Особенности оформления транспортных средств на таможне РФ

Развивающаяся российская экономика требует все большего количества строительной, дорожно-строительной и спецтехники. По данным таможенной статистики, количество ввозимых транспортных средств с каждым годом растет – как новых, так и бывших в употреблении.

Значительную часть «бэушной техники» на российский рынок поставляют европейские страны. И с каждым годом увеличивается ввоз новой техники из Китая.

Об особенностях оформления транспортных средств, перевозимых через российскую границу – наше интервью с А. А. НЕФЕДОВЫМ, начальником отдела таможенного оформления и таможенного контроля Челябинского таможенного поста

– Как известно, все транспортные средства, приобретенные за рубежом и перемещаемые через границу РФ, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю. Из чего состоит процесс таможенного оформления, и какие законодательные акты его регулируют?

– Как правило, таможенное оформление любого товара начинается при прибытии его на таможенную территорию Российской Федерации, в пункте пропуска через таможенную границу. В этом месте товар помещают под режим внутреннего таможенного транзита, целью которого является проконтролировать доставку товара и транспортного средства до внутреннего таможенного органа.

Именно здесь и осуществляется декларирование товара, то есть помещение его под таможенный режим.

На сегодняшний день Таможенный кодекс определяет три основных режима – выпуск для внутреннего потребления, экспорт и международный транзит. Также существуют пять экономических таможенных режимов – переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, переработка вне таможенной территории, временный ввоз и таможенный склад. Кроме того, есть 4 завершающих таможенных режима – реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства, и специальные таможенные режимы, включающие временный вывоз, беспошлинную торговлю, перемещение припасов и др.

Декларант вправе в любое время выбрать любой таможенный режим, либо изменить его, так как судьбу товара, транспортного средства после его получения решает собственник товара, за исключением транзита.

Весь процесс таможенного оформления регулирует новый Таможенный кодекс, вступивший в силу с 1 января 2004 года и являющийся по многим направлениям законом прямого действия. Основные положения, касающиеся таможенного оформления, достаточно просты и понятны.

Что касается технологий таможенного оформления, то для их применения необходимо наличие опыта и специальных знаний. Поэтому в случае необходимости оформления коммерческих партий для совершения действий по декларированию товаров желательно обращаться к специалистам по таможенному оформлению – брокерам.

Таможенный брокер (представитель) совершает от имени декларанта (собственника) или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции, в соответствии с Таможенным кодексом. Естественно, его услуги не являются безвозмездными, но в этом случае на него ложится большая часть ответственности за достоверность представляемых в таможенные органы сведений.

После завершения процедуры внутреннего таможенного транзита товары помещаются на склады временного хранения. Временное хранение товаров допускается и непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях. Например, если грузовая машина или бульдозер расположен на железнодорожной платформе.

Естественно желание каждого собственника избежать данную процедуру, поскольку это связано с дополнительными финансовым затратами – платежи владельцу склада временного хранения либо железной дороге за простой вагонов. Но для этого, еще раз подчеркну, необходимо заранее подготовить все необходимые документы, осуществить платежи в таможенные органы, обратиться к специалистам по таможенному оформлению.

– Кто имеет право оформлять на таможне грузовые автомобили?

– Как я уже говорил, декларирование товаров таможенному органу их собственник может осуществлять самостоятельно (через доверенное лицо), либо обратиться к таможенному брокеру.

– Алексей Афанасьевич, какой набор документов должен быть при пересечении границы у перевозчика грузовой, дорожно-строительной, спецтехники?

– При пересечении таможенной границы, если перемещается техника гражданского назначения, каких-либо особенных документов на нее не требуется. Перевозчик представляет стандартный пакет документов, в который входят товарно-транспортная накладная, коммерческие документы, счет-фактура (инвойс), документы на транспортное средство.

Кроме того, должны быть документы, подтверждающие гарантию исполнения обязательств перевозчика перед таможенными органами при внутреннем таможенном транзите: таможенная расписка и гарантийный сертификат.

Для ввоза товара не требуется предоставлять на границе документы, подтверждающие его безопасность (сертификат соответствия, одобрение типа транспортного средства). Но надо помнить, что при декларировании товара его выпуск и передача собственнику состоится только после предоставления данных документов. Естественно, без них также невозможна выдача документов учета транспортного средства (ПТС, ПШТС, ПСМ).

– Можно ли перевозить товар на грузовой машине с транзитными номерами?

– Если речь идет о том, что машина, имеющая транзитные номера, сама является товаром, то в ее грузовое отделение можно загрузить любые товары. Но в этом случае будет производиться таможенное оформление как самого транспортного средства, так и перевозимых на нем товаров.

– Какие данные в обязательном порядке вносятся в грузовую таможенную декларацию?

– Сведения, которые необходимо указывать в таможенной декларации, определены ч.3 ст.124 Таможенного кодекса РФ. В развитии этого изданы нормативные документы – инструкции, классификаторы по заполнению грузовой таможенной декларации. Для ее заполнения и подачи в таможенный орган применяются специальные программные средства.

В декларации указываются:

сведения о таможенном режиме;

сведения о декларанте;

сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки;

сведения о товарах (описание, классификационный код товаров по ТНВЭД, страна происхождения, данные о количестве и стоимости);

сведения об исчислении платежей;

сведения о внешнеэкономической сделке;

сведения обо всех разрешительных документах, необходимых для выпуска товаров в выбранном таможенном режиме.

– В какой срок техника должна быть доставлена на склад временного хранения, и как долго на нем она может находиться? Что ждет нарушителей?

– Если после завершения процедуры внутреннего таможенного транзита не принято решение о выпуске товаров, то к ним применяется процедура временного хранения. Максимальный срок временного хранения на складе составляет 4 месяца. В случае, если в этот срок собственник товара его не продекларировал, таможней возбуждается дело об административном правонарушении. В этом случае возможны разные варианты развития событий. В худшем для собственника случае он может лишиться своего товара.

– Алексей Афанасьевич, каковы ставки таможенных пошлин, и где они оплачиваются? Можно ли самому рассчитать их размер?

– Ставки таможенных пошлин зависят от классификационного кода товара, поэтому перед тем, как ввозить товар, необходимо определиться с этим кодом. Для этого необходимо иметь информацию о годе выпуска транспортного средства, его мощности, грузоподъемности, полной массе, габаритных размерах и других технических характеристиках.

Определив код товара, руководствуясь таможенным тарифом, можно определить ставку ввозной пошлины на данный товар. Если ставка таможенной пошлины адвалорная, то есть в процентах от стоимости, то вы можете самостоятельно посчитать величину ввозной пошлины. Но необходимо помнить, что за основу расчета берется цена вашей сделки по покупке техники, с учетом возможных доначислений (корректировок). Поэтому, планируя сделку по покупке транспортного средства, лучше заранее обратиться к специалисту.

– Что такое таможенная очистка? Сталкивались ли Вы с несоответствием данных в ПТС и как действовали в этом случае?

– Термин «таможенная очистка» подразумевает совершение таможенных процедур, связанных с декларированием и выпуском товара. По завершению данных процедур вы можете пользоваться своим товаром в соответствии с условиями заявленного вами режима. Если вы выпустили товар в режиме выпуска для внутреннего потребления, то можете им пользоваться и распоряжаться без ограничений.

Несоответствие данных как в технических паспортах, так и в других документах, представляемых на ввозимую технику, встречается нередко. Во всех случаях таможней проводится дополнительная проверка документов и сведений. При необходимости таможенные органы обращаются к экспертам. Также налажены контакты с автодилерами, находящимися на территории Российской Федерации.

На сегодняшний день для нас наиболее актуальна проблема определения момента выпуска транспортного средства, так как таможенным тарифом предусмотрены разные ставки для транспортных средств разного возраста. В нашей практике был случай, когда неправильное определение даты выпуска транспортного средства привело к занижению таможенных платежей на сумму более 900 тысяч рублей.

– Существует ли упрощенный порядок таможенного оформления строительной, строительно-дорожной и спецтехники?

– Для этих видов транспортных средств не предусмотрено упрощенного порядка таможенного оформления при ввозе товаров, поскольку эта техника изначально рассматривается как предназначенная для производственной и иной коммерческой деятельности.

– А если, к примеру, ввозится грузовой автомобиль, собственник которого заявляет, что намерен использовать его не в коммерческих, а исключительно в личных целях?

– В целях выравнивания таможенных платежей, уплачиваемых юридическими и физическими лицами при ввозе на таможенную территорию нашей страны отдельных транспортных средств, Правительством Российской Федерации было принято постановление № 567 от 16 сентября 2006 года “О выравнивании таможенных платежей, уплачиваемых юридическими и физическими лицами при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации отдельных транспортных средств» (опубликовано в “Российской газете” № 212 (4178) от 22.09.2006 г. и в “Собрании законодательства” РФ, № 39, 25.09.2006, ст. 4079).

Данное постановление, вступившее в силу с 1 января 2007 года, устанавливает, что при ввозе физическими лицами на таможенную территорию РФ транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8704, 8705, 8709 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, применяются ставки таможенных пошлин, налогов в соответствии с общим порядком и условиями тарифного регулирования и налогообложения, предусмотренными для участников внешнеэкономической деятельности. Таможенные органы РФ должны производить таможенное оформление и таможенный контроль транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8704, 8705, 8709 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, в соответствии с общим порядком и условиями, предусмотренными для участников внешнеэкономической деятельности.

– Были ли случаи провоза контрафакта, занижения реальной стоимости транспортных средств?

– С контрафактом при перемещении техники через границу мы не сталкивались, хотя вопросы защиты прав правообладателя на территории Российской Федерации для нас являются одними из приоритетных.

В большей степени вопросы контрафакта заботят нас при ввозе запчастей к спецтехнике – здесь может быть большое количество подделок. На сегодняшний день в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности включены такие известные производители техники как Caterpillar, КАМАЗ, ЗИЛ и ряд других.

Достаточно тяжело подделать, например, фирменный бульдозер. Через границу его будет невозможно переправить. Поэтому идут по другому пути – пытаются выдать за оригинальные контрафактные запчасти.

Для определения реальной стоимости техники таможенные органы получают информацию от торговых представительств за рубежом, которые непосредственно связаны с производителями техники. У нас имеются каталоги, в которых определена стоимость транспортных средств (спецтехники), в зависимости от года выпуска. Поэтому серьезные случаи занижения стоимости техники не проходят.

Ираида Фомина

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация