Выбор качественных запчастей – первый этап успешного ремонта
На заре автомобилестроения, в каждом случае ремонта, для замены вышедших из строя деталей изготавливались новые. Разработка системы создания запасов необходимых запчастей с целью оперативного выполнения ремонтов является заслугой Генри Форда.
Содержание статьи
Детали оригинальные и не очень
Явление конкуренции в области торговли запчастями, видимо, появилось в тот момент, когда первый мастер изготовил вместо заводской детали самодельную. Особенно «расцвело» производство запчастей, выделившись в специальное направление экономики, в середине ХХ века. Бурный рост производства машин опережал производство запчастей, организованное каждым производителем. Появились как мелкие, буквально кустарные, так и крупные промышленные предприятия, копирующие дефицитные детали машин и реализующие их затем потребителям. Возникло деление деталей на оригинальные и неоригинальные.
Первые – это запчасти, изготовленные производителями машин и их дочерними подразделениями, а также независимыми компаниями-субпоставщиками по заказам и при строгом техническом контроле изготовителя машин. Причём последний берёт на себя полную ответственность перед потребителем за качество деталей, хоть их и не производил. На оригинальные детали наносится маркировка и, при необходимости, оригинальный номер, свидетельствующий о том, что производитель техники подтверждает гарантию качества. Маркировку наносит изготовитель деталей, и только на тот объём запчастей, который поставляется в соответствии с заказом машиностроительной компании. Иногда, по согласованию с производителем оборудования, субпоставщик наносит на детали свою торговую марку и только запаковывает детали в фирменную упаковку компании-заказчика. Сегодня комплектующие, на которых можно увидеть визуальную часть логотипа или символики изготовителя спец- и автотехники, например, CAT, Scania, John Deere и т. д., обозначаются термином OEM. Английская аббревиатура OEM расшифровывается как Original Equipment Manufacturer, или самостоятельный производитель оборудования. Термин OEM имеет много значений, в зависимости от отрасли экономики, в которой он употребляется. Для машиностроения OEM-детали приравниваются к оригинальным, а визуальное использование символики обычно регламентируется лицензионным соглашением.
Оригинальными запчастями, кроме самого производителя техники, «по ценам производителя» торгуют, как правило, только его уполномоченные дилеры. Обычным продавцам запчастей заниматься реализацией оригинальных деталей невыгодно, т. к. высокая цена таких деталей, при добавлении к ней наценки, делает их просто непродаваемыми.
Торговая марка – символ качества
Торговая марка сегодня – это имя товара, под которым он продвигается на рынке. Клеймить свои изделия начали ещё ремесленники. Наличие эмблемы мастера на товаре являлось и отличительным признаком, и гарантией. Со временем, торговый знак стал инструментом продвижения товара, причём он уже не означает, что продукт изготовил только определённый производитель. Это скорее марка единой технологии производства и контроля качества.
Для реализации запасных частей характерно то, что одна торговая марка может стоять на продукции, изготовленной различными производителями. С другой стороны, детали одного изготовителя могут реализовываться под различными торговыми марками. Такой подход имеет место как в области производства оригинальных, так и в сфере изготовления неоригинальных запчастей. Наличие торговой марки помогает компании занять более заметное положение на рынке.
Неоригинальные детали часто реализуются под торговой маркой т. н. глобального оператора. Это компания, которая создаётся независимыми производителями с целью улучшения условий реализации выпускаемой ими продукции. Глобальный оператор продаёт продукцию различных предприятий под собственной маркой или арендованной им, есть и такая форма заимствования. Он занимается организацией поставок в торговую сеть, формирует ассортимент запчастей, реализация которых перспективна, разрабатывает каталоги и прейскуранты.
Широко «раскрученную» торговую марку называют брендом. Бренд имеет самостоятельную стоимость, которая может достигать нескольких млрд долларов США.
Структура рынка запчастей
Рынок запчастей к грузовой коммерческой технике состоит фактически из рынка оригинальных деталей, называемого ещё первичным, и вторичного – рынка, на котором представлены неоригинальные комплектующие, изготовленные независимыми производителями, а также продаются подержанные и восстановленные запчасти. В иностранных источниках вторичный рынок называется aftermarket, т. е. постпродажный.
Что же касается запчастей для колёсной или гусеничной спецтехники, то его можно считать объединением продавцов новых оригинальных, подержанных и восстановленных комплектующих и небольшого количества неоригинальных деталей.
Рынок aftermarket для малосерийной спецтехники только начал формироваться, потому что спрос на неоригинальные запчасти к тяжёлой технике незначительный. Более широко распространилось использование восстановленных узлов и агрегатов тяжёлой техники.
Номенклатура комплектующих для техники очень велика. Чтобы сократить её, производители запчастей стали предлагать потребителям не отдельные детали, а узлы и агрегаты, например, коробки передач, насосы охлаждающей жидкости и т. д. В результате, вместо 5-8 тыс. деталей, из которых состоит автомобиль, в запчасти поставляется 1-1,5 тыс. деталей, узлов и агрегатов.
Распространение поставок не отдельных деталей, а сборных конструкций привело к распространению агрегатного метода ремонта. Замена агрегата, в котором имеется дефект, новым или восстановленным уменьшает трудоёмкость ремонта, сокращает время простоя техники. Снятые агрегаты в дальнейшем разбираются. Изношенные детали меняются на новые либо восстанавливаются специализированными предприятиями. Поэтому отдельной СТО нет необходимости закупать сложное оборудование, искать высококвалифицированных станочников.
В ряде случаев одни и те же детали и узлы могут применяться как на разных моделях машин одного производителя, так и на машинах различных производителей. Например, на технике Volvo иногда устанавливаются двигатели Renault, а карданные крестовины ЗИЛ применяются в грузовиках Урал. На слуху предприятия, специализирующиеся на производстве агрегатов, которыми комплектуются целые модельные ряды различных производителей. Автоматические коробки передач Allison оценили многие производители автобусов, тягачей и спецтехники. Так же, как и подшипники компании SKF, которые можно встретить в конструкциях спецтехники и грузовых машин многих производителей с мировым именем. В результате специализации и кооперации предприятий унифицированы и применяются на многих моделях одинаковые детали и узлы: фильтры, технические жидкости, щётки стеклоочистителей, шины, карданные крестовины и т. д. Стандартные же детали, такие как подшипники, нормали, электролампы, являются составляющими абсолютного большинства моделей самых разных производителей.
Переупаковщики – это плохо или хорошо?
Бизнес по выпуску запчастей оказался очень прибыльным делом, и сегодня продукция многочисленных предприятий, производящих неоригинальные детали, конкурирует с оригинальными комплектующими, а в ряде случаев – «отвоёвывает» более 50% рынка.
Как говорилось выше, в торговле запасными частями распространено явление, когда под одной торговой маркой продаётся продукция различных производителей. В этой связи, для компаний, применяющих подобный метод в сфере торговли неоригинальными деталями, используется термин переупаковка.
Серьёзные операторы aftermarket стараются соблюдать чистоту бренда, и, если переупаковывают чужой товар, то только, как минимум, равный по качеству своему.
Бывают случаи, когда переупаковываются оригинальные запчасти. Это происходит, когда появляются некоторые объёмы оригинальных деталей, не попавшие на первичный рынок и выкупленные глобальным оператором. Например, детали, невостребованные на конвейере в связи с тем, что начался выпуск новой модели, или же просто резко снизились объёмы производства производителя техники. Бывают ситуации, когда у поставщика, работающего на конвейер, появляется оттесняющий его конкурент, и часть конвейерных поставок завод не приобретает. Все производители стараются иметь несколько поставщиков идентичных деталей, чтобы обеспечить бесперебойную работу конвейера и оживлять конкуренцию среди поставщиков. Но любой производитель оригинальных деталей обязан, при их реализации через aftermarket, скрыть (сточить, затереть, закрасить и т. д.) оригинальное клеймо. Такие, попавшие на вторичный рынок, детали называют неоригиналом оригинального происхождения.
Можно ли снизить расходы на запчасти?
Расходы на содержание техники можно разделить на две составляющие. Первая – это фиксированная часть, которую организация расходует на основании государственных актов и положений, таких как оплата техосмотра, страховки и т. д. Снизить эту часть расходов сложно.
Сокращать можно вторую часть – т. н. переменные расходы. Это расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, техжидкостей, расходных материалов для ухода за техникой, а также затраты на проведение ТО и ремонта, в т. ч. покупку инструментов и запчастей.
Долговечность использования грузового автомобиля, в основном, зависит от условий его эксплуатации. Гарантийные периоды, предоставляемые заводами-изготовителями, рассчитаны на работу транспортного средства со средним уровнем грузоподъёмности, а не максимальным. Очевидно, что грузовик, постоянно эксплуатируемый с перегрузками, чаще требует ремонта, детали его быстрее изнашиваются.
В то же время длительный простой машины в «бездействии» также не идёт ей на пользу. Если автомобиль не эксплуатируется, то детали его подвески, двигателя, кузова теряют свои эксплуатационные качества быстрее, чем это происходит при ежедневных выездах. Резиновые элементы, пластмассовые детали стареют и становятся ломкими. Аккумулятор сульфатируется и теряет ёмкость. Происходит бурное распространение явления коррозии.
Расходы на запчасти, ТО и услуги по ремонту во многом зависят от пробега автомобиля, профессионального уровня водителя, техники вождения и отношения к автомобилю, а также от качества закупаемых запчастей и ремонтных работ.
Например, ускоренный износ тормозных накладок может наступить, если водитель реже использует торможение двигателем, а больше эксплуатирует тормозную систему. Быстро сотрутся накладки, даже очень качественные. Также в том случае, если при установке новых накладок не была произведена шлифовка тормозных дисков или барабанов, имеющих значительные следы «выработки».
Причинами ускоренного износа сцепления могут стать как частые перегрузки автомобиля, так и установка (при замене) нового ведомого диска без шлифовки поверхностей прилегания маховика и нажимного диска. Износ сцепления может также происходить в ускоренном темпе из-за элементарной привычки водителя держать ногу на педали.
От неправильных действий водителя может происходить и слишком интенсивный износ шин. При наездах на значительно выступающие препятствия, например, высокие бордюры, при частом интенсивном торможении, буксовании либо при регулярных «перегрузах» автомобиля шины долго не прослужат.
Как пониженное давление в шинах, так и повышенное также значительно сокращают срок их «жизни». Необходимо регулярно контролировать, чтобы давление соответствовало техническим требованиям, а кроме того, систематически проверять углы развала и схождения колёс.
Причиной выхода из строя АКБ чаще всего также является нерадивое к ней отношение. Пониженный или повышенный уровень электролита – первая причина преждевременного выхода из строя аккумулятора. Также очень вредна постоянная недозарядка, которая может возникать при неправильной работе реле, переключающего генератор на режим зарядки. Конечно, замыкания в сети, вплоть до замыкания пластин вследствие перегрева, существенно укорачивают ресурс использования аккумуляторной батареи.
Ускоренный износ деталей будет наблюдаться также в тех случаях, когда смазка наносится нерегулярно и в недостаточном объёме. И ещё одной общей причиной ускоренного износа является бездумная замена вышедшей из строя детали, без анализа причин. Ведь поводом может быть просто неправильная регулировка узла, в который устанавливается деталь.
Безусловную экономию даст приобретение неоригинальных, подержанных и восстановленных узлов и деталей, но у проверенных продавцов. Конечно, для новой техники это не приемлемо, а для тех машин, которые выработали в большой степени свой ресурс, такой подход оправдан и очень выгоден.
Расходы на приобретение запчастей на иностранные марки техники можно сократить, покупая необходимые детали, изготовленные отечественными предприятиями. Особенно это относится к масляным фильтрам, термостатам, тормозным колодкам, крестовинам карданного вала, ремням, лампочкам и т. д.
Например, ООО ТД «Вилюй» предлагает крестовины карданного вала для таких европейских автомобилей, как чешская TATRA, шведская Volvo, немецкий MAN и других. Есть предприятия, выпускающие различные комплектующие для тяжёлой импортной техники. ООО «Четра-КЗЧ» с удовольствием предложит детали ходовой части гусеничных машин Komatsu, Caterpillar, Hitachi, JCB, Liebherr, Kato, Dressta. А компания «Гидропласт» изготавливает большую номенклатуру гидроцилиндров для спецтехники. Таких предприятий, производящих в России запчасти на импортную технику, с каждым годом становится всё больше, и цены на их продукцию существенно ниже «оригинала», а высокое качество позволяет говорить об импортозамещении.
Многие работы можно выполнять своими силами, это даст экономию на сервисе. Например, организация ремонта и производства рукавов высокого давления непосредственно на предприятии может принести неплохой доход. Затраты на приобретение оборудования – обжимной пресс, отрезное и окорочное устройство, маркировочное и испытательное оборудование – и необходимые расходные материалы, как показывает практика, окупаются через 8-9 месяцев, если изготавливать хотя бы одно изделие в день. Если учесть, что в большом парке может возникать необходимость в ремонте РВД чаще, а оперативность и качество изготовления рукавов будет под постоянным контролем, то выгода предприятия очевидна. Тем более что свои услуги можно предлагать и другим организациям.
Это общие для всех видов техники принципы, которые показывают, что внимательное отношение со стороны водителя и обслуживающих служб может существенно увеличить межремонтный период и значительно увеличить ресурс большинства запасных частей.
Николай Днепров.