествам миасских автомобилей конкурировать с «Уралами» может разве что чешская ТАТРА.

Что касается сегмента дорожной, строительной и спецтехники, а также сельскохозяйственных машин, то тут ситуация более сложная. Многие модели, производимые отечественными предприятиями, значительно уступают в качестве, комфорте и функциональности оборудованию иностранных производителей. К тому же, наши производители выпускают далеко не полную линейку техники, которая необходима рынку, а владеть и обслуживать легче технику от одного производителя. Но есть свои особенности и плюсы и у отечественной техники – разница в цене между именитыми брендами и продукцией российских предприятий значительно больше, нежели ставки пошлин. В чём наши машиностроители сильно уступают, так это в искусстве красиво подать свою продукцию и быстро и качественно доводить информацию до потребителей. Но и тут уже есть определённый прогресс.

Если же рассматривать опасность «наплыва» б/у строительной и сельхозтехники, а также дешёвой продукции китайского машиностроения, то тут важна позиция государственных органов. Введение более жёстких экологических стандартов, усиление контроля соответствия технического оснащения и состояния техники требованиям безопасности может сыграть на руку российскому машиностроению.

Инициатива первого заместителя председателя Комитета ГД РФ по промышленности, первого вице-президента Союза Машиностроителей России Владимира Гутенёва о введении утилизационного сбора на подержанную технику, импортируемую из-за рубежа, конечно нужна и своевременна. Она может, по сути, заменить собой высокие ввозные таможенные пошлины. Однако это должна быть временная мера. Да и контролирующие органы ВТО могут расценить это как создание неравных условий для различных производителей, что противоречит целям организации и правилам свободной торговли.

Поддержка отечественного производителя в меняющихся условиях нужна для того, чтоб он смог перестроить работу, модернизировать производство, изменить мышление не только руководителей предприятий, но и всех работников, поднять эффективность труда и конкурентоспособность продукции. Опасения о том, что в страну хлынет поток «металлолома», скорее всего, надуман. Грамотный бизнесмен никогда не будет вкладывать деньги в технику, если она будет простаивать и «вытягивать» деньги на ремонт. Именно по причине более высокой надёжности сейчас многие выбирают строительную и сельхозтехнику западного производства. Кран Liebherr или Kobelco, автогрейдеры Caterpillar и комбайны John Deere приобретают не только потому, что на этом оборудовании комфортней работать, но и из-за того, что они выполняют поставленные задачи эффективней, а владение ими обходится дешевле (меньший расход топлива, больше межсервисный интервал и т. д.).

Многие наши предприятия вполне успешно продвигают продукцию на зарубежный рынок. Концерн «Тракторные заводы», продвигающий бренд «ЧЕТРА», отрыл совместное предприятие в Индии, осуществляет поставки тракторов в бывшие советские республики, активно принимает участие в международных выставках, продвигая продукцию предприятий холдинга. Концерн «Русские машины» модернизирует производство, налаживает выпуск продукции совместно с корпорацией Terex, что также способствует развитию машиностроения в стране.

Проблема поддержки своих производителей стояла и стоит перед многими, в том числе развитыми, странами. В тех же США сейчас проходит программа по поддержке локальных производителей: широкое информирование потребителей в средствах массовой информации о выгодах приобретения продукции местного производства, повышения статуса отечественных фабрик, предоставления приоритета, при прочих равных, при госзакупках американским товарам и т. д.

Стоит принять во внимание, что стоимость энергоресурсов и уровень заработной платы в России ниже, чем в Европе, что делает производство компонентов в России конкурентоспособным. Главное – создать подходящую бизнес-среду и снизить административное давление. Тогда инвестиции не заставят себя ждать. А это создаст новые рабочие места и увеличит налоговую базу.

По мнению экспертов, эффект от вступления России во Всемирную Торговую Организацию в полной мере мы сможем ощутить лет через пять, а пока ясно только одно, отечественное машиностроение должно стать более эффективным и конкурентоспособным. Для этого необходимо меняться и менять мышление руководству страны, предприятий и самим работникам. Нужно перестать думать, что менеджер или юрист – это «круто», а проектировщик или слесарь – «отстойная» профессия. В советское время говорили: «инженер – это звучит гордо».

Роман Коротков

Это интересно: Плюсы и минусы вступления России в ВТО, обсудили на заседании Союза машиностроителей

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация