Планировщики на автомобильных шасси

Рост объемов строительства сегодня можно связать с развитием экономики – бизнес-центры, офисы, магазины, склады, дороги, мосты, тоннели... Также растут требования к качеству возводимых объектов и технике, их обслуживающей. А техника становится весьма разнообразной — от узкоспециализированных агрегатов до универсальных машин.

Одна из таких универсальных машин – это экскаватор-планировщик на автомобильном шасси. Конструктивная особенность экскаватора-планировщика – телескопическая стрела с навесным оборудованием, поворачивающимся вокруг своей оси. Такая машина особо востребована в нефтегазовой промышленности, в дорожном строительстве и других отраслях.

Универсальные машины

Поворот ковша как за счет ротационного механизма, расположенного на стреле, так и за счет поворота самой стрелы вокруг своей оси, позволяет планировщику выполнять землеройные работы (прямой или обратной лопатой), с которыми не справится ни экскаватор с шарнирно-рычажным рабочим оборудованием, ни автогрейдер.

Вот лишь короткий перечень того, что может эта машина:

зачистка и планировка откосов, насыпей высотой более 2,5 м;

работа под мостами и в других ограниченных по высоте местах;

подкапывание под трубами и коммуникациями;

рытье котлованов под прямым углом и многое др.

Главная особенность «телескопа» – его способность резать грунт по прямой линии (втягиванием стрелы) и зачищать наклонную поверхность при помощи ротации ковша.

Установка экскаватора на автомобильное шасси не только удешевляет технику, но и обеспечивает ее оперативное перемещение с одной рабочей площадки на другую, что снижает время простоя. При этом современные гидравлические системы ведущих производителей позволяют «телескопу» выполнять обычные земляные работы по выемке грунта с не меньшей производительностью, чем у экскаватора с шарнирно-сочлененным рабочим оборудованием.

Дополнительная «навеска» расширяет возможности машины при разработке котлованов и траншей, рытье каналов, планировке откосов и других земляных поверхностей. Экскаватор может превращаться в манипулятор, подъемный кран, механизм для очистки доменных печей, газонокосилку, каток и т.п.

У такой универсальной техники имеется и обратная сторона медали – повышенная сложность как комплектации, настройки и регулировки гидроаппаратуры (а значит, жесткий выходной контроль), так и обслуживания. Например, в гидросистеме одной из последних моделей, появившейся на российском рынке – «EW-25-M1.200» («Антей») белорусской компании «Святовит», применены гидромоторы, РВД, фитинги, штуцеры и прочие механизмы западноевропейских компаний. Использованы также два регулируемых аксиально-поршневых насоса переменной производительности «Bosch-Rexroth», в системе маслоохлаждения — шестеренчатый насос НШ 10, в качестве основного гидрораспределителя — семисекционный насос «Bosch-Rexroth». Платформа экскаватора вращается нерегулируемым аксиально-поршневым гидромотором «Linde», ковш — двумя планетарными гидромоторами. Выдвижение стрелы — гидроцилиндрами с демпферами «Hidronica Dee». Экскаваторная установка управляется при помощи гидравлических блоков сервоуправления (джойстиков) «Mannesmann-Rexroth».

На приборную панель управления вынесены измерительные приборы и индикаторы, позволяющие оперативно контролировать параметры работы: обороты двигателя (тахометр), давление масла, температуру охлаждающей жидкости, заряд аккумуляторных батарей, уровень топлива, давление в сервосистеме, температуру рабочей жидкости в гидробаке, а также счетчик времени наработки.

Уже это краткое описание «EW-25-M1.200» показывает, насколько грамотно следует эксплуатировать экскаватор-планировщик, чтобы он не превратился в груду железа.

Современные требования эргономики предъявляют к рабочему месту оператора немалые по российским меркам требования. Кабина должна иметь повышенную прочностью и гарантировать безопасность оператора, быть коррозионно-стойкой и утепленной. Удобный доступ к местам обслуживания основных узлов установки, свободное место для маневра — желательны, так же как и различные опции: электроподогрев, откидывающиеся подлокотники, регулировка сиденья, шумо- и виброзащита, отопитель, солнцезащитный козырек.

Что имеем

На территории СНГ экскаваторы-планировщики, в отличие от развитых стран, используются ограниченно (из-за их относительной сложности и невысокой в целом квалификации кадров). Основные отрасли их применения это:

подразделения нефтегазовых компаний, обслуживающих трубопроводы (45-50 процентов всего парка «телескопов»);

дорожно-строительные компании (22-25 процентов);

предприятия ЖКХ (18-20 процентов);

строительство (5-8 процентов);

крупные промышленные предприятия и другие объекты (менее 5 процентов).

В западных же странах потребители используют универсальность планировщика «на все 100». Широкий спектр земляных и планировочных работ (с соответствующим набором навесного оборудования) может провести всего один квалифицированный оператор, что актуально для любого предприятия, которому нецелесообразно содержать парк собственной землеройной техники или привлекать стороннего подрядчика.

Страшно узок их круг

В преимуществах телескопических экскаваторов заложен и их недостаток — эта техника весьма сложная и дорогая, из-за чего их производство ограничено. Первый «телескоп» был собран в США братьями Рэем и Купом Ферверда в 1941 г., а в серию в 1946 г. пошла модель фирмы Gradall (США). В наше время планировщики (на пневмоколесном, гусеничном или автомобильном шасси) серийно выпускают всего несколько компаний: Gradall, Badger (США), CSM-Tisovec (Словакия), TML Technik GmbH (Германия), Святовит (Беларусь) и Мотовилихинские заводы (Россия). Штучно производят технику Кохановский экскаваторный завод (Беларусь), Атек (Украина), Уралвагонзавод и Воронежский экскаваторный завод (Россия).

Самый заметный игрок рынка помимо словацкого «CSM-Tisovec» — СП «Святовит». У планировщиков серии EW25 на базе автошасси после модернизации производства повысилась производительность (при планировании откосов), облегчилось управление, улучшились эргономика, обеспечена унификация элементов экскаватора и расширены возможности его монтажа на различные базовые шасси.

Второе по значимости предприятие — «Мотовилихинские заводы». Мощность экскаваторов серии ЭО на четверть ниже «святовитовских», соответственно меньше глубина и радиус копания.

Киевский «Атек» так и не смог закрепиться на рынке, выпуская не более пяти единиц экскаваторов 012А в год. Кентаусский экскаваторный завод начал выпуск планировщика ЭО-3532П с новаторской конструкцией, с полноповоротным рабочим оборудованием, но его перспективы в России туманны. Кохановский экскаваторный завод, представленный тремя моделями экскаваторов и несколькими модификациями, производит не более четырех единиц в год.

Выбираем

Первые «телескопы» относились к 3-й (объем ковша 0,40-0,65 м3) и 4-й (0,65-1 м3) размерным группам на 1-2 типах автошасси. Экскаваторы тех же групп, если говорить об автошасси, по-прежнему доминируют.

Некоторые производители специализируются на производстве только экскаваторных установок, монтируя их на серийные автошасси высокой проходимости (такие как МАЗ, КамАЗ, Урал, Tatra, Volvo, Scania), другие изготавливают собственное шасси (в таких моделях шасси и экскаваторная установка обычно работают от одного двигателя). Однозначно можно сказать, что применение серийных шасси значительно снижает стоимость техники. Все остальное ее только повышает.

Выбирая планировщик, прежде всего, стоит прикинуть, какой высоты откосы он будет «обрабатывать», а также в целом — насколько широко и разнообразно будет он применяться. Чем больше радиус копания на уровне земли, максимальная глубина и высота копания, угол поворота ковша и стрелы, тем ниже расход топлива, зависящий от амплитуды перемещения техники по рабочей площадке, и затраченное на операции время.

Также следует учесть легкость доступа к сервису производителя шасси, что обязательно скажется на удобстве обслуживания техники для конечного пользователя.

Марианна Титова

Олег Никитин