Экспортные достижения ЧТЗ

Экспортные достижения ЧТЗ во Вьетнаме глава Министерства промышленности и энергетики Виктор Христенко поставил в пример российским производителям

Курс – на юго-восток!

ЧТЗ принял участие в традиционной Международной промышленной выставке в Ханое «VIIF-2007», показав на ней две машины – один из самых массовых сегодня своих бульдозеров Б-10 и специально сконструированный для стран с субтропическим климатом Б-140. Экспозиции в столице Вьетнама представили также ведущие промышленные предприятия Московской, Свердловской областей, Пермского края, Татарстана.

Официальную российскую делегацию в Ханое возглавлял министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко. Приехав на выставку и оглядев строй техники, он направился к экспозиции челябинцев, возле которой никогда не было пусто. Живой интерес южноуральские машины вызвали у экспортно-импортной компании СРВ «Матексим», представителей муниципальных фирм. Один из бульдозеров был куплен во время показа.

На выставке гендиректор ЧТЗ Валерий Платонов рассказал Виктору Христенко о сотрудничестве предприятия с вьетнамскими партнерами. Выступая в Ханое на семинаре, посвященном промышленно-техническим связям России и Вьетнама, министр заметил, что сегодня для взаимодействия созданы благоприятные условия и поставил экспортный напор челябинцев в пример другим российским производителям. О достижениях тракторного завода во время своей речи он упоминал еще не раз.

Сегодня завод выстраивает новые отношения с партнерами. Бурные 90-е годы, когда тракторы меняли на китайские пуховики, искажая тем самым всякие представления о нормальной экономике, канули в прошлое.

Экспансия технологий

Во время состоявшегося в сентябре этого года в Москве межгосударственного бизнес-форума при участии премьер-министра Вьетнама Нгуен Танг Зунга было подписано соглашение о развитии рынка строительных машин в этой стране. Оно предполагало, что ЧТЗ, нижнетагильский «Уралвагонзавод» и крупнейшая вьетнамская многоотраслевая корпорация «Лилама» создадут совместное предприятие, изготавливающее и продающее до 500 единиц строительной техники на рынке Юго-Восточной Азии. Немалую часть из них составят бульдозеры Б-170, разработанные в Челябинске специально для тропиков. Объемы ежегодной реализации – 50 миллионов долларов – свидетельствуют о масштабности взаимных намерений.

Экономика Вьетнама быстро прогрессирует. В стране интенсивно сооружаются дороги, гидроэлектростанции, офисы и жилье. С прицелом на этот рост правительство СРВ сформулировало стратегию постепенного замещения импорта отечественными механизмами, призванными поддержать созидательный бум. Речь зашла не просто о продаже бывшим братьям по соцлагерю готовой продукции, а о передаче технологий, чего не сделало еще ни одно тракторостроительное предприятие России. Поэтому наряду с желанием поучаствовать в «VIIF-2007» делегация тракторостроителей преследовала и другую цель - на месте оценить, насколько производственные мощности партнеров соответствуют поставленным руководством СРВ задачам по освоению Б-170.

- Мы объехали шесть предприятий, два из которых принадлежат участвующей в проекте корпорации «Лилама», что строит речные суда, работает на энергетику и горную отрасль, сдает под ключ производственные объекты, - рассказывает главный технолог завода инженерных машин ЧТЗ Геннадий Балябин. – Ее производства еще в прошлом веке были оснащены российским оборудованием. Вьетнамцы об этом не забывают, с теплотой вспоминая о помощи СССР. На одном из заводов нам показали аллею, посаженную советскими специалистами. Рядом с каждым деревцем – табличка, на которой написано, кто именно посадил саженец.

Сейчас на вьетнамских предприятиях есть современные западные станки с программным управлением. Их немного, но сам факт дает пищу для ума. Время, когда россияне ушли из юго-восточных пределов, не прошло бесследно. Сразу активизировались японцы, американцы, другие конкуренты.

– И все-таки обстановка для нас благоприятная, - уверен заместитель директора Внешнеторговой фирмы ЧТЗ Дмитрий Шкырдин. – Крупные вьетнамские хозяйственники, как правило, учившиеся в Москве, не забывшие свою «вторую родину», признаются: с россиянами им работать проще, потому что понимание существует не только на бытовом, но и на техническом уровне. Побывав недавно на ЧТЗ, специалисты из «Лиламы» не скрывали, что удивлены масштабами нашего предприятия. А когда я сопровождал гендиректора этой корпорации Фан Хунга в Нижний Тагил, где этим летом демонстрировалась инсценировка Курской битвы с применением танков, впечатленный увиденным он признался: Россия по-прежнему великая страна. Партнеры чувствуют: международный авторитет нашего государства укрепляется, климат для сотрудничества становится более благоприятным, свидетельством чему - нынешний проект.

Консенсус по-вьетнамски

После осмотра существующих в СРВ мощностей южноуральцы пришли к такому выводу: часть деталей и узлов для «совместного» Б-170 можно изготавливать на месте с небольшой модернизацией производства, все остальное нужно завозить для сборки из Челябинска.

В этом коренилась причина некоторых разногласий. В рассуждениях вьетнамцев часто присутствовал политический момент: сами-де способны изготовить бульдозер, который на 70 процентов будет «вьетнамским». Вице-президент «Лиламы» господин Нян подчеркнул: у них на это большой настрой. В корпорации, выполняющей поручение правительства СРВ, немало высококвалифицированных сварщиков, они делают сложнейшие конструкции с особой тщательностью. Когда говорят о юго-восточном чуде, часто ссылаются на такое понятие – рисовая культура. О ней вспоминают, когда хотят подчеркнуть скрупулезность работников с Востока. Надо видеть, с каким старанием сварщики из «Лиламы» зачищают сварные швы. Обступят огромную конструкцию так, что ее не видно, каждый – при деле.

Но чудеса не случаются, когда преобладает ручной труд. Специалисты с ЧТЗ убеждали партнеров: один трактор можно сделать и при помощи напильника, тогда, однако, он окажется «золотым». Совместному же предприятию, в котором челябинцы собираются принять участие, нужна здоровая экономика. Если во что бы то ни стало в СРВ будут стремиться изготавливать технику у себя «до последней гайки», затраты задушат саму идею. Мысль эту гендиректор ЧТЗ Валерий Платонов постарался донести до главы «Лиламы» Фан Хунга, подчеркивая, что впереди должна стоять экономическая целесообразность. Решили так: вначале ЧТЗ будет поставлять партнерам крупные узлы, а те собирать их. Затем сборка станет вестись из более мелких узлов, то есть «участие» вьетнамцев возрастет. Постепенно начнется переход на их детали, доля которых будет увеличиваться.

Руководители «Лиламы» согласилось с тем, что прежде необходимо определить емкость рынка. Рождение совместного предприятия состоится в начале 2008 года. Далее последует строительство сборочного завода близ Ханоя. Он должен заработать через два года.

Долга дорога вдоль Лаоса

Попутно тракторостроители решили еще одну задачу – продемонстрировали командованию инженерными войсками СРВ новый бульдозер Б-140, показанный на «VIIF-2007». Во Вьетнаме планируется сооружение дороги вдоль границы с Лаосом и Камбоджей протяженностью три тысячи километров. Челябинская машина повышенной экономичности хорошо подходит для этого дела, курировать которое будут вьетнамские военные.

Весной нынешнего года в Челябинске бульдозер осмотрел командующий инженерными войсками генерал Киен, и тогда наметили: он будет отправлен на испытания в СРВ. В разобранном виде машину доставили в порт Хайфон. Еще раз оценить ее возможности желание изъявило новое руководство инженерных войск.

- В пригороде Ханоя расчистили специальную площадку, на которой и должен был блеснуть наш бульдозер, - продолжает Дмитрий Шкырдин. – Командующий Зыонг Дык Хоа прибыл на смотрины с большой свитой - пятнадцатью заместителями и помощниками, что подчеркнуло важность момента. Говорят, что еще ни разу на подобные мероприятия высокопоставленные военные не собирались в таком составе.

Вначале за рычаги бульдозера сел ведущий специалист управления продвижения продукции и сервиса ЧТЗ Иван Шемет. Машина показала себя достойно, и всем понравилась. И все же для чистоты эксперимента рычаги передали вьетнамскому бульдозеристу. Б-140 не подкачал и в чужих руках.

Евгений КИТАЕВ