Нашествие с Востока - MADE IN CHINA

Многие годы китайское машиностроение работало в основном на удовлетворение бурно растущего внутреннего спроса. Объемы производства в Китае достигли гигантской величины. Так, только башенные краны выпускают уже более 100 заводов, всего же строительную технику в Китае производят более 1000 предприятий. Неудивительно, что взгляды китайских промышленных гигантов обратились за рубежи Поднебесной. Даже учитывая, что средняя экспортная составляющая китайских концернов сейчас близка к 10 процентам, абсолютные показатели все равно очень велики. Китай уверенно вышел на первое место по объемам экспорта машиностроительной продукции среди всех стран Тихоокеанского региона, быстро завоевывая все развивающиеся рынки Африки, Азии и Южной Америки.

После периода «серого» импорта низкокачественной техники за дело взялись серьезные российские компании, заключившие контракты с ведущими китайскими производителями. На наш рынок наконец стала поступать не техника, предназначенная для внутреннего китайского рынка, а подходящее для российских условий, адаптированное оборудование. Была организована его сертификация, созданы сети представительств и дилерских центров, что подняло сервис китайской техники на должный уровень.

Китайские заводы активно поддерживают официальных дилеров – российские партнеры всегда в курсе самых последних новинок, имеют приоритетные условия доставки техники и запчастей, возможность стажировать персонал непосредственно у производителя.

На текущем этапе наиболее востребованы в России фронтальные погрузчики грузоподъемностью до 5 т, бульдозеры, автогрейдеры, дорожные катки для уплотнения грунта, бетононасосы, автокраны, грузовые самосвалы грузоподъемностью до 20 т, а также коммерческие грузовики. Через несколько лет при сохранении экономической ситуации в обеих странах китайская грузовая и строительная техника займет, по скромным прогнозам, до 10 процентов российского рынка.

Коммерческий автотранспорт

Ситуация с коммерческими грузовиками практически не отличается от той, что сложилась на рынке дорожно-строительной техники. От ввоза подержанной техники российские компании переходят к «нормальному» сотрудничеству с ведущими производителями - China First Automobile Works (FAW) Corp., Beiqi Foton Motor Co Ltd. и другими.

Активно расширяются дилерские сети, чему способствует отсутствие жестких требований заводов - авто¬мобили можно реализовывать совместно с другими грузовиками. При этом непременное требование китайцев - наличие у про¬давца ремонтной зоны для технического обслуживания автомобилей – можно только приветствовать.

Одна из наиболее популярных в России марок – Foton, представленная моделями грузоподъемностью от 1,5 до 15 т. «Все машины Foton снабжаются дополнительным оборудованием производства завода «Центртранстехмаш» (фургоны различной модификации, эвакуаторные платформы подъемно-сдвижные и 2-ярусные, гидроборты, краны-манипуляторы), - рассказывает Алексей Молофеев, начальник отдела продаж ООО «Центр «Автофургон». - Ценовой диапазон: от 524 тыс. до 2 млн. руб. Грузовики изначально адаптированы к российским погодным и дорожным условиям».

Китайские автомобили по соотношению цена/качество составля¬ют серьезную конкуренцию российским и тем более европейским развозным грузовикам.

Адаптация и сервис

Если подходить к приобретению китайской техники ответственно, то проблем с ее адаптацией к российским климатическим условиям не возникнет - в каждой машине должна быть система зимнего запуска.

«Надо сказать, что завод всегда шел нам навстречу и по возможности вносил изменения, о которых мы просили, - рассказывает Константин Ефремов. - В самом начале нам поставлялось стандартное оборудование. В результате более тесных контактов интерес к нашему рынку вырос, некоторые узлы и детали были доработаны. Были поставлены низкотемпературные резиновые уплотнения, жидкости заменены на низкотемпературные. Заменены резина в сальниках и манжетах, топливные фильтры, некоторые элементы электрооборудования, поскольку в российском климате образуется больше конденсата».

Проблемой может стать гарантийное обслуживание, однако это характерно только для компаний, которые лишь недавно начали работать с китайскими партерами. Если склад еще не сформирован, то запчасти приходится заказывать напрямую на заводе-производителе, а на это необходимо определенное, порой немалое время. Таких проблем не возникает, если компания-дилер уже долгое время работает с китайским заводом и располагает собственным полноценным складом. В таком случае информация о недостающих деталях на складе поступает в Китай оперативно, и так же быстро все необходимые запчасти и детали отправляются заказчику.

О качестве и перспективах

Вопреки расхожему мнению, высокий спрос на китайскую технику определяется не ее аномально низкой ценой (которая всего на 10-20 процентов ниже, чем на аналогичную «брендовую» продукцию), а растущим качеством. При этом дилеры, заинтересованные в долговременном сотрудничестве с китайским партнером и сохранении собственной репутации, пока еще не полностью доверяют контрагентам и нередко делегируют в Поднебесную своего постоянного представителя. Совместно с заводчанами «наш человек» проверяет качество техники, сходящей с конвейера, следит за отгрузкой товара с завода-производителя и отправкой его в Россию. Таким образом, серьезный дилер прослеживает весь путь движения китайской техники от производства до покупателя.

Отношение к китайской дорожно-строительной и грузовой технике со стороны потребителей хотя и улучшается, все еще кое-где остается скептическим. Профессиональный подход к делу со стороны официальных дилеров - поставки проверенной и адаптированной техники, обеспечение качественного (в т.ч. гарантийного) сервиса на местах - безусловно, будут способствовать слому этого стереотипа.

В заключение отметим, что китайские заводы пока не угрожают американским и европейским производителям, присутствующим на российском рынке уже несколько десятилетий. Прежде чем в глазах потребителей китайская машиностроительная продукция поднимется до уровня признанных брендов, должно пройти хотя бы лет пять их «совместной» работы - только тогда можно будет говорить о полноценной конкуренции между китайской техникой и машинами американского и европейского производства. А вот с российскими производителями китайские заводы, благодаря относительно невысокой цене на продукцию, успешно конкурируют уже сейчас.

Олег НИКИТИН

МНЕНИЯ

Константин Ефремов, ген. директор компании «Специальная промышленная техника» (Санкт-Петербург):

- Из Китая ввозятся самые разнообразные дорожно-строительные машины: фронтальные погрузчики, грейдеры, экскаваторы гусеничные и колесные, мини-погрузчики, катки, фрезы, асфальтоукладчики. Ценовой диапазон - от 1 до 10 млн руб., все зависит от типа техники и от ее «начинки», а также от условий доставки.

Помимо технических характеристик машины важна ее стоимость. Сегодня на рынке много техники разных марок из разных стран, и каждый выбирает по карману. Одни предпочитают мировые бренды за большие деньги, другие - менее дорогие и малоизвестные модели. Обычно у официальных дистрибьюторов цены ниже, чем у фирм-перекупщиков. Перед покупкой стоит поинтересоваться, как давно техника на рынке, пообщаться с теми, кто уже приобрел ее, какие гарантии предлагаются и т.д. У компании-продавца должен быть свой сервис-центр с оперативным обслуживанием и квалифицированными специалистами, обучавшимися на заводе-производителе.

МНЕНИЯ

Андрей Шевнин, зам. директора компании «Уральский Дорожный Сервис «Гермес» (Челябинск):

- За время сотрудничества с «LiuGong Machinery Co LTD» нами создана дилерская сеть, охватывающая все регионы России, открыты сервисные центры. Реализованная в России техника бесперебойно работает в самых разных условиях - от Сочи до Магадана. От проблем с эксплуатацией и обслуживанием клиентов избавляют качественный сервис и наличие необходимых материалов на региональных складах.

Ассортимент техники достаточно широк: фронтальные и вилочные погрузчики, экскаваторы, автогрейдеры, мини-погрузчики, дорожные катки, асфальтоукладчики, автобетоносмесители и др. Продукция, представленная в России, поставляется только на экспорт в страны Европы, США, Австралии, а на китайский рынок идут менее дорогие машины более простой комплектации. Это связано с существенными отличиями стандартов и обязательными требованиями к технике такого класса в Европе, России и Китае.

МНЕНИЯ

Максим Харченко, коммерческий директор «ФоркЛифтСервис» (Москва):

– Более 60 процентов оборудования для склада, продающегося в Китае, выпускает китайская группа компаний Anhui Heli Forklift Truck, в которую входит около десяти заводов. Heli использует собственные разработки и комплектующие, выпуская погрузчики всех видов грузоподъемностью до 16 т, высотные штабелеры для трехсторонней обработки грузов, ричтраки, электротягачи, платформенные электротепежки, малую напольную технику и т.д. Завод серьезно относится к репутации: сначала полтора-два года обкатывает образцы на внутреннем рынке и только после этого принимает решение о поставке на экспорт.

Соотношение цена-качество продукции Heli удовлетворяет потребностям российского рынка. По сравнению с японской техникой эти машины технически проще, содержат меньше высокотехнологичной электроники и узлов. Мы позиционируем технику Heli как достойную замену болгарским погрузчикам, однако не стремимся продавать ее дешево. Ведь это достаточно качественный, а потому и дорогой продукт.

Факт

Сейчас Китай занимает третье место в мире по объему производства строительных машин после США и Японии - на его долю приходится более 15%. В дорожно-строительном машиностроении Китая после консолидации сформировалось несколько крупных объединений национального масштаба с известными торговыми марками: Xuzhou Construction Machinery Group Inc. (XCMG), Liugong, Xiagong, Shantui, Zoomlion, Sany, Heli и др. По мнению британской консультационной компании Off-Highway Research (OHR), в связи с наличием в Китае огромных производственных мощностей и относительно невысоким уровнем заработной платы доля страны в мировом производстве строительных машин в начале следующего десятилетия достигнет 50%.

Факт

Премьер-министры РФ и Госсовета Китая Виктор Зубков и Вэнь Цзябао учредили Российско-Китайскую палату по торговле машинотехнической продукцией. Дело в том, что в 2007 г. Россия впервые имеет отрицательное сальдо в торговле с Китаем. Однако добиваться баланса за счет дополнительных поставок круглого леса и сырой нефти Россия не намерена. Российско-китайская палата призвана способствовать диверсификации экспорта в КНР путем наращивания поставок машинотехнической продукции и продукции с высокой степенью обработки. В новую структуру войдут российские и китайские предприятия-экспортеры, а также китайские компании, заинтересованные в закупках российской продукции.

Планируется утвердить программу сотрудничества в области обязательного подтверждения и признания соответствия товаров. Документ будет предусматривать совместную работу профильных ведомств по приведению различных видов поставляемой продукции в соответствие с техническими стандартами и регламентами.