Холодильные установки и изотермические фургоны

Холодильные установки на «колесах» — неотъемлемая составляющая современного грузового автопарка. Перевозка термочувствительных товаров стоит на двух китах: изотермическом фургоне, максимально долго сохраняющем температуру, и собственно рефрижераторной установке, которая эту температуру задает

_______...______________1.jpg 

Фургон всему голова

Главным в этой паре можно признать изотермический фургон — он прекрасно работает сам по себе (хоть и на небольших расстояниях), в то время как рефрижератор без изотермического фургона не применяется.

Изотермические фургоны собираются по двум технологиям — каркасной и бескаркасной. В первом случае основой фургона служит металлический каркас, к которому крепится обшивка. При бескаркасной технологии внутренняя, внешняя обшивка и теплоизоляционный слой составляют единое целое — монолитную сэндвич-панель, которая служит элементом несущей конструкции.

Кузов фургона состоит из основания, двух боковых и передней панелей, панели крыши и задней панели (3-слойной конструкции). Их толщина — от 30 до 150 мм. На задней панели (в стандартном исполнении) имеется 1- или 2-створчатая дверь со штанговыми запорами, обрамленная резиновыми уплотнителями. Створки, как правило, имеют вертикальные штанги с эксцентриковыми запорами на концах, обеспечивающими поджатие к проему через уплотнители в закрытом положении и открывание. Толщина двери, как самого «узкого» места фургона, обычно больше, чем других стенок. Резиновый уплотнитель выполняется эластичным, чтобы он не дубел на морозе и не расплывался на жаре. Фурнитура (петли, замки, рукоятки, упоры и т. д.) может быть оцинкованной или нержавеющей.

Основание кузова состоит из металлокаркаса, к которому болтовыми соединениями крепится панель пола, поверх него уложен настил. Практикуются разные варианты изготовления пола: оцинкованная сталь, полиуретановая заливка с добавлением кварцевого песка, рифленый алюминий. Все места стыков настила и болтовые крепления кузова обрабатываются герметизирующими мастиками, что обеспечивает герметичность внутреннего объема.

Стандарт внутренней архитектуры — пустой фургон. При необходимости он разбивается на 2 (4) отсека перегородками, не достающими до пола и потолка на 100—200 мм. Если требуется перевозка горячей продукции (например, хлеба), фургон оснащается полозьями для лотков и организуется вытяжка влажного теплого воздуха через вентиляционные каналы. Электрооборудование включает плафон освещения (с выключателем в кабине водителя) и сигнализацию открытого положения двери.

Фургон крепится к раме автошасси посредством подрамника с помощью болтовых соединений («стремянок»). Самый простой подрамник — две деревянные либо металлические (швеллеры) балки, разнесенные на ширину рамы автомобиля. Помимо грузового автошасси, фургон может быть смонтирован и на полуприцепе.

Ширина фургона, конечно, больше ширины рамы, но не может превышать 2,5 м (по ГОСТу). Как правило, самые крупные модели монтируются на 4-тонные шасси, на малотоннажные грузовики обычно ставятся модели шириной до 2 м. Длина фургона определяется грузоподъемностью задней оси и размером свеса, который не должен превышать безопасного значения. Сзади и по бокам фургона на «тяжелые» фургоны обязательно ставятся противооткатные устройства (балки), защищающие в том числе и бензобак.

Материалы для фургона

При изготовлении «правильного» изотермического фургона применяется пенополистирол (ППС) или пенополиуретан (ППУ). Последний предпочтительнее, так как имеет лучшие свойства для поддержания и сохранения температуры. Автофургонов на основе ППУ в Европе около 10%, остальные из ППС.

Плотность ППС — около 40 кг/м3, однако надо понимать, что ППС бывает строительным и автомобильным. Последний выпускается на сегодняшний день только за границей. Строительный отличается от него рецептурой, а также шероховатостью и структурой поверхности, и при более низкой цене имеет и худшие термоизолирующие свойства.

В России при этом широко эксплуатируются модели, изготовленные с применением обычного пенопласта марки ПСБ (по некоторым данным, свыше 90% автопарка), вообще не имеющего изотермических свойств, так как его плотность 15—35 кг/м3. Структура пенопласта известна всем. Чем крупнее «шарики», тем меньше плотность пенопласта, тем легче он разрушается при обычном ударе. Нередки случаи, когда заказчик требует закладки в панели ППС, а ему помещают обычный пенопласт, который не распознать при стандартной приемке продукции — только путем термических испытаний или после разрушения корпуса фургона.

ППС, подкрашенный производителем в розоватый, синеватый и другие цвета, плотен на ощупь, имеет равномерную структуру. В России с применением ППС выпускается примерно 7—8% (по-настоящему изотермических) автофургонов. ППУ (заливные сэндвич-панели) занимают пока жалкие 1—2%, хотя эта доля постепенно растет.

На российском рынке работает много солидных производителей изотермических (рефрижераторных) автофургонов: «Автомеханический завод» и «Багем» (Нижний Новгород); «ГИРД-Автофургон» (Миасс); «КАФ» («Комбинат автомобильных фургонов», Шумерля); «МАЗ — Купава» (представитель в России — компания «Мир Купавы», Москва), «ИнтерПайп ВАН», «Меткомплекс», «Мосдизайнмаш» (Москва), «Рострак», «Энергия» (Санкт-Петербург); «Технополис» (Обнинск); «Техпро» (Рязань) и другие предприятия.

Из зарубежных фургонов, не считая «Купавы», на российском рынке шире других представлены модели Schmitz.

Заморозь меня

Холодильные агрегаты отличаются прежде всего производительностью, которая задается внутренним объемом фургона, классом перевозимого груза и другими, менее значимыми факторами.

В небольших фургонах (до 40 м3) применяются установки до 3380 Вт (при –20 °С). Привод компрессора, как правило, от автомобильного двигателя через электромагнитную муфту. В этом сегменте наиболее известны модели компаний Carrier Transicold, Thermo King, Konvekta, Zanotti и российской «Элинж». Имеются и рефрижераторы, работающие от своего силового агрегата (3—15 л. с.), их мощность достигает 6400 Вт, а обслуживаемый объем — 60 м3. Здесь лидируют также модели от Carrier и Thermo King.

Помимо этих основных типов холодильных установок, разработано несколько различных вариантов (например, эвтектоидный) охлаждения внутреннего пространства фургона.

Эксплуатация и применение

Главный эксплуатационный параметр фургона наряду с грузоподъемностью — толщина стенки. Если она не превышает 60 мм (самая «ходовая» для городской развозки — 40 мм), такой фургон имеет смысл применять только на короткие расстояния. При большей толщине стенки потребитель, как правило, монтирует холодильную установку (Thermo King, Carrier, Sanden и др.), без нее такие модели кузова не пользуются спросом.

Каркасные модели отличаются большим числом так называемых «мостиков холода» — сквозных заклепок, отверстий и т. п. Из-за повышенной подвижности такого фургона со временем мостики холода растут, а утеплитель отслаивается от обшивки. В этом отношении бескаркасные фургоны из сэндвич-панелей предпочтительнее — при точном исполнении угловых стыков такие кузова служат дольше каркасных. Кроме того, конструкция панели исключает попадание влаги в стыки.

Алюминий или пластик в качестве наружной облицовки позволяет избежать коррозии кузова и добиться его устойчивости к мелким механическим повреждениям. Металлические поддоны повышают износоустойчивость напольного покрытия, а его рифление затрудняет подвижки перевозимого груза. Важна окантовка дверных проемов — она часто подвергается механическим воздействиям при погрузочно-разгрузочных работах, поэтому предпочтительнее окантовка из нержавеющей стали.

— Техобслуживание фургона заключается в своевременной смазке дверных петель, а также в проверке и подтяжке элементов крепления навесок, дверей и других узлов,— рассказывает начальник отдела маркетинга ОАО «КАФ» Михаил Колесников.— Резиновые уплотнители дверей необходимо очищать и смазывать глицерином не реже одного раза в месяц. Внутреннее помещение кузова следует ежедневно мыть и дезинфицировать хлорной известью. Профилактику антикоррозионной защиты кузова и ходовой части (регулярные осмотры, мойку с последующей сушкой, восстановление лакокрасочных покрытий) рекомендуется совмещать с сезонным обслуживанием.

Также иногда нужно осматривать «стремянки» и при необходимости подтягивать их. Теплопроводность стенок не проверяется, поскольку изотермические фургоны работают в основном на внутригородских, то есть коротких, маршрутах.

Обслуживать холодильную установку следует согласно требованиям завода-изготовителя, в соответствии с документацией. Требования к поддержанию температуры в рефрижераторном отсеке строго стандартизованы, а качество термоизоляции и самого рефрижератора периодически контролируется на специальных станциях.

Традиционно в изотермических и рефрижераторных фургонах перевозятся медицинские препараты, мясомолочная продукция, хлебобулочные изделия. Нередко они используются для перевозки взрывоопасных грузов, цыплят, лошадей, порой даже для организации передвижного туалета. В последнее время на базе изотермических фургонов всё чаще монтируются транспортно-бытовые машины. Они предназначены для длительного проживания, например, ремонтных бригад в автономных условиях. В таких фургонах устанавливаются обогреватель, плита, умывальник и другие бытовые приспособления, организуется вентиляция (через окно). В зимний период такие фургоны сохраняют тепло значительно дольше, чем вагоны-дома, а в летний — сохраняют прохладу.

Олег Никитин

Мнение

Виктор Ворошиловъ, директор ООО «Багем»:

— Способность фургона сохранять температуру напрямую зависит от утеплителя, марка которого, в свою очередь, определяется методом сборки: 1) каркасный с закладным пенопластом (каркас — профильная труба); 2) бескаркасный с закладным пенопластом (каркас из стального листа, загнутого внутрь,— он же выступает как наружная обшивка); 3) бескаркасный из склеенных сэндвич-панелей (для связи и усиления применяются соединительные уголки); 4) бескаркасный из сэндвич-панелей (пенополиуретан, ППУ); 5) бескаркасный из сэндвич-панелей с разнообразным наполнителем (сотовые: картон, полиэтилен, поликарбонат, поливинилхлорид, стеклопластик и др.). Марки закладного пенопласта — ПСБ 15-25, ПСБ 35-50 и экструдированный пенополистрирол. ППУ может вклеиваться в сэндвич-панели, а может быть залит и вспенен уже внутри.

Сергей Солдатенко, генеральный директор Завода автофургонов «Энергия»:

— Применение утеплителя при каркасной сборке не исключает появления воздушных зазоров, что приводит к выпадению конденсата, потере теплоизоляционных свойств и коррозии обшивки не только снаружи, но также изнутри. Панельная технология склейки не дает образовываться пустотам в полости стен, поэтому их теплоизоляционные свойства намного выше, чем у металлических каркасных фургонов. У наших фургонов сэндвич-панели сделаны без стыков и швов из пластика, армированного стекловолокном и тонким стекломатом с внешней стороны. Пластик устойчив к ультрафиолетовым лучам, не желтеет и не выгорает со временем.

Факты

Первый европейский документ, касающийся перевозок пищевых продуктов, был принят 1 сентября 1970 года и назывался «Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок». Документ выделяет несколько типов автомобилей:

— «изотермическое транспортное средство», которое в свою очередь бывает «обычным» и «с усиленной изоляцией», иначе говоря, это просто пустой фургон без холодильного оборудования, с изотермическими (утепленными) стенками;

— «ледник»: оборудован эвтектическими плитами, сухим льдом и др., что понижает и поддерживает температуру немеханическим способом;

— «рефрижератор»: оснащен холодильной установкой.

Согласно современной европейской классификации АТР, имеется три класса рефрижераторов: в классе «А» при средней температуре окружающей среды +30 °С температуры внутри фургона — от 0 до +12 °С. В классе «В» нижняя граница сдвинута до –10 °С, интервал для класса «С»: от –20 °С (и ниже) до +12 °С.

Рефрижераторные транспортные средства допускаются к перевозке скоропортящихся пищевых продуктов, только если фургон достаточно хорошо держит холод, и проходят регулярные проверки на соответствие всем требованиям

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация