Фабрика зубчатых шестерен». История компании ZF

Отцы-создатели

История компании ZF уникальна и тесно связана с историей… летательных аппаратов. Даже для далеких от техники людей, для кого название Zahnradfabrik GmbH мало что говорит, фамилия ее основателя — Цеппелин — это целая легенда.

Граф Фердинанд Адольф Хайнрих фон Цеппелин — профессиональный военный, техникой и изобретательством занялся достаточно поздно. В 1890 году в возрасте 52 лет и в чине генерал-лейтенанта он выходит в отставку. С этого времени его жизнь посвящена дирижаблестроению.

Через 10 лет, 2 июля 1900 года, на берегу озера Констанц (Боденское озеро) в небо над городом Фридрихсхафен поднялся первый в мире дирижабль жесткой конструкции LZ1. Им управлял граф Цеппелин. После успешного полета, продолжавшегося 18 минут, слова «цеппелин» и «дирижабль» становятся синонимами, а Фридрихсхафен превращается в центр дирижаблестроения. В этом городе в 1908 году граф фон Цеппелин основывает компанию для строительства летательных аппаратов Luftschiffbau Zeppelin GmbH, а в ноябре 1909 года здесь же по его инициативе создается первая в мире дирижабельная пассажирская транспортная компания.

20 августа 1915 года Цеппелин открывает в Фридрихсхафене Общество с ограниченной ответственностью “Zahnradfabrik GmbH” (фабрика зубчатых шестерен), которое стало выпускать шестеренки и коробки передач для летательных аппаратов, автомобилей и легких моторных судов. Учредителями ZF были зарегистрированы компания Luftschiffbau Zeppelin GmbH (директор Альфред Кольсман) и швейцарская фирма Max Maag Zahnraderfabrik из Цюриха. Первым управляющим компании, вместе с Теодором Винцем, был назначен граф Альфред фон Зоден-Фраунхофен (с 1921 по 1944 г. член правления и технический директор компании).

Компания Zahnradfabrik GmbH задумывалась графом Цеппелином в первую очередь как поставщик элементов трансмиссии для дирижаблей. Но практически сразу же серьезное внимание стали уделять разработке и выпуску коробок передач для автомобильной промышленности, бурно развивающейся после окончания Первой мировой войны. Их серийное производство начинается на заводе в 1920-е годы.

Разработкой КПП ZF для автомобилей занимался граф Альфред фон Зоден-Фраунхофен. Именно ему компания, в 1921 году преобразованная в акционерное общество “Zahnradfabrik Friedrichshafen AG”, во многом была обязана своим успехом.

03._ZF_Passau.jpg

Аристократ по происхождению и инженер машиностроения по образованию, граф Зоден свои первые шаги в профессии делал в компании “Daimler Motoren Gesellschaft”. Затем — работа над дизельным двигателем собственной разработки на заводе Maschinenfabrik Augsburg-Nürnberg (MAN). В 1910 году, приняв предложение графа Цеппелина, заметившего талантливого инженера, он возглавляет экспериментальный отдел, занимающийся двигателями, коробками передач и воздушными винтами для дирижаблей. Весной 1915 года Зоден налаживает контакты с Максом Магом в Цюрихе, разработавшим новые методы шлифования и изготовления шестерен. Компания Luftschiffbau Zeppelin GmbH начинает вести переговоры о покупке зуборезных станков по производству шестерен с фирмой Max Maag Zahnraderfabrik, которые завершились созданием совместного предприятия Zahnradfabrik GmbH.

На пути успеха

Первые же коробки передач ZF, устанавливаемые на автомобили Wanderer, Benz, Adler и другие, принесли компании успех: к середине 1920-х годов объемы продаж достигают нескольких миллионов марок, к концу 1930-х годов число сотрудников достигает 4,5 тыс. человек.

В 1926 году компания Цеппелина открывает завод в Берлине. С 1932 года начинается производство компонентов рулевого управления по лицензии фирмы Ross (США).

В 1937 году в Schwäbisch Gmünd (Германия) основывается завод по производству тракторов и дифференциалов, а спустя три года вводится в эксплуатацию завод по изготовлению зубчатых колес. Начиная с 1945 года именно в этом немецком городе концентрируется производство компонентов рулевого управления. В 1952 году с завода в Schwäbisch Gmünd отгружено 500000 комплектов рулевых механизмов типа «червяк».

В 1946 году в Германии в г. Пассау открывается предприятие Zahnradfabrik Passau GmbH, спустя годы — еще одно. Они производят коробки переключения передач для строительно-дорожной техники и мосты для строительно-дорожной техники и автобусов.

Этапом в развитии рулевого управления стала разработка в 1950-е годы собственной конструкции рулевого механизма ZF типа «винт — гайка — кривошип» со встроенным гидроусилителем. В 1964 году в серийное производство запускается рулевой механизм типа «рейка — шариковая гайка» со встроенным гидроусилителем для легковых автомобилей, в 1973 году — реечный рулевой механизм с гидроусилителем. В 1980-е годы «на поток» ставятся рулевой механизм ZF-Servotronic, радиально-поршневой насос, рулевой механизм типа «винт — гайка на циркулирующих шариках и зубчатый сектор» с гидравлическим усилителем ZF-Servocom.

В 1970 году программа производства рулевых механизмов ZF впервые составила 1000000 штук в год, в 1979 году потребителям отгружен миллионный механизм рулевого управления с сервоприводом и пятимиллионный насос.

Одновременно с внедрением новых технологий основываются новые производства, которые укрепляют позиции корпорации ZF на мировом рынке. Так, в 1958 году компания открывает свое первое производство на другом континенте — ZF de Brasil S.A. в Сан-Каэтану-ду-Сул. В 1972 году в Саарбрюкене организуется ZF Getriebe GmbH для производства узлов и агрегатов для автомобильных трансмиссий. В 1979 году в Чикаго (штат Иллинойс) открывается первая компания ZF в США — ZF of North America Inc.

В 1984 году в состав ZF входит немецкая компания Lemförder Metallwaren AG — за счет приобретения мажоритарной доли в ее капитале (в 2003 году эта доля была увеличена до 100%).

В 1992 году фирменное наименование концерна Zahnradfabrik Friedrichshafen AG изменяется на ZF Friedrichshafen AG. Причины переименования носили коммерческий характер: в связи с расширением ассортимента выпускаемой продукции требовалось более активное продвижение бренда на мировом рынке.

В 1999 году основывается компания ZF Lenksysteme GmbH — совместное предприятие ZF Friedrichshafen AG и Robert Bosch GmbH, целью которого является совместная разработка и производство компонентов рулевого управления. В 2002 году в серийное производство запускается рулевой механизм с электроусилителем ZF-Servolectric (его премьера прошла в 1997 году на выставке IAA). В 2005 году был отгружен двухмиллионный рулевой механизм с электроусилителем ZF-Servolectric. Сегодня на входящих в состав ZF Lenksysteme GmbH 18 предприятиях, расположенных в 11 странах, работает около 9400 сотрудников.

Важным событием в истории концерна ZF Group стало приобретение в 2001 году предприятия Mannesmann Sachs AG, которое специализировалось на 4 направлениях: трансмиссии, агрегаты ходовой части, резиново-металлические изделия, торговля. После смены названия на ZF Sachs AG компания становится частью нового дивизиона концерна «Компоненты приводов и ходовой части».

Сегодня на мировом рынке концерн ZF Group является одним из ведущих поставщиков автомобильных компонентов для техники привода и агрегатов ходовой части: коробок передач, рулевых управлений, дифференциалов, мостов. В состав концерна входят предприятия таких известных марок, как “Boge”, “Sachs”, “Steyr”, “Lemfoerder” и др. На его 119 производственных предприятиях в 25 странах занято около 64000 сотрудников; выпущено 1879000 коробок передач, 7760000 рулевых управлений, 3300000 систем переключения передач, 59400000 амортизаторов, 1865000 мостов, 934000 осевых передач, 15350000 компонентов привода.

Оборот концерна в 2008 году составил 12,6 млрд евро. По данным международного рейтинга поставщиков автомобильных компонентов, ZF входит в число 15 крупнейших предприятий.

В 2010 году «фабрика зубчатых шестерен», основанная Цеппелином, будет отмечать свое 95-летие. Начав с изготовления шестерен и коробок передач для дирижаблей, сегодня ZF поставляет компоненты приводной техники, подвески и ходовой части для автомобильной промышленности многих стран мира. Компания активно развивается, создает новую продукцию, применяет современные технические решения и расширяет рынки сбыта. Все эти годы ее штаб-квартира находится в Германии, где она представлена тремя главными (но не единственными) филиалами:
— ZF Friedrichshafen (г. Фридрихсхафен) — головное предприятие; завод по производству шасси и коробок переключения передач для легковых автомашин;
— ZF Passau (г. Пассау) — два завода по производству коробок переключения передач для строительно-дорожной техники и мостов для строительно-дорожной техники и автобусов;
— ZF Saarbruecken (г. Саарбрюккен) — шасси и коробки переключения передач для коммерческих транспортных средств.

ZF в России

История ZF Services в России ведет свой отсчет с 1990 года. Первые поставки продукции ZF шли через торговых агентов, но уже вскоре были налажены прямые контакты с российскими фирмами, развивалось сотрудничество с оптовыми компаниями. В 1994 году в Москве открывается маркетинговый офис фирмы Sachs Handel. Однако кризис 1998 года временно приостановил развитие обеих фирм на российском рынке, происходит перераспределение расклада сил.

В 1999 году основывается ООО «ЦФ Трансмиссия» — 100% дочернее подразделение ZF Friedrichshafen AG по сервису и продажам. В 2000 году через представительство ZF в России открывается маркетинговый офис фирмы Lemförder Metallwaren, в 2001 году — представительство в России ZF Marine. В 2002 году в результате слияния фирм Sachs Handel и Lemförder International образуется компания ZF Trading, а уже через год в России открывается ее единый маркетинговый офис.

В 2005 году в Набережных Челнах (Республика Татарстан) открывается совместное предприятие с ОАО «КАМАЗ» — «ZF Кама», которое начинает выпускать коробки передач для российского автопрома. В этом же году ООО «ЦФ Трансмиссия» переименовывается в ZF Ruissia.

Спустя два года в Москве начинает работать совместный сервисный центр, созданный с Сокольническим вагоноремонтным заводом.

В 2009 году открывается новый сервисный центр в Санкт-Петербурге и отмечается 10-летний юбилей ZF Russia. В результате слияния ZF Trading и подразделения SSO в Москве и Санкт-Петербурге (ООО ZF Russia) образуется компания ZF Services.

Кстати

В концерне ZF (ЦФ) собран настоящий музей раритетов — собственной продукции и техники, на которую она устанавливалась. Хотя коллекция и не завершена на 100%, она предлагает впечатляющий обзор продукции компании, основанной на практически вековой истории успешных разработок.

Коллекция продукции для автомобилей включает в себя коробку передач ZF Soden 1921 года, первую полностью синхронизированную автомобильную коробку передач 30-х годов, четырех- и пятиступенчатые коробки передач 50-х и 60-х годов, коробки передач для гоночных и легковых автомобилей от 3 HP 12 до нынешних поколений. Рулевое управление в архиве представлено от систем ZF Ross до ZF Gemmer, гидравлических систем рулевого управления ZF и ZF Servotronic. Сегмент коммерческой техники включает успешные поколения коробок передач ZF 20-х годов и коллекцию синхронизированных коробок для грузовых автомобилей и автобусов, коробку передач ZF Hydromedia, а также старые и современные серийные коробки передач серий Ecomid и Ecolite.

Неавтомобильная часть коллекции представлена продукцией завода в Пассау (первые коробки передач и мосты для тракторов), изделиями ZF Marine (продукция для водного транспорта), ZF Mechanical Engineering (продукция для станкостроения) и ZF Rail Drives (продукция для железнодорожного транспорта). Среди экспонатов — вертолетная трансмиссия от MBB BO 105, и коробка передач 4 HP 250, установленная в танке «Леопард-1» (1963 г.).

Автомобильная коллекция включает в себя пожарную машину марки Magirus 40-х годов со стандартной коробкой передач ZF, трактор Porsche Diesel Junior 1957 года с трансмиссией ZF A4, более современную пожарную машину Magirus 1963 года с оборудованием ZF, автомобиль BMW 2000 C 1967 года с первой автоматической коробкой передач для легковых автомобилей ZF 3 HP 12 и Alfa Romeo Montreal 1973 года с пятиступенчатой механической коробкой передач ZF и самоблокирующимся дифференциалом.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация