Komatsu — традиции качества

Один из лидеров мирового машиностроения и его «долгожитель» — компания Komatsu Ltd., история которой насчитывает более 90 лет. Сегодня она занимает второе место в мире среди предприятий, выпускающих строительную, карьерную и дорожную технику. В 70-е годы прошлого века бульдозеры и трубоукладчики с маркой Komatsu появились на российских стройках и карьерах. Машины этого первого завоза до сих пор можно увидеть работающими в нашей отечественной «глубинке».

Как и любое предприятие, в своем развитии Komatsu Ltd. прошло этапы «детства, юности и зрелости”. Годом ее основания считается 1921 г., родиной — японский городок Komatsu, который, собственно, и дал название самой корпорации. Иероглифы, составляющие слово «Komatsu», означают «Маленькая сосна». Вот из такой сосны, выросло огромное «дерево» Komatsu, которое раскинула свои «ветки» в виде дилерской сети и производственных площадок практически по всем уголкам земли. Сегодня компания располагает 13 заводами в Японии и 37 — в других странах (11 — в Америке, 8 — в Китае, 9 — в Азии, 9 — в Европе).

Однако история компании насчитывает несколько больше, чем принято считать. В 1917 г. предприниматель Маетаро Такеючи (Meitaro Takeuchi) основал Komatsu Iron works Division для производства угольного и горного оборудования. Она возникла как часть компании Takeuchi Mining Industry, но через 4 года обрела самостоятельность и стала именоваться Komatsu Ltd.

Развитие компании, изначально бывшей по сути строительной мастерской, шло по нарастающей: расширялись производственные площади, осваивались новые виды продукции и рынки сбыта. В 1931 г. Komatsu Ltd. выпускает первый в Японии гусеничный трактор для фермеров, а спустя семь лет — открывает завод в Awazu.

Весьма насыщенными на события для компании стали 40-е годы: произведена первая модель планировочной машины Komatsu Model 1 Ground Leveling Machine (прототип японского бульдозера), выпущен первый бульдозер D50, начато производство дизельных двигателей. Еще более интенсивное развитие происходит в 50-е: начинается выпуск автогрейдеров, вилочных погрузчиков, самосвалов, бронетехники, ковшовых погрузчиков, создаются заводы в Осаке, Kawasaki и Himi (после приобретения компаний Ikegai Automobile Manufacturing Company и Chuetsu Electro Chemical Co., Ltd.). На эти же годы приходится начало экспортной экспансии Komatsu — в Аргентину и Индию.

В 60-е годы Komatsu продолжает активно осваивать выпуск новых видов продукции — колесных погрузчиков, гидравлических экскаваторов, бульдозера-амфибии. Открывается завод в Oyama. В Бельгии создается фирма N. V. Komatsu Europe S. A. (первая зарубежная дочерняя фирма компании Komatsu), а также сбытовые компании в Америке и Сингапуре, офисы в Индии и России.

В 70-е годы Komatsu обосновывается в Мексике и Австралии, в 80-е — в Индонезии, Великобритании, Германии, а в 90-е годы наступает очередь Вьетнама, Италии, Таиланда, Китая и Бразилии. Образованное совместное предприятие с компанией Cummins Engine США — лидером в производстве двигателей, получило название Industrial Power Alliance Ltd.. В это же время завершается строительство площадей для производства гидравлических экскаваторов на заводе в Осаке. Важной вехой в развитии стало создание нового поколения строительной техники, в 2001 г. вышедшей на рынок под брендом «GALEO».

Сегодня в составе международной компании Komatsu более чем 165 консолидированных компаний, также — 49 заводов, расположенных в различных странах. В них работает около 40 тысяч человек, занимающихся разработкой, производством, поставкой и сервисом более 350 видов строительной, горной и лесной техники, промышленного оборудования, оборудования для жилищного строительства, транспорта и логистики.

В России техника Komatsu появилась в 1960-е годы — время бурного роста промышленного строительства и создания мощной базы стройиндустрии СССР. Первое знакомство Komatsu с Советским Союзом произошло в 1963 г., и уже в 1968 г. Президент Ёшинари Каваи подписал соглашение с министерством внутренних дел, по которому в 1969 г. первые машины уже начали работать на Дальнем Востоке. Наибольший «пик» поставок продукции Komatsu в Россию пришелся на 1970, 1981 и 1985 гг. Причем наиболее востребованной была техника для лесной промышленности, горной и нефтегазовой отрасли. Всего же в период с 1969 по 2007 г. в Россию было поставлено более 25500 японских бульдозеров, трубоукладчиков, карьерных экскаваторов, лесовозов, самосвалов и другой техники.

Важной вехой стало образование в 2006 г. компании ООО «Комацу СНГ» (территория — Россия, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Армения, Беларусь). Сегодня в Россию и страны СНГ она поставляет: бульдозеры (D63-D475), погрузчики с бортовым поворотом (SK714-SK1026), колесные погрузчики (WA150-WA900), гидравлические экскаваторы (PC60-PC8000), колесные экскаваторы (PW160-PW200), автогрейдеры (GD511-GD825), трубоукладчики (D85C-D355C), карьерные самосвалы (HM300-HM400, HD325-930E), мини-экскаваторы (PC35MR-PC50MR), экскаваторы-погрузчики (WB93R-WB97S), передвижные дробильные установки (BR380).

Для того чтобы сократить время поставки запчастей к технике Komatsu до потребителя, были созданы 4 крупных склада — в Москве, на Урале (в Екатеринбурге), Кузбассе (в Новокузнецке) и Дальнем Востоке (в Хабаровске). Кроме того, в Кузбассе открывается центр технической поддержки Komatsu, а в Москве начинает действовать учебный центр — для проведения тренингов по обучению клиентов, дистрибьюторов и персонала компании.

В настоящее время Komatsu Ltd. контролирует около 20% поставляемой на российский рынок строительной техники. И свои позиции она сдавать не собирается. В 2010 году в Ярославле был официально открыт собственный завод компаниипо выпуску дорожно-строительных машин и коммунального оборудования (малогабаритных машин) . На этом сборочном предприятии выполняются все операции от сварки до сборки, отдельно для строительного и коммунального оборудования.

Автор: ТЕХНОmagazine

Добавить комментарий